Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 6
1.3 Стратегия конкуренции 7
1.4 Виды конкуренции 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 10
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 12
2.2 Чистая монополия 13
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.4 Олигополия 16
Глава3 Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан...........................................................................................18
3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции…………………………….19
3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики…………………21
3.3Развитие региональной конкуренции в Республике Казахстан……………26
ВЫВОД 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По итогам анализа рынка поставки и розничной реализации запорно-пломбировочных устройств, применяемых на железнодорожном транспорте, в Реестр включены ТОО «Универсал», ТОО «Корпорация Нукер», ТОО «Торговый дом «Бірлік» и ТОО «Корпорация Нукер». Кроме того, по результатам данного анализа установлены согласованные действия между субъектами данного рынка. На рынке пассажирских перевозок доминируют АО «Пассажирские перевозки» (далее – Общество) и его аффилиированные компании. Общество полностью контролирует предприятия как основной, так и обеспечивающей (сервисной) деятельности пассажирских перевозок.
Практика деятельности частных перевозчиков выявила ряд недостатков существующих условий доступа частного бизнеса на рынок перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. Частные перевозчики не имеют равных возможностей с указанными компаниями в предоставлении услуг пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и получении необходимых для осуществления перевозки услуг (доступ к вагонам, услуги вокзалов, продажа билетов, ремонт и т.п.).
В 2009 году в Агентство поступало много обращений как от собственников железнодорожных вокзалов, так и от перевозчиков пассажиров с просьбой оказать содействие в решении вопросов их взаимоотношений на рынке оказания услуг железнодорожных вокзалов.Причиной тому, по мнению Агентства, является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта и собственников вокзалов, которое приводит также к антиконкурентным действиям субъектов рынка.В настоящее время проходит новый этап реформирования железнодорожной отрасли, в ходе которого предполагается дальнейшее развитие конкуренции в перевозочной деятельности как на внутреннем, так и внешних рынках. Последнее особенно актуально с учетом расширения товарных границ и усиления конкуренции в рамках формирования Единого экономического пространства.
Формирование Единого экономического пространства странами, входящими в Таможенный союз, предполагает открытие рынков для беспрепятственного продвижения товаров, работ и услуг, что напрямую касается и железной дороги. Железнодорожные отрасли в странах Единого таможенного союза находятся на стадии реформирования. При этом, имеются принципиальные различия в действующих и целевых моделях отрасли. Различия заключаются, в частности, в законодательном определении рыночной сферы железнодорожного транспорта.
В настоящее время
состояние железных дорог Казахстана
характеризуется физически-
Поэтому, чтобы конкурировать
на внешних рынках, Казахстан должен
предоставить соответствующий уровень
железнодорожной
Данные вопросы, в том числе развитие конкуренции на этом сегменте рынка предлагается решать в рамках разрабатываемой отраслевой программы по развитию транспортной инфраструктуры на 2010–2014 годы.
Развитие конкуренции на воздушном транспорте
Рынок аэропортовых услуг не развит, конкуренция отсутствует.
По итогам проведенного Агентством анализа по нерегулируемым аэропортовым услугам выявлено, что в настоящее время аэропортами оказывается порядка 100 дополнительных услуг.При этом, отсутствует четкий перечень аэропортовых услуг, утвержденный соответствующим нормативным правовым актом либо уполномоченным органом. В этой связи, наблюдается дробление одной услуги на несколько видов (подвидов).Отсутствие такого нормативного документа зачастую приводит к разногласиям и возникновению конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между авиаперевозчиками и аэропортами Республики Казахстан.По итогам проведенного анализа в Реестр внесены изменения в части дополнения наименованием услуг, по которому положение аэропортов признано доминирующим – «предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса».
Доминирующее положение на рынке внутренних авиаперевозок продолжает занимать АО «Эйр Астана»Изучение уровня конкуренции на международных маршрутах показало, что некоторые межправительственные соглашения содержат устаревшие нормы, не отвечающие требованиям конкуренции и интересам потребителей. Отсутствие маршрутной конкуренции обеспечивает авиакомпаниям возможность удерживать высокие цены. Между тем, в условиях конкуренции с зарубежными авиакомпаниями на международных авиарейсах компании вынуждены снижать тарифы, вводить системы льгот и скидок.
Развитие конкуренции в сфере телекоммуникаций
Результаты анализов показывают, что рынок телекоммуникаций является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. Доминирующее положение занимает АО «Казахтелеком», которое является ведущим игроком телекоммуникационного рынка в Казахстане.Монопольное положение и «поведение» крупнейшего субъекта, в целом, отрицательно сказывается на установлении честных конкурентных отношений. Достаточно сказать, что развитие альтернативных операторов связи полностью зависит от условий присоединения, выставляемых АО «Казахтелеком», чтобы понять, что в данных условиях нарушается главенствующий принцип конкуренции – состязательность.В настоящее время, несмотря на большое количество выданных уполномоченным органом лицензий по предоставлению услуг доступа к сети Интернет (более 400), казахстанский интернет-рынок является высококонцентрированным. Доминирующее положение на данном рынке занимают АО «Казахтелеком» и АО «Нурсат», которые состоят в Реестре по услугам доступа к сети Интернет как группа лиц с долей доминирования свыше 35%.Рынок мобильной связи в Казахстане является олигополистическим с высоким уровнем концентрации, на котором действуют 4 сотовых оператора, из которых двое являются аффилированными между собой через АО «Казахтелеком». При этом свыше 80% рынка сотовой связи делят между собой два крупных оператора: ТОО «Кар-Тел» и ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком».В настоящее время все сотовые компании состоят в Реестре по услуге сотовой связи.
Анализ показателей доходов от услуг телекоммуникаций показывает ускоренный рост доходов сотовых операторов по сравнению со снижением темпов роста доходов операторов, предоставляющих традиционные услуги. Сравнительный анализ уровня тарифов на услуги связи рынков Казахстана, европейских стран и СНГ показал, что отечественный рынок телекоммуникаций является высокомонополизированным и субъекты рынка связи не функционируют в конкурентной среде.В ходе проводимой работы Агентством установлены следующие барьеры входа на рынок телекоммуникаций новых компаний и мешающих развитию конкуренции:чрезмерная экономическая концентрация рынка телекоммуникаций вследствие аффилиированности субъектов, оказывающих услуги связи; отсутствие равного доступа к инфраструктуре телекоммуникаций (проблемы присоединения сетей телекоммуникаций операторов связи);неотрегулированная система универсального обслуживания; отсутствие свободного радиочастотного ресурса;антиконкурентные действия доминирующих операторов связи;высокие тарифы доминирующих операторов связи на пропуск трафика.
Развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов
Рынок нефтепродуктов в республике монополизирован несколькими компаниями и в настоящее время субъекты рынка включены в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение по реализации отдельных видов нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, авиакеросин).
Оптовый оборот нефтепродуктов
почти повсеместно
1) неразвитость конкуренции;
2) высокая аффилиированность
рынка реализации
3) ограниченный доступ
к инфраструктуре
4) импортозависимость Казахстана по нефти и по высокооктановым бензинам, авиационному керосину, что не позволяет в полном объеме урегулировать ситуацию на данном рынке;
5) наличие антиконкурентных
согласованных действий. В отношении
ряда субъектов рынка,
Проведенные анализы показали, что при потреблении нефтепродуктов существует определенный дисбаланс между структурой производства и спроса на нефтепродукты, который характеризуется ростом дефицита производства.
Остаются нерешенными системные проблемы, связанные с дефицитом высокооктанового бензина и авиационного керосина. В последние годы наблюдается рост потребления высокооктанового бензина: из общего производимого объема внутреннего рынка около 40% высокооктанового бензина составляет импорт, что вынуждает казахстанских предпринимателей импортировать дефицитные объемы нефтепродуктов.
В целях стабилизации (снижения) цен на отдельные виды нефтепродуктов в адрес Правительства РК было направлено предложение в проект Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в части исключения посредников на рынке нефтепродуктов.
В целях реализации поставленных задач по развитию конкуренции, закрепленных в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 (далее – ГПФИИР), предусмотрены модернизация и реконструкция отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
Развитие конкуренции на рынке добычи (производства) и поставки газа
На сегодняшний день оптовый рынок поставки природного газа монополизирован такими крупными субъектами, как ТОО «АмангельдыГаз», АО «КазТрансГаз», АО «КазТрансГаз - Аймак» и ТОО «АлматыГазТрейд» и ТОО «Алматыгазконтракт».
На рынке поставки
нефтяного попутного и
Проблемами развития конкуренции на рынке газа являются: дефицит в газе, капиталоемкость данного рынка, государственное ценовое регулирование в сфере газа. Совокупность указанных проблем также являются основанием инвестиционной непривлекательности газовой отрасли.
В сфере газовой отрасли существует ряд системных вопросов:
1) отсутствие отраслевого закона, регулирующего общественные отношения в сфере газа и газоснабжения;
2) существование непродуктивных посреднических структур, необоснованно повышающих цены на газ;
3) неразвитая инфраструктура газотранспортной отрасли, которая не позволяет осуществить транспортировку газа из западного региона в газодефицитные регионы страны;
4) несмотря на объемы
добычи газа, обеспечивающих потребность
Кызылординской и Западно-
В целях реализации поставленных задач по развитию конкуренции, закрепленных в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958, предусмотрено исключение непродуктивных посреднических структур на рынках природного и сжиженного газа.
3.3Развитие региональной конкуренции в Республике Казахстан
Развитие региональной конкуренции является важной составной частью Программы развития конкуренции в Республике Казахстан
Целью развития региональной конкуренции является содействие повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики регионов, в том числе путем создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках.
Деятельность местных исполнительных органов в рамках развития конкуренции должна быть направлена на решение главных задач по:
созданию системы, исключающей установление государственными органами административных барьеров и ограничений для перемещения товаров; сокращению участия государственных органов в предпринимательской деятельности; организации сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышению информационной прозрачности деятельности государственных органов;
развитию инфраструктуры товарных рынков в приоритетных сферах.
В целях оценки развития региональной конкуренции Агентством проводится расчет индикаторов оценки деятельности местных исполнительных органов по развитию конкуренции, которые направлены на оценку уровня поддержки и развития конкуренции в регионах.
Рейтинг рассчитан на основании данных Агентства по статистике, Комитета Таможенного контроля Министерства финансов, информации, представленной акиматами областей, г. г. Астана и Алматы, а также с использованием показателей межрегиональных инспекций и структурных подразделений Агентства.
Рейтинг охватывает показатели, отражающие поддержку акиматами развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции (динамика количества предприятий, занимающих доминирующее или монопольное положение, уровень концентрации некоторых региональных товарных рынков, количество предписаний, исполненных государственными органами по фактам нарушений антимонопольного законодательств), а также показатели, косвенно отражающие развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики региона.
Информация о работе Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан