Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Задачи, поставленные для достижения намеченной цели исследования следующие:
рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
изучить четыре модели рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции 5
1.2 Позитивные и негативные последствия конкуренции 6
1.3 Стратегия конкуренции 7
1.4 Виды конкуренции 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ 10
2.1 Чистая (совершённая) конкуренция 12
2.2 Чистая монополия 13
2.3 Монополистическая конкуренция 15
2.4 Олигополия 16
Глава3 Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан...........................................................................................18
3.1 Антимонопольное регулирование конкуренции…………………………….19
3.2 Проблемы развития конкуренции в отраслях экономики…………………21
3.3Развитие региональной конкуренции в Республике Казахстан……………26
ВЫВОД 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ Эконом теория.doc

— 313.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы  заключается в том, что  рыночная система создает свободу экономического выбора, то есть  каждый в праве производить и продавать свой товар. И в результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Объектом исследования является конкуренция - один из самых важных элементов рыночного механизма и модели рынков.

Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявление основных рыночных структур (моделей).

Целью данной работы является изучение понятия конкуренции, ее влияние на экономику, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Задачи, поставленные для   достижения  намеченной  цели исследования следующие:

    • рассмотреть понятие конкуренции и изучить её виды;
    • изучить конкурентную стратегию, позитивные и негативные последствия конкуренции;
    • изучить четыре модели рынка.

Методы исследования при написании работы применялись следующие: логический, сравнение и оценка.

Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которых выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товара.

В экономической литературе существует множество определений  категории «конкуренция». По определению  классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.

По Карлу Марксу, конкуренция – это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между  субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Существует четыре возможные  конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка: чистая (совершённая) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

 

 

 

 

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ.

 

1.1.         Понятие и условия возникновения  конкуренции.

 

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкуренция – одна из основных категорий рыночных отношений. Однако этот термин встречается не только в экономической теории.

Данное понятие встречается в биологии, и определяется как борьба между особями одного или разных видов по причине ограниченности ресурсов внешней среды — пищи, воды, тепла, света, безопасного жилища и так далее.

В наиболее общем смысле конкуренция — борьба, соперничество  в какой-либо области.

Как определяют экономические  энциклопедические словари и  справочники, конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – это соперничество  между участниками рыночной экономики  за лучшие условия производства, купли  продажи товаров.

Корни термина и явления конкуренции уходят далеко в древность и состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

Объединение людей в  общины, войны между племенами, создание империй и государств, бунты, революции, географические открытия известных мореплавателей, войны, геноциды народов, татаро-монгольское иго, - все эти, не связанные на первый взгляд, события и явления порождались так или иначе стремление вести борьбу за существование, т.е. конкуренцией.

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую  функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она  стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов  хозяйственной деятельности для  достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

 

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия  возникновения конкуренции:

1.полная хозяйственная  (экономическая) обособленность  каждого    товаропроизводителя;

2. полная зависимость  товаропроизводителя от конъюнктуры  рынка;

3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция – важнейший  элемент рынка, играющий роль в повышении  качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в  освоении технических новинок и  открытий.

1.2 Позитивные и негативные  последствия конкуренции

В силу своей противоречивой природы конкуренция несёт в  себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия  и действия. С одной стороны, она  выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает её участников в процессе заботы о своих собственных мирохозяйственных интересах способствовать общественному прогрессу.

Позитивные  последствия конкуренции:

    1. Способствует более эффективному использованию ресурсов.
    2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
    3. Создаёт условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.
    4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей.
    5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
    6. Выравнивает норму прибыли и уровень заработной платы в различных сферах экономики.

Однако, как какой-либо общественный процесс, конкуренция имеет и негативные последствия. Поэтому переоценивать её возможности в реальной предпринимательской деятельности не следует. Более того, учитывая, что негативные последствия конкуренции органично свойственны рыночному механизму, основанному на частной собственности (стихия, анархия), необходимо в конкурентной стратегии постоянно предусматривать локализацию этих последствий.

Негативные  моменты конкуренции:

  1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.).
  2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды.
  3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.).
  4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства.
  5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
  6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной        несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
  7. Способствует возникновению экономических кризисов.
  8. Выступает фактором монополизации экономики.

1.3 Стратегия конкуренции

Конкуренция  - достаточно сложный  и многогранный процесс. Чтобы обеспечить успех в нём, фирма (предприниматель) должна придерживаться определённой стратегии действий фирмы, направленных на достижение её конечной цели. Основу этой системы действий составляет полистратегический поиск. Это значит, что каждая фирма стремится, как правило, монополизировать рынок для максимизации прибыли. Однако достигнуть этого, особенно в современных условиях, практически невозможно. Поэтому фирма должна предусмотреть в своей деятельности одновременно, по крайней мере, две стратегические установки – установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единственный процесс функционирования рынка. Действия согласно первой установке  направлены на уменьшение числа конкурентов рынка, вторая установка предусматривает стабилизацию собственного положения на рынке путём уменьшения степени риска за счёт сотрудничества (интеграции) с другими фирмами в разнообразных формах.

Полистратегический поиск  – типичное явление для стран  с развитой рыночной экономикой, потому что конкуренция и монополия  всегда выступали в ней как  парные характеристики. Конкуренты соперничают за достижение монопольного положения, но монополизация рынка каждым из них оказывается невозможной. В то же время  они не могут и прекратить борьбу, потому что будут устранены соперниками. Выходом является интеграционная стратегия, которая ориентируется на понимании фирмами соотношения «конкуренция-монополия».

Информация о работе Становление конкурентного рынка в Республике Казахстан