Становление и развитие экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие функции - объяснительная, прогнозтическая, методологическая, идеологическая, познавательная, практическая.

Содержание

Возникновение.
Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.
Период противоречий в теории, упадок, смена.
Источники развития экономических идей:
Объективные потребности хозяйственной жизни.
Социально-классовые конфликты и противоречия.
Противоречия в развитии самой теории.

Работа содержит 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Адам Смит рассказывал, что в его время (XVIII век) в некоторых  шотландских селениях был распространён  между рабочими обычай платить торговцам вместо мелкой монеты железными гвоздями, которые охотно принимались и имели вполне определённую стоимость. То же самое говорит и Шевалье про каменноугольные округа Франции. В конце XIX века Швейнфурт нашёл у племени бонго (в Судане) использование в качестве денег железных наконечников копий и лопаты.

Разные товары и  сегодня выполняют роль денег  в специфических условиях. Например, сигареты у заключённых и военнопленных, водка[6] и сахар в периоды экономических  кризисов, оружие и боеприпасы в  местах вооружённых конфликтов. В условиях голода и инфляции продукты длительного хранения могут стать средством накопления для зажиточных людей.

Но постепенно товарные деньги уходят из оборота. Они неудобны для частого обращения, так как  слишком тяжелы, неделимы или портятся при хранении. Но самое главное — они слишком дороги в изготовлении. Ведь стоимость их изготовления должна соответствовать их номиналу, иначе натуральные деньги не будут исполнять роль идеального товара, выступающего эквивалентом стоимости других товаров. В то же время, с развитием экономики потребность в деньгах увеличивается, что делает денежную систему государства слишком дорогой. Стоимость денег в такой экономике всегда сопоставима с размерами ВВП, то есть слишком много ресурсов направляется не на производство товаров и услуг, а на производство денег, что сокращает общий производственный потенциал страны.

В настоящее время  товарные деньги используются как средство сбережения и для коллекций (инвестиционная монета).

Обеспеченные деньги

Обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например на золото или серебро. Фактически, обеспеченные деньги являются представителями товарных денег.

Считается, что первые обеспеченные деньги появились в  Древнем Шумере, где для оплаты использовались фигурки овец и коз  из обожжённой глины. Эти фигурки  могли быть обменены по предъявлению на живых овец и коз.

Первоначально банкноты удостоверяли наличие соответствующего количества полновесной монеты и  являлись обеспеченными деньгами. Однако на сегодня, после отмены золотого стандарта, банкноты больше не гарантируются обменом  на фиксированный товар и превратились в символические деньги, сохранив прежнее название.

Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги имеют ценность и способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории.

На сегодня основной формой фиатных денег являются банкноты и безналичные деньги, находящиеся на счете в банке. При этом понятие «безналичные деньги» условно, так как речь идет по существу о безналичных (безденежных) расчетах, то есть о расчетах должников с кредиторами без использования наличных денег. При расчетах наличными деньгами собственник денежных купюр (банкнот) непосредственно использует их по своему усмотрению, а при безналичных расчетах управомоченное лицо предъявляет к банку соответствующие требования, исполнение которых от него уже не зависит. Это же относится к единицам стоимости электронных нефиатных платёжных систем (разновидность электронных денег).

С распространением платежных карт и электронных  денег, банкноты постепенно вытесняются  из обращения.

Кредитные деньги

Кредитные деньги —  это права требования в будущем  в отношении физических или юридических лиц (специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования.

Примеры кредитных  денег: вексель, чек.

26. Конкуре́нция — борьба, соперничество в какой-либо области. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической  точки зрения, конкуренция рассматривается  в 3 основных аспектах:

Как степень состязательности на рынке;

Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Совершенная конкуренция 

Совершенная конкуренция  — состояние рынка, на котором  имеется большое число покупателей  и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной  конкуренции не присущи ни одной  из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

отсутствие входных  и выходных барьеров в той или  иной отрасли производства;

отсутствие ограничений  на количество участников рынка;

однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

свободные цены;

отсутствие давления, принуждения со стороны одних  участников по отношению к другим

Создание идеальной  модели совершенной конкуренции  является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке  возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами  несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

демпинговые цены

создание входных  барьеров на рынок каких-либо товаров 

ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

использование или  разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и  места изготовления или количества товаров 

замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной  конкуренции:

неоправданный рост цен 

увеличение издержек производства и обращения 

замедление научно-технического прогресса 

снижение конкурентоспособности  на мировых рынках

падение эффективности  экономики

Монополия

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно  к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает  на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

единственный продавец;

отсутствие близких  продуктов-заменителей;

диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация  которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция 

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным  заменителем товара, реализуемого другими  фирмами;

на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

продавцы на рынке  не считаются с реакцией своих  соперников, когда выбирают какую  цену установить на свои товары или  когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих  товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополия 

Олигополия —  тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными  словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

66/   Інфляція - переповнення сфери обігу грошовими знаками понад реальних потреб; освіта зайвої маси грошей і як наслідок їх знецінення.

   Більшою чи меншою мірою інфляція  завжди присутня в сучасній  економіці всіх країн. Щорічне  зростання товарної маси вимагає  відповідного прискорення обороту  грошей або збільшення грошової  маси, яка обслуговує ринок. Якщо  грошей не вистачає для нормального обороту, і навіть стабільна економіка відчуває уповільнення виробничого обороту. Щоб уникнути цього, необхідно постійно підживлювати зростаючий обсяг суспільного виробництва відповідним збільшенням маси грошей. Вже в цьому закладена можливість постійної інфляції. Розрахувати точно масу приросту грошових знаків практично неможливо. Тому краще кілька (не дуже сильно) випереджати приріст товарної маси зростанням маси грошей.

   За своїм походженням інфляція - явище, пов'язане з рухом грошей. Але, зароджуючись на розбалансованому грошовому ринку, віруси інфляції поширюються за межі цієї сфери, викликаючи негативні процеси в інших частинах економічного організму: вражають виробництво, споживання і т.д. І чим більше запущена інфляційна хвороба, тим складніше стоїть перед державою проблема, тим об'ємніше комплекс заходів антиінфляційного регулювання. Адже лікувати доводиться уже не тільки грошовий ринок, а й державні фінанси, інвестиційний процес, поточне споживання та інші галузі економіки. У період бурхливої неконтрольованої гіперінфляції боротьба з нею стає всепоглинаючою турботою держави.

   Інфляційний процес може розвиватися  за двома основними напрямками. Якщо макроекономічне не рівновагу  у бік попиту виражається в  постійному підвищенні цін, інфляцію варто вважати відкритою. Коли воно супроводжується загальним державним контролем над цінами, інфляція стає пригніченою. Перехід до відкритої інфляції повинен здійснюватися виключно послідовно, без яких би то не було відступів. В іншому випадку кожен новий виток подавленої інфляції стане відкидати економіку тому, наближаючи її до дотоварному і доденежному стану. Буде розвиватися процес гіперінфляції, критерієм якої є прогресуюча втрата грошима своїх функцій. Ще одним свідченням гіперінфляції виступає небажання громадян тримати свої заощадження в грошовій формі, прагнення вкласти їх у матеріальні цінності.

Информация о работе Становление и развитие экономической теории