Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:11, реферат
Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие функции - объяснительная, прогнозтическая, методологическая, идеологическая, познавательная, практическая.
Возникновение.
Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.
Период противоречий в теории, упадок, смена.
Источники развития экономических идей:
Объективные потребности хозяйственной жизни.
Социально-классовые конфликты и противоречия.
Противоречия в развитии самой теории.
В основе сравнения товара лежит человеческий труд. Каждая потребительная стоимость является следствием конкретного труда.
Следующий этап анализа - формы стоимости, Деньги - эквивалент товара (специфический товар). Стоимость товара, выраженная в деньгах - это цена.
Далее Маркс исследует капитал.
“ Капиталист на рыке должен был найти такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости. Этим товаром является рабочая сила”.
“Чем больше общественное богатство, размеры и энергия его возрастания, а следовательно, чем больше абсолютная величина пролетариата и производительность его труда, тем больше промышленная резервная армия. Это абсолютный всеобщий закон капиталистического накопления”.
Исходные
основы рационального использования
ограниченных ресурсов были заложены
развитием математического
Маржинализм (К. Менгер, Е. Бемаварка, Ф. Визер) имеет два национальных течения: Австрийская школа предельной полезности и Английская школа.
1.Субъективнопсихологический
подход к экономическим
2.Принцип рационального поведения человека.
3.Принцип главенства распределения на производстве.
4.Принцип редкости. Допускается фиксированность наличия определенных благ.
Соединить два направления Э.Т. в рамках микроэкономики на основе маржинализма предпринял попытку один из основателей нового неоклассического направления науки Альфред Маршалл (18421924 гг.)
Маршал разработал механизм образования цены: со стороны спроса в рамках теории предельной полезности, и со стороны предложения через концепцию факторов производства. Маршал обосновывал отказ от социально-кономической теории, аппелируя к исследованию экономического выбора, прикладному характеру науки, необходимости анализа факторов производства. Возможность прогресса “в большой степени зависит от фактов и заключений, входящих в компетенцию экономической науки, и именно это составляет главное и высшее предназначение экономических исследований”.
Разработанные Маршаллом математические и графические методы анализа отличались убедительностью, ясностью и научной строгостью и вышли так далеко за рамки “чистых идей” его предшественников, что его можно считать основателем современной графической экономической науки.
Главная работа
- “Принципы экономической
А. Пшу в “Экономической теории благосостояния” (1920 г) обосновал идею необходимости большего влияния государства на социальное благосостояние путем перераспределения доходов.
К. Виксель
указывал на необходимость реформирования
кредитноденежного
Э. Чемберлин выдвинул теорию монополистической конкуренции.
Огромное значение на эволюцию современной экономической мысли оказали работы Д.М. Кейнса.
Экономическую теорию Кейнса часто называют «концепцией управления спросом». Цель программы Кейнса - стимулировать совокупный спрос. Кейнс вывел модель макроэкономического равновесия, основанного на связи между совокупными доходами и расходами. В этой модели макроэкономическое равновесие существует, если совокупные расходы равны стоимости текущего производства. Кейнс рекомендовал стремиться к сокращению безработицы и расширению эффективного спроса через банковскую и бюджетную политику. Основное сочинение - «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г).
Кейсианская экономическая теория - это макроэкономические концепции в соответствии с которыми капиталистическая экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения полной их занятости можно применить фискальную и кредитноденежную политику.
В послевоенный период необходимость поиска путей стимулирования рыночного хозяйства нашли выражение в концепциях современного либерализма.
Монетаристы (во главе с Фридманом) особое значение придавали роли денежной массы.
Милтон Фридман в центр изучения ставил фирму, хозяйство, потребителя, максимизацию прибыли, минимизацию затрат. Роль государства в экономике - лишь поддержание закона и порядка, защита прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение существования рыночной экономики.
Лозунг - “Деньги имеют значение”.
Главной посылкой в теории монетаризма является прямая связь между денежной массой и национальным доходом.
Фридман вводит понятие “портфель активов”.
Сторонники экономики предложения (А. Лаффер, М. Эванс) обращают особое внимание на необходимость стимулирования деятельности корпораций; теория рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас) апеллирует к способности субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства; теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, М. Олсон) обращается к принципу индивидуализма, как основе принятия общественных решений, тем самым пытаясь преодолеть слабости регулирования экономики государством.
Ядром взглядов исторической школы (Ф.Лист, В. Рошер, Б. Гильдебранд) служила теория национальной экономики, разработанная Фридрихом Листом в работе “Национальная система политической экономии” (1842 г.)
Ф.Лист утверждал, что хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства.
“Историки” считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у “классиков”.
Интересным
направлением исследований исторической
школы стали более или менее
удачные варианты периодизации всеобщей
экономической истории. Так, Ф.Лист выделял
в ней пять стадий: дикости, пастушескую,
земледельческую, земледельческо-мануфактурную,
земледельческо-
Новая историческая
школа (Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер) поставила
задачу объяснить хозяйственную жизнь
исходя из детального анализа реальной
хозяйственной жизни, тесной взаимосвязи
экономики, этики, психологии.
Основные
положения Новой исторической школы
Германии:
Государственное
регулирование труда детей и
женщин.
Государственное
страхование рабочих.
Выплата пенсий
за счет удержаний из зарплаты.
Обязательное
начальное образование.
Образование
рабочих кооперативов.
Конфликты
между рабочими и капиталистами
должны решаться третьими лицами, назначаемыми
государством.
Основная
теория - “Теория труда - товара”. Труд
является особым товаром.
Социальная
школа в Германии (Р. Штаммлер, Ф.Оппенгеймер)
особое внимание уделяла деятельности
институтов, формам и способам разрешения
противоречий капитализма. Предмет
исследования - правовое регулирование
экономики. Мерилом ценности, определителем
стоимости считается труд.
Социальная
школа дает базу для развития направления,
называемого
Социалдемократы
(Э. Беришейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг)
выступили с пересмотром ряда
положений марксистского направления:
об одновариантности исторического развития,
об обострении противоречий капитализма,
о природе прибавочной стоимости, природе
империализма и финансового капитала.
Институционалисты
(Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт) делали
упор не только на реальные противоречия
организационно экономических отношений,
но и анализировали содержание конкретных
экономических форм в системе современной
экономики.
Главным в
теории Гэлбрейта является понятие
“индустриальной системы”. Разрабатывая
“сценарий будущего”, он представляет
переход к “новому социализму”, включающий
три главных звена:
1.Всесторонняя
поддержка “рыночной системы.
2.Буржуазная
национализация отдельных
3.Создание
системы “национального планирования”.
Современная
Э.Т. - это система экономических
наук, связанных общим предметом,
экономическими отношениями. Современная
Э.Т. имеет следующие основные структурные
части:
теория рационального
(эффективного) использования ресурсов
социально-экономическая
теория
институциональная
Э.Т.
Структура
Э.Т. сегодня - это результат развития
экономики, результат усложнения и
многообразия моделей национальных
экономик, результат развития методов
науки.
4. Функции экономической теории
Познавательная функция.
Методологическая функция.
Практическая функция.
Познавательная
функция состоит в том, чтобы
всесторонне изучить
Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Добротной научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: "Подчинение данным наблюдения - золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться".
Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться с такими моделями.
Зная
тенденции (направления) и законы экономического
развития, можно лучше предвидеть
перспективы хозяйственной
Методологическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее.Т. е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т. к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.
Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.
Познание экономических процессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов, способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономической действительности является метод диалектики, который обязывает исследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которого накопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния. Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции. Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого и типичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории как теоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессов хозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппарат экономики.
Информация о работе Становление и развитие экономической теории