Становление и развитие экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие функции - объяснительная, прогнозтическая, методологическая, идеологическая, познавательная, практическая.

Содержание

Возникновение.
Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.
Период противоречий в теории, упадок, смена.
Источники развития экономических идей:
Объективные потребности хозяйственной жизни.
Социально-классовые конфликты и противоречия.
Противоречия в развитии самой теории.

Работа содержит 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Возникновение.

Борьба с  господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет  теории.

Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

Объективные потребности хозяйственной жизни.

Социально-классовые  конфликты и противоречия.

Противоречия  в развитии самой теории.

Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие  функции - объяснительная, прогнозтическая, методологическая, идеологическая, познавательная, практическая.

Э.Т. - одна из самых древних наук. Отдельные  элементы экономических знаний появились  в древнем мире. Еще когда человек  стал задумываться над тем, как рационально  использовать природные ресурсы. Первоначально  взгляды на экономику воспроизводились исходя из простых представлений об экономике, свойственных натуральному хозяйству и зарождающихся товарных отношений. Главное различие между взглядами на экономику заключалось в отношениях к натуральному и денежному хозяйству.

Аристотель (384322 гг. до н.э.) выделил и систематизировал такие две формы - экономика и «хремастика». Экономика по Аристотелю - это богатство как совокупность полезных вещей, а «хремастика» - богатство как накопление денег. Только «хремастика» занималась исследованием движения богатства в денежной форме.

Другая линия  в развитии экономических воззрений  уже связывала экономические  взгляды с социальной оценкой  экономических действий и мер. Важное место в учениях Фомы Аквинского занимает теория «справедливого обмена», «справедливой цены»: справедливой ценой он считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товаров, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Однако древние  мыслители не создали законченных  систем экономических взглядов. Подлинное  начало расцвета экономической науки  связано с развитием «буржуазного»  способа производства. В позднее средневековье (ХVIXVII вв.) в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур, перехода от феодализма к капитализму.

Меркатилизм (италь. Мерканто торговля) в качестве высшей формы богатства рассматривал деньги, а увеличение богатства - в увеличении суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли (А.Серра, Т.Мен, У.Стаффорд, А Монкретьен). Меркантилизм пытается решить проблемы первоначального накопления капитала и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала. Также меркантилизм занимался решением проблем политики в колониях.

Меркантилизм - учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней  и внутренней торговле.

Экономическое учение зрелого меркантилизма отражало требования первоначального накопления капитала на той его фазе, когда деньги, занятые во внешней торговле во все большей степени стали подчинять себе национальную экспортную промышленность и торговый капитал начал перерастать в промышленный.

Лишь В. Петти  провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. «Люди  и деньги отвратились от земледелия и обратились к мануфактурам по обработке  шелка, хлопка, льна и иностранной  шерсти …» В. Петти в увеличении населения страны видел средство роста дохода и богатства.Крупнейшим представителем меркантилизма в России был И.Т. Посошков (16521726гг). Огромное значение Посошков придавал купечеству. «А торг - дело великое, купечеством любое государство богатится».

Посошков  требовал ограничить произвол помещиков.

Сторонник неограниченного самодержавия, но всю  систему не одобрял,т.к. «в ней причины  сохранения скудности».

Устранения  скудности и умножение богатства  в России - основная идея.

Регламентация труда в промышленности и сельском хозяйстве, определение трудовых повинностей.

Бережное  отношение к природе.

Честное отношение  чиновников и судей к обязанностям.

Активная  внешняя торговля на основе ремесленного производства, которая должна развиваться.

Деньги должны стоить «номинал».

Налоги от дохода с земли и промысла платят все, кроме духовенства.

Посошков  ставил задачу не только удовлетворения собственных потребностей страны, но и вывоз товаров за границу. «А нам если заводов пять шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудой заполнить можем».

Посошков  являлся сторонником активного  торгового баланса.

Физиократы (Ф.Кенэ, Тюрго) источником общественного  богатства признавал производство, причем только в сельском хозяйстве. Основная идея физиократов(др.греч. «власть  природы») - исключительное плодородие земли и бесплодие всех остальных сфер экономики. Физиократы выдвинули идею эквивалентного обмена. Основой физиократической теории является определение сельского хозяйства как основы производства. «Земля есть единственный источник богатства и одно только земледелие умножает последнее», «Из всех способов приобретения нет более достойного свободного человека, чем занятие земледелием».

Кенэ делает вывод: кроме земледелия все остальные  отрасли хозяйства бесплодны, ибо  все сырые материалы производятся в земледелии, а в проиышленности лишь обретают новую форму.

Кенэ впервые  ввел и использовал понятие воспроизводства  как постоянного повторения производства и сбыта.

Подлинное становление Э.Т. связано с именами  А.Смита и Д. Рикардо.

Адам Смит считал главным мотивом хозяйственной  деятельности человека его корыстный  интерес, для достижения которого человек  вынужден оказывать услуги другим людям, предлагая свой труд или его продукты - так появляется разделение труда, которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя отдельный человек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе.

В дальнейшем в классической школе это получило название «хомо экономикус».

Основой экономического учения Смита был принцип свободной конкуренции. «Невидимой рукой» Смит называл стихийное действие объективных экономических законов, которые не только не зависят от воли людей, но часто действуют вопреки ей.

Момент совпадения личного стремления человека к выгоде и действия «невидимой руки» Смит называет «естественным порядком».

Если экономическая  деятельность каждого человека ведет  ко благу общества, главное, считал Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода).

1.Ничем не  стеснять мобильность рабочей  силы - отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбирать, где ему применять свой единственный капитал - рабочую силу.

2.Полная  свобода торговли - внешней и внутренней, отмена государственного регламентации цен.

3.Поощрение  конкуренции, запрет на монополии.

4.Труд в  промышленности, а не только в  сельском хозяйстве создает стоимость  и поэтому является производительным. 

5.Богатство  общества зависит от двух причин: от производительности труда  и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности.

6.Деньги  признаются лишь «колесом обращения», а кредит и соответственно  ссудный процент нужны лишь  для активного применения капитала.

7.Капитал -это накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег.

А.Смит создал единый взгляд на природу капитализма  и рыночного хозяйства, прибыли, заработной платы, ренты и доходов.

Давид Рикардо - один из крупнейших представителей классической политэкономии, сторонник трудовой теории стоимости: стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества. Д. Рикардо сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов. Также Рикардо разработал теорию ренты, принцип сравнительных издержек в международной торговле. Он утверждал, что экономический анализ общества - составная часть предмета Э.Т.

Рикардо считал, что Э.Т. должна объяснять социальное неравенство и противоречия экономически,т.е. через свои категории в связи с процессом распределения. Тем самым Рикардо выступил одним из родоначальников социально-экономической теории.

В Х/Х веке Э.Т. сводилась к защите одного из классов общества.

Жан Сисмонди выступал с резкой критикой противоречий капитализма. В 1819 году Сисмонди пишет  книгу “Новые начала политической экономии или о богатстве в  его отношении к народонаселению”, где основные положения заимствованы у классической школы, но впервые выдвигается вопрос о противоречиях капитализма.

Сисмонди  утверждал, что производство не самоцель, национальное богатство делится  неравномерно, путь крупной промышленности губителен для человечества. “Мелкие  торговцы, мелкие промышленники исчезают, их заменяет один крупный предприниматель. Может быть все вместе они не были так богаты как он, тем не менее они были лучшими потребителями, чем он. Его роскошь дает государству меньше, чем умеренное довольство тех ста человек, которые он заменил”

Сисмонди критикует фритрейдерство (свободу торговли) и доказывает, что оно никогда не сможет решить всех экономических проблем. Вводится термин “пролетариат” в экономическую теорию Западноевропейский утопический социализм. Родоночальник - Клод Анри Сен Симон (17601825гг.)

 Переход  к новому обществу промышленников  и индустриалов должен произойти  благодаря реформированию кредитно-денежной  системы банкирами. Самое главное  - сохранить частную собственность.

Английский  ранний социализм. Роберт Оуэн (17711858гг.)

1.Отказ от  частной собственности.

2.Основа  взглядов Р.Оуэна -трудовая теория  стоимости ( Труд - единственное мерило  стоимости. Обмен по затраченному  на товар труду).

3.Отказаться  от денег. Ввести “рабочие  деньги”, на которых будет  указано количество отработанного времени, по которым можно получить товар.

4.Всеобщность  труда.

5.Кооперативная  община - экономическая основа нового  общества.

Важный вклад  в развитие Э.Т. внесли К.Маркс и  Ф.Энгельс. Суть их взглядов заключается  в том, что в общественное производство имеет две стороны - производительные силы и производственные отношения. Особенно ценным является то, что в их работах, вопервых, показано материалистическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости.

Марксизм базируется на немецкой философии (Гегель, Фейербах), английской политэкономии (Рикардо, Смит), французском утопическом социализме (СенСимон, Фурье, Оуэн). 

Особые положения  марксизма:

Пролетариат лишен средств производства.

Рабочий класс  мобилен, т.к. не связан никакой собственностью.

Благодаря концентрации на крупном производстве, он может стать самой сплоченной и организованной силой.

Из количественной организация перерастает в качественную. Появляется политическая сознательность.

Нужны вожди  и учения.

В.И. Ленин: “Главное в учении марксизма - это выяснение всемирно-исторической роли пролетариата, как создателя социалистического общества”.

“Капитал” -экономическая теория Маркса (1867г) - представляет собой экономическую  программу, которая начинается с  анализа товара. Товар - продукт труда, предназначенный для продажи или обмена.

Информация о работе Становление и развитие экономической теории