Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:19, реферат
анный момент в экономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы. Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы аудита……………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность аудита………………………………………………….6
1.2 Цели и задачи аудита……………………………………………………….16
2 Становление аудита в России…………………………………………………....22
2.1 Зарождения аудита в России………………………………………………..22
2.2 Особенности развития аудита в России……………………………………26
3 Основные проблемы развития аудита в России………………………………..29
3.1 Юридические основы российского аудита………………………………...29
3.2 Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников и
литературы………………………………
Однако изначально стать таковыми им мешало отсутствие в правовых документах указание на то, кто правомочен утверждать аудиторские стандарты. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г., Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ лишь разрабатывает стандарты аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг.
Некоторые аудиторы считают, что «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» вообще не являются нормативными правовыми актами и не служат законным основанием для регулирования правоотношений в сфере аудиторской деятельности. Свою точку зрения они мотивируют отсутствием полномочий у Комиссии по аудиторской деятельности утверждать правила (стандарты) [8, 202 – 208 стр.].
Решение этого спорного вопроса можно увидеть, если внимательнее взглянуть на юридический аспект проблемы.
Разрабатываемые
Комиссией «Права и обязанности аудиторских
организаций и проверяемых экономических
субъектов» представляют собой отраслевые
нормативные документы по стандартизации
аудиторских услуг. Организация их подготовки
и применения соответствует положениям
закона Российской Федерации «О стандартизации»
в части разработки стандартов отраслей.
В тоже время постановлением «О лицензировании
отдельных видов аудиторской деятельности»
Правительство установило, что соблюдение
правил (стандартов) аудиторской деятельности,
должно являться критерием для определения
качества проведения аудиторских проверок.
Тем самым подтверждена правомерность
и обязательность их применения на рынке
оказания аудиторских услуг.
ЗАКЛЮ
За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.
По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.
Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.
Регулятором
всех этих проблем должен являться
Закон «Об аудиторской
Такую же роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена их разработка. Однако основные вопросы, связанные с «Правами и обязанностями аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» имеют несколько иной характер. Опять-таки в силу определенного несовершенства правовой базы в России встает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскими фирмами.
Однако принятый Закон «Об аудиторской деятельности», правила (стандарты) аудиторской деятельности имеют принципиальное значение не только для решения внутренних проблем. Они способствуют лучшей интеграции российского аудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации [9, 150-152 стр.].
Такое признание не станет возможным также без строгого соблюдения этики аудиторов, которой придерживаются во всех экономически развитых странах. С этой позиции интересен тот факт, что еще несколько лет назад проблемы этического регулирования аудиторской деятельности многими ее участниками практически игнорировались. Даже некоторые общественные профессиональные аудиторские организации, которые, казалось бы, по определению должны иметь этические кодексы, не занимались этими вопросами. Свою позицию они объясняли тем, что гораздо важнее и нужнее закон об аудите, а этика – может и подождать. Хотя без урегулирования профессиональных этических обязательств аудиторы обходятся с трудом. Примером последнего утверждения может служить хотя бы тот факт, что вряд ли в каком-либо солидном договоре на оказание аудиторских услуг может отсутствовать обозначение обязательств по соблюдению конфиденциальности информации сторон.
В то же время недостаточно только принять те или иные нравственные критерии в профессиональной деятельности. Гораздо труднее наполнить их реальным содержанием. При этом следует иметь в виду, что не все в профессиональной этике может быть регламентировано раз и навсегда. Во-первых, потому, что этика в значительной мере касается межличностных отношений, которые характеризуются бесчисленным множеством возникающих ситуаций. Во-вторых, отследить соблюдение некоторых положений (например, об интеллектуальной честности и свободе от предрассудков) не под силу, наверное, никому. Но там, где это возможно (скажем, в отношении независимого статуса аудиторов), детальная регламентация должна приветствоваться.
Таким образом, полноценное этическое наполнение аудиторской деятельности – дело не одного года. Разработать и одобрить свод нравственных норм – это только половина успеха, за которой должна следовать другая половина – применение принятых правил на практике, что, возможно, потребует даже смену мышления от того, кто претендует на звание – аудитора-профессионала.
За годы, прошедшие после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями 2002 г.)., накоплен достаточный опыт для того, чтобы увидеть, что аудит, как вневедомственный контроль, по настоящему может быть профессиональным и объективным, когда осуществляется независимо от какого-либо давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля. В этих целях законодателям следовало бы обратить особое внимание на проблему регулирования аудиторской деятельности.
В настоящее время необходим дифференцированный подход к организации и проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок. Получение отчетности от аудиторских организаций и ее анализ позволят организовать систематический контроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущих профессиональных аудиторских объединений.
Представляется правильным, что к настоящему времени созрели условия для усиления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов. (Характерно, что на Западе существует именно такая ситуация: одна профессиональная общественная организация, приобретшая достаточный вес в обществе, разрабатывает и корректирует профессиональные стандарты, контролирует качество аудиторских услуг или даже играет ведущую роль в регулировании аудиторской деятельности в целом.) Во всяком случае вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления в значительной части контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединениями.
В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый российский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что
аудит в России все-таки состоялся.
Самое убедительное свидетельство тому
– около 30 тысяч аттестованных аудиторов.
Показательно, что аудиторов у нас больше,
чем в такой, например, стране, как Германия,
а спрос на их услуги все растет. Поэтому
от того, насколько грамотно и быстро будут
решаться проблемы, связанные с аудиторской
деятельностью, будет напрямую зависеть
«здоровье» российской экономики в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1 Адамс Р. Основы аудита [Текст] / под ред. Я.В. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 398с.
2 Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита [Текст]: учебное пособие / под ред. С.М. Бычковой. – Волгоград: Издательство Проспект, 2007. – 350с.
3 Ершов А.А. Обязательный и инициативный аудит: проблемы правового регулирования [Текст] А.А. Ершов // Предпринимательское право.-2010.-№ 4.- с.18-23.
4 Ковалева О.В., Аудит [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Константинов. - М.: ПРИОР, 2008. – 236 с.
5 Крикунов А. Российский аудит [Текст]: учебное пособие / В.Е. Кузнецов. – М.: Проспект, 2007. – 200с.
6 Кузьмина Ю.Д. Организация и регулирование аудиторской деятельности в развитых странах [Текст] / Ю.Д. Кузьмина. - М.: НОРМА—ИНФРА-М, – 2006. – 146 с.
7 Мстиславский В.А. К вопросу о регулировании аудита [Текст] / В.А. Мстиславский. – М.: Колос, 2007. – 82 с.
8 Ремизов Н.А. Правила (стандарты) аудиторской деятельности [Текст] / Н.А Ремизов.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 178 с.
9 Суворова СП., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита [Текст]: учебное пособие — М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
10 Шеремет А.Д., Аудит [Текст]: учебное пособие / В.П. Суйц - М.: ИНФРА-М, 2008. - 448 с.
11 Статьи
про аудит [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.audit-prof.ru/