Становление аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:19, реферат

Описание работы

анный момент в экономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы. Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы аудита……………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность аудита………………………………………………….6
1.2 Цели и задачи аудита……………………………………………………….16
2 Становление аудита в России…………………………………………………....22
2.1 Зарождения аудита в России………………………………………………..22
2.2 Особенности развития аудита в России……………………………………26
3 Основные проблемы развития аудита в России………………………………..29
3.1 Юридические основы российского аудита………………………………...29
3.2 Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников и
литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

      в оказании помощи предприятиям путем  рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

      в необходимости оценки не только прошлых  фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства  проверяемой организации на будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                2 СТАНОВЛЕНИЕ  АУДИТА  В РОССИИ

                               2.1 Зарождения аудита в России 

     Считается, что зарождение аудита как профессии в России связанно с созданием в 1994 году Института Присяжных Бухгалтеров. Чтобы стать челном данного сообщества кандидат должен был обладать соответствующими знаниями и навыками, сдать экзамен и принести специальную присягу [3, 200 стр.].

       В Советском Союзе институт аудиторов возник в конце 80-ых годов (в 1988г.) в связи с созданием совместных предприятий.

      Возникновение аудита связано с разделением  интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто выкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятий. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

      Акционеры хотели быть уверенными в том, что  их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

      Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако первое упоминание об аудиторстве было зафиксировано уже в XVII веке и имело отношение к военному ведомству: аудиторами называли военных следователей. В Уставе генерала Вейде изложено требование к претенденту на должность аудитора: «Подобает ему правдивому человеку и книг читателю быти» [4, 10-12 стр.]. Именно Петр I в 1716 году в воинском уставе к воинским чинам причислил аудитора и ввел аудиторское звание. Эти люди избирались из числа прапорщиков во главе с генералом – аудитором.

        По своему характеру эта должность  не имела ничего общего с  западными аудиторами XVIII-XIX вв., так  как российские имели гораздо  больше прав и обязанностей. На  протяжении полутора веков они  были и ревизорами, и секретарями, и следователями, и прокурорами. В 1833 году для подготовки аудиторов была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная позднее в Аудиторское училище. На базе его офицерских классов затем была образована Военно-юридическая академия. Вплоть до 1867 года в России действовали особые учреждения - аудиториаты. Это были не мелкие частные фирмы, а высшие ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Институт аудиторов в армии занимался делами, связанными с расследованием имущественных споров. Принципы построения и функционирования аудиториатов в России выгодно отличались от правил, действовавших в небольших аудиторских фирмах за рубежом. Однако должность аудитора была упразднена в связи с проведением военно-судебной реформы (1867 г).

      В 1862 году, когда Россией правил Александр II, была инициирована разработка концепции о государственном контроле, но до завершения дело не дошло. Одной из предпосылок возникновения аудиторской службы в России послужила отмена крепостного права, за которой последовал экономический подъем. 

      Вторая попытка ввести аудит  в России относится к концу  XIX века (1891 – 1892 гг.). Организацию системы государственного контроля связывают с созданием института присяжных счетоводов.

      В конце 1891 года на первом съезде счетоводов была поставлена задача образовать особую группу «сведущих и благонадежных лиц – присяжных счетоводов, которым поручалась экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях». В 1898 году обществом счетоводов под руководством бухгалтера-новатора Ф.В. Езерского был подготовлен проект Положения об Институте присяжных счетоводов и представлен на обсуждение.

     Упоминание  о планах создания в России первой общественной организации бухгалтеров датируется 1894 годом: на торжественном собрании Общества для распространения коммерческих знаний, посвященном чествованию памяти Луки Пачоли, было решено ходатайствовать перед правительством об учреждении института бухгалтеров и присяжных счетоводов. Необходимость создания такого института считалось мерой не только полезной, но и своевременно необходимой с развитием торговли и промышленности. Однако проект не был утвержден Государственным советом.

      Следующую попытку организовать независимый контроль в России предприняло  Московское общество  бухгалтеров в 1909 году на I Всероссийском съезде бухгалтеров. Однако и эта идея не была поддержана государством и обществом.  

     В стране, несмотря на отсутствие законодательной  базы, бурно развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах. Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд» и др.

       Развернулась подготовка аудиторов.  Здесь активную роль взяли  на себя крупнейшие ВУЗы (Академия  народного хозяйства, Московский  государственный университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других городах.

     Таким образом, можно говорить, что к  середине 1992 г. аудит в России был  создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

       22 декабря 1993 г. Президент РФ  подписал Указ, которым утвердил  «Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации». Затем он был подкреплен Законом «Об аудиторской деятельности». Появляются внешний и внутренний аудит (2001г.).

        В настоящее время в России  в сфере аудита занято около  30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм, созданы профессиональные объединения аудиторов. Только за 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 – в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115 [6, 45 – 50 стр.]. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2.2 Особенности развития  аудита в России 

      В условиях еще сохранившихся стереотипов, тем не менее, трудно недооценивать значение аудита для отечественной экономики в настоящий период. В условиях коренных экономических преобразований, необходимость проведения которых была продиктована объективными причинами, отсутствие сильного отечественного института аудита при всей сложности экономической ситуации может значительно снизить эффективность проводимых реформ. С появлением в стране различных форм собственности нельзя опираться только на систему государственного финансового контроля. И в этих условиях развитию аудиторской деятельности не было альтернативы.

      Аудит как профессия формировался и развивался в России одновременно с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы.

      Этапы развития аудита в России:

    1. Начальный этап в развитии аудита (1987-1993)

      Характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских  организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской  организации «Интераудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

      2. Второй этап (декабрь 1993 г. (до  принятия Закона об аудите) —  август 2001 г.) можно охарактеризовать  как период становления российского  аудита, в процессе которого большую роль сыграли указанные выше Временные правила аудиторской деятельности.

      В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.

      За  этот период Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.

      3. Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. 

      Основная особенность развития аудита в России за прошедший период — это государственное регулирование аудиторской деятельности и отсутствие единого мощного профессионального объединения аудиторов. Создание такого объединения возможно, в том числе, путем слияния нескольких аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений.

        В странах с давней историей  аудита регулирование профессии  осуществляется в основном через профессиональные объединения. Однако в последние годы наметилось усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности в связи с возрастающей актуальностью проведения контроля качества аудита после ряда скандалов, в том числе с корпорацией «Энрон» [6, 36 – 39 стр.].

        Кроме того, нельзя согласиться с отдельными ее представителями, когда под видом независимости предлагается, чтобы профессия варилась только в собственном соку. Это псевдонезависимость, и это недопустимо, так как для такой общественно значимой профессии необходим баланс интересов на рынке аудиторских услуг, в том числе соблюдение интересов государства. 

      Основная  особенность развития аудита в России за прошедший период — это государственное  регулирование аудиторской деятельности и отсутствие единого мощного  профессионального объединения аудиторов. Создание такого объединения возможно, в том числе, путем слияния нескольких аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. В странах с давней историей аудита регулирование профессии осуществляется в основном через профессиональные объединения.

      Однако  в последние годы наметилось усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности в связи с возрастающей актуальностью проведения контроля качества аудита после ряда скандалов, в том числе с корпорацией «Энрон». При этом последовательно, шаг за шагом способствую   развитию саморегулирования профессии. Но очень важно, чтобы профессия сама еще до этого дозрела.

        Кроме того, нельзя согласиться  с отдельными ее представителями,  когда под видом независимости  предлагается, чтобы профессия варилась только в собственном соку. Это псевдонезависимость, и это недопустимо, так как для такой общественно значимой профессии необходим баланс интересов на рынке аудиторских услуг, в том числе соблюдение интересов государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ АУДИТА

                              В РОССИИ

                        3.1 Юридические основы российского аудита   

      Юридические основы аудита – это его функции и взаимоотношения с кредитными организациями.

     Итак, аудит как вид деятельности в  России состоялся. Но, к сожалению, как уже говорилось, наши аудиторы еще не в должной мере признаны за рубежом, и аудит российской компании, даже очень известной, не является ни для иностранцев, ни для соотечественников неоспоримым.

Информация о работе Становление аудита в России