Становление аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:19, реферат

Описание работы

анный момент в экономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий и организаций в рамках этой системы. Финансовый контроль – один из важнейших элементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia – «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы аудита……………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность аудита………………………………………………….6
1.2 Цели и задачи аудита……………………………………………………….16
2 Становление аудита в России…………………………………………………....22
2.1 Зарождения аудита в России………………………………………………..22
2.2 Особенности развития аудита в России……………………………………26
3 Основные проблемы развития аудита в России………………………………..29
3.1 Юридические основы российского аудита………………………………...29
3.2 Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников и
литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Причина этого в том, что российскую отчетность не всегда могут понять иностранные инвесторы, акционеры, кредитные организации и, соответственно, на ее основе принять адекватное решение по покупке и продаже ценных бумаг, оценить способность компании выплачивать дивиденды, погасить в срок задолженность и т.д. Все это требует внесения в законодательную базу российского учета и аудита соответствующих корректив, обеспечивающих их «прозрачность» для иностранных граждан.

     Справедливо сказать, что это только одна из множества  проблем, связанных сегодня с осуществлением аудиторской деятельности в России. Однако столь же справедливым будет утверждение: большую их (проблем) часть разрешается путем принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

     Вообще  в России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность. Среди многочисленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

     В основе этой системы находится Закон  об аудиторской деятельности. Бесспорное достоинство документа состоит в преемственности Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Они в свое время сыграли важную роль в становлении данного вида бизнеса, но сейчас уже не отражают всего накопленного практикой опыта и содержат очевидные пробелы в регулировании аудиторской деятельности.

     Основы  пруденциального регулирования, использованные разработчиками при подготовке документа, аналогичны содержащимся во Временных правилах, но отдельные нормы раскрыты более полно [6, 78 – 80 стр.].

     Изменена  собственно структура документа, конкретизированы понятия аудита и аудиторской  деятельности, уточнен порядок аттестации и лицензирования, определены права и обязанности аудитора и вопросы регулирования аудиторской деятельности в РФ. Причем составители учли не только опыт разработки общероссийских правил (стандартов), ставших прочной базой для контроля качества аудита, практику ведущих российских и зарубежных аудиторских организаций, но и рекомендации специальных комиссий Европейского сообщества по обобщению аудиторской практики в странах ЕС (отчеты «Комиссии Кэдбери» за 1996 г. и «Комиссии Хемпелла» за 1998 г.), а также некоторые документы международной федерации бухгалтеров.

     На  сегодняшний день структура документа  выглядит следующим образом:

               1) Общие положения.

               2) Осуществление аудиторской деятельности.

         3) Участники аудиторской деятельности.

         4) Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности и лицензирование  этой деятельности.

         5) Регулирование аудиторской деятельности.

         6) Переходные и заключительные  положения.

     Федеральный закон решает ряд сложившихся  проблем в развитии аудита. Например, широко известно, что в последнее время появилось очень много так называемых «черных аудиторов» – фирм, которые получают лицензии на осуществление аудиторской деятельности, делают заключения, а потом – растворяются. Законодательно же проблема ответственности аудитора за свое заключение никак не решена. С этой целью, т.е. упорядочения системы государственного регулирования аудита вместо трех действующих структур (Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ и двух центральных аттестационно-лицензионных комиссий – Минфина России и Центробанка) создан один федеральный орган. Можно надеяться, что тогда у субъектов экономической деятельности, понесших урон из-за неквалифицированных или недобросовестных заключений аудиторских компаний, появится возможность отстаивать свои права.

     Также новым в законопроекте является попытка предусмотреть контроль качества аудита, осуществление которого может быть проведено как федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, так и уполномоченным саморегулируемым аудиторским объединением – правда, исключительно в отношении своих членов.

     Законопроект  значительно повышает требования к  конфиденциальности аудита. Лица, осуществляющие аудиторскую деятельность, обязаны  обеспечить сохранность конфиденциальных сведений и документов, получаемых и(или) составляемых ими в ходе проверки.

       Они не вправе передавать эти  документы или их копии каким  бы то ни было третьим лицам  либо разглашать устно содержащиеся  в них сведения без письменного  согласия лица, подлежащего аудиту, вне зависимости от того, принесет ли передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Нарушитель этого требования лишается лицензии аудитора и подлежит ответственности в соответствии с законодательством, включая возмещение нанесенного его действиями ущерба.

     Впервые вводится понятие заведомо ложного  аудиторского заключения, под которым  понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или явно противоречащее содержанию документов, полученных и изученных аудитором в ходе проверки. Соответственно, предусматривается ответственность за такие действия.

     В плане опять-таки повышения ответственности  аудитора законопроект предусматривает  также, что аудитор или аудиторская  организация обязан заключать договор страхования своей гражданско-правовой ответственности и не вправе выполнять свои обязанности без такого документа.

     Необходимо  отметить, что были внесены изменения  и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Здесь конкретизируются меры уголовных и административных наказаний за допущенные аудитором нарушения. Но при всей своей актуальности настоящий Законопроект все же несовершенен. Например, наблюдается его непоследовательность в отношении аудиторов-индивидуалов.

     Исходя  из содержания ст. 2 они могут прекратить свою деятельность в этом статусе. Поскольку  там упоминаются только аудиторские организации, то естественен вывод, что аудиторам можно работать только в их составе. Но в ст. 21-22 упомянуты еще самостоятельно работающие аудиторы, причем в ряде статей (22, 30 и др.) подразумевается либо прямо предусмотрена выдача лицензий индивидуальным предпринимателям.

     К данной норме, по мнению многих аудиторов, а также представителей власти, нужно  отнестись более серьезно. Здесь  не должно быть двусмысленности. Накопленный опыт показывает, что повышение уровня требований к качеству аудита и степени ответственности аудитора, в том числе и материальной, возможно только в отношении юридических лиц – да и то не всяких, а обладающих солидным уставным капиталом. Данные требования позволили бы резко повысить размер возможной имущественной ответственности аудиторских организаций. 
 
 
 
 
 
 

        3.2 Вопросы разработки отечественных стандартов по аудиту  

     Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиальные группы нормативных документов.

  1. К первой группе относятся законодательные акты государства, прежде всего Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
  2. Вторую группу документов составляют аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

      Стандарты - правила ведения финансового учёта и составления отчётности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчётный период компанией, которые отражают её положение на рынке. Они являются определённого рода юридически закреплённым соглашением различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других факторов [8, 110 – 111 стр.].

      Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг (постановка, восстановление бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности и т.д.).

      Разработка  стандартов аудита в Российской Федерации была начата в первой половине 90-х гг.  

      Их  разработчиками были назначены ведущие  научно-исследовательские и проектно-технологические организации по учету, статистике, автоматизации, обработке экономической информации, высококвалифицированные специалисты по учету, контролю и анализу хозяйственной деятельности, работающие в ВУЗах, пять крупнейших аудиторских фирм, а также специалисты Министерства финансов России. В настоящее время разрабатывает стандарты аудиторской деятельности Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

      Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

      • они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

      • стандарты способствуют внедрению  в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;

      • с их помощью обеспечивается связь  отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

      • их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении  претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

      В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности.

      Для западных стран необходимость в стандарте значительно слабее, поскольку там правовые вопросы регулирования рынка аудиторских услуг для его участников гораздо яснее, и многие положения указанного в «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» воспринимались бы как излишнее напоминание.

     В настоящее время интерес для  пользователей «Прав и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» представляют вопросы их внедрения в практику аудита. Среди многочисленных предложений наиболее последовательной кажется следующая 4-этапная схема:

  1. ознакомление аудиторов и пользователей аудита с «Правами и обязанностями аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и их комментирование;
  2. создание методического сопровождения «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», позволяющего лучше применять их на практике;
  3. организация контроля за соблюдением «Прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и органичное встраивание их в систему регулирования аудиторской деятельности;
  4. подготовка к созданию второй версии системы «Прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» на базе обобщения опыта их практического применения. Здесь возможны два варианта. При первом – Закон об аудиторской деятельности будет принят быстро, и тогда вторую версию системы «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» надо будет создавать, не дожидаясь окончания работ над первой. При другом сценарии работа над второй версией начнется по завершении создания первой с учетом изменений в законодательной базе, опыта создания и внедрения первой версии.

     Одной из основных проблем, связанных с  разработкой и внедрением отечественных стандартов по аудиту, стал вопрос об их легитимности. Аудиторские стандарты, хотя и не относятся к категории строгих законодательных актов, являются важнейшими нормативными документами, регламентирующими весь процесс и порядок проведения аудита. В них сформированы единые требования к осуществлению, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Они должны быть обязательными как для аудиторов, так и для проверяемых ими экономических субъектов.

Информация о работе Становление аудита в России