Стандартизация услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

Введение………………………………………………….. 3

1.

1.1

1.2
Стандартизация услуг…………………………………….

Понятие «услуга», виды услуг……………….…………..

Стандартизация услуг…………………………………….
8

8

9
2.

2.1. Стандартизация и кодирование
информации о товаре……………………………………...

Стандартизация и сертификация

продукции и их роль в борьбе

с контрафактной продукцией…………………………….
11


11
2.2. Штриховое кодирование…………………………………. 13
3. Стандартизация и экология…………………….………… 16
Заключение…………………………………………………

Список использованной литературы…………………….. 19

20

Работа содержит 1 файл

Копия реферат по метрологии.docx

— 46.33 Кб (Скачать)

    Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют  функцию по обеспечению заданного  качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании  и хранении, полноценного использования  продукции при потреблении, восстановление продукции.

    Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.

    Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов).

    Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции.

    Технические условия – это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Стандартизация услуг. 

      1.1. Понятие «услуга», виды услуг. 

      В России с июля 1994 года введён в действие ГОСТ Р 50646-94 “Услуги населению. Термины  и определения”. В соответствии с этим документом  под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

      По  функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на две группы:

      1. Материальные услуги – это услуги по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и пр.

      2.Социально-культурные  услуги – это услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и пр.

      В последнее время расширяется  перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются  новые: фрактовые, аудиторские, трастовые, рекламные и т.д.

      Объем торговли услугами растет как в сфере  оказания услуг населению, так и  в сферах промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.

     Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни  общества. Об этом свидетельствуют  следующие данные:

    -- в  промышленно развитых странах  на сферу услуг приходится  более двух третей валового  внутреннего продукта и занятости  населения;

    -- по  прогнозу специалистов, объем торговли  услугами как на международном,  так и на внутреннем рынке  страны превысит соответствующий  объем торговли товарами;

    -- для  работающего населения страны, занятого  в сфере услуг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему  росту.

     В 1995 году вступило в действие Генеральное  соглашение о торговле в сфере  услуг ВТО, которое ставит целью  стимулирование и правовое обеспечение  торговли на мировом рынке всеми  видами услуг. 

    1.2. Стандартизация услуг. 

     Одним из направлений реализации государственной  защиты прав и интересов потребителей является стандартизация. Качество услуг   подтверждается проверкой на соответствие установленным стандартам, показателям, требованиям для объявленного класса обслуживания. Причём главнейшим требованием  всегда является безопасность.

     В соответствии с Законом Российской Федерации “О стандартизации” (1993 г.) стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик  в целях обеспечения:

     а) безопасности продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

     б) качества продукции, работ и услуг  в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

     в)  единства измерений;

     г) экономии всех видов ресурсов;

     д) безопасности хозяйственных объектов;

     е) обороноспособности страны.

     В России наиболее распространённым объектом стандартизации является продукция. Однако с 1992 г. услуги также стали объектом государственной стандартизации. Толчком  к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон РФ «О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходимость создания механизма  защиты потребителей от опасных услуг. Одним из главных механизмов, выбранных  Госстандартом России, стала обязательная сертификация. До этого требования к качеству услуг устанавливали  нормативные правовые акты, ведомственные  и производственные документы.

     Принятый  впервые в нашей стране Закон  РФ “О стандартизации” (1993г.) устанавливает  основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в  области стандартизации, которые  являются едиными и обязательными  для всех субъектов хозяйственной  деятельности независимо от их ведомственной  принадлежности и форм собственности.

       Используемые в сфере услуг  многочисленные подзаконные акты (правила, инструкции и т.д.) не  могли стать основной нормативной  базой сертификации – были  необходимы государственные стандарты  с обязательными требованиями. Таким  образом, обязательная сертификация, начатая в стране, инициировала  работы по стандартизации в  сфере услуг.

     Для разработки комплекса государственных  стандартов в сфере услуг стали  создаваться технические комитеты (ТК), так как стандарты требовалось  разработать по 16 группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стандартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересованностью  в решении проблемы сертификации тех министерств и ведомств, которые отвечали за развитие конкретной сферы услуг. Такие федеральные органы, как Росбытсоюз, Госкомитет по физической культуре и туризму, Роскомторг, Минтранс приняли на себя не только организационные заботы, но и согласились финансировать разработку государственных стандартов из собственных средств.

     Было  создано шесть технических комитетов, в частности технический комитет  «Услуги населению», который должен был политику в области стандартизации и сертификации услуг, отраслевые технические  комитеты: «Услуги торговли и общественного  питания», «Автосервис», «Бытовое обслуживание, «Транспортные услуги», «Туристско-экскурсионное  обслуживание». Уже к 1996 г. силами этих технических комитетов разработано 27 государственных стандартов и  введены  в действие системы сертификации по шести группам (видам)однородных услуг.

     Теоретическое осмысление проблемы стандартизации и  сертификации в сфере услуг и  анализ опыта работы в этой области, предпринятые ВНИИ сертификации, показали, что существует необходимость в  двух видах стандартов, не предусмотренных  ГСС – стандартах на предприятия  и стандартов на персонал (разновидности  стандартов на процесс).

     На  сегодняшний момент в сфере услуг  населению действуют следующие  основные государственные стандарты (главным образом

ГОСТ Р):

     -- основополагающие (на термины в  области услуг, модель обеспечения  качества услуг и т.д.);

     -- на конкретные группы услуг  (ремонт и техническое обслуживание  автотранспортных средств, радиоэлектронной  аппаратуры, электробытовых машин  и приборов, туристских услуг  и услуг гостиниц, услуг общественного  питания, химическая чистка и  крашение, перевозка пассажиров  автомобильным транспортом и  т.д.);

     -- на процессы (проектирование туристских  услуг и т.д.);

    -- на  персонал ( по услугам общепита  и т.д.);

    -- на  классификацию предприятия сферы  услуг (предприятия общепита, гостиницы  и т.д.).

     Планируется разработка стандартов на номенклатуру показателей качества услуг, методов  оценки качества услуг и ряд новых  стандартов по услугам, введенным в 1999 году в номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации. 
 
 
 
 

          2.Стандартизация и кодирование информации о товаре

2.1.Стандартизация  и сертификация  продукции и их  роль в борьбе

     с контрафактной продукцией. 

       Общеизвестно, что практически на любых товарных рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных видов товаров. При  этом ущемляются права как производителя  продукции из-за недобросовестной конкуренции, так и права покупателя. В результате поступления на рынок огромной массы  фальсифицированной, неучтенной продукции  сформировался мощный сектор теневой  экономики, оказывающий активное противодействие  усилиям государства по формированию цивилизованного рынка, наносится  невосполнимый ущерб здоровью российских граждан, подрывается репутация  отечественных и зарубежных   производителей.

       По  некоторым оценкам, объем фальсифицированной одежды и обуви в общем объеме производства товаров народного  потребления доходит до 40%, парфюмерии, косметики и синтетических моющих средств - 50, рыбных и мясных консервов - 35, масла сливочного и маргарина - 40-45, винно-водочных изделий - 60%.

       В результате ежегодные убытки ведущих  российских и иностранных производителей - владельцев товарных знаков превышают 1,5 миллиарда долларов США. Выявлено несколько основных способов подделки:

       1.Открытый  подлог (фальшивка), т.е. подделка  внешней формы и торговой марки.  Особенно часто этот способ  мошенничества встречается в  торговле пластинками, аудио-  и видеокассетами, компакт-дисками.

       2. Имитация - продажа под маркой  известного производителя. Особенно  характерна такая подделка для  товаров широкого потребления  (швейные изделия, часы и т.  п.) Цена таких товаров, как  правило, более низкая, чем у  истинных товаров (оригиналов), что  обычно привлекает покупателя, главным  образом малоискушенного либо  наживающегося на слабостях других.

       3. Опережение - копирование товара  с небольшими изменениями, в  том числе и в написании  и звучании торговой марки  (например Pavasonic вместо Panasonic, Syni вместо Sony). Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу.

       4. Нарушение принципов продажи  - несоблюдение законодательства  о регистрации товарных знаков.

       Барьером  на пути некачественного товара на рынок и далее к потребителю  являются стандартизация и сертификация,

       Защита  товарных рынков от контрафактной продукции  осуществляется по следующим направлениям:

    - контроль за наличием и подлинностью  сертификата и знака соответствия (разработка голографической защиты  знака соответствия и применение  тонкопленочной технологии);

Информация о работе Стандартизация услуг