Стабилизационный фонд РФ: цели создания, принципы формирования, возможности использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать Стабилизационный фонд как явление в российской экономике. Задачами достижения цели является выявление предпосылок создания Фонда, сравнение его с опытом создания подобных фондов в зарубежных странах, выяснение принципов поступления и основных направлений использования средств так называемой «заначки» государства, описание принцип разделения средств Стабилизационного фонда.

Содержание

Введение 3
1. Создание Стабилизационного фонда в Российской Федерации 6
1.1. Предпосылки создания и его предназначение 6
1.2. Зарубежный опыт создания и использования средств Стабилизационного фонда. 9
2. Средства Стабилизационного фонда 15
2.1. Правила поступления средств в Стабфонд 15
2.2. Управление средствами Фонда 16
2.2.1. Структура управления 16
2.2.2. Правила инвестирования средств Фонда. 18
2.3. Варианты использования средств Стабфонда в различных условиях. 19
2.3.1. В условиях недостаточности денежного предложения. 21
2.3.2. В условиях избыточности денежного предложения. 24
2.4. Разделение Стабилизационного Фонда. 25
3. Варианты использования дополнительных доходов (альтернатива Стабфонда) 29
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

стабилизационный фонд РФ.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      С первого февраля 2008 года Стабфонд, созданный в январе 2004 года, прекратил свое существование. Он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (смотри схему). Напомним также, что кроме доходов от нефти в две новые копилки страны в этом году будут направлять еще и поступления от экспорта газа. 

      Схема разделения Стабилизационного  Фонда Российской Федерации 

        
 
 
 
 
 
 
 

      Еще в прошлом году было принято решение отделить все доходы от продажи нефти и газа, НДПИ от остальных доходов федерального бюджета, сказал заместитель директора департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Петр Казакевич. Новая схема выглядеть будет так: сначала все деньги поступают на счета казначейства, затем недостающие доходы нефтяного бюджета перечисляются через так называемый нефтегазовый трансферт. Следующий этап - наполнение Резервного фонда. Как только объем поступивших в него средств достигнет 10 процентов от ВВП, начинается пополнение Фонда национального благосостояния.

      Средства, которые осядут на счетах Фонда национального  благосостояния, предназначены для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда. Средства Резервного фонда остаются в стороне от текущих трат. Это наша "подушка безопасности" на случай резкого падения цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральном бюджете. Львиная доля средств Резервного фонда будет размещена в иностранной валюте и ряде финансовых активов, номинированных в валюте. Речь идет о долговых обязательствах международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, а также депозитах в иностранных банках.

      Что касается инвестирования средств Фонда  национального благосостояния в  корпоративные облигации и акции, то пока принято решение не спешить  с этим вопросом. Порядок управления средствами этого фонда Министерство финансов вместе с другими ведомствами должен будет разработать лишь к октябрю 2008 года. За это время чиновники должны будут разработать и порядок отбора специализированных финансовых организаций, которые и будут управлять этими средствами. До тех пор, сказал Казакевич, размещение нефтедолларов будет идти по консервативному пути, а управляющей компанией будет оставаться Центробанк.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Варианты использования дополнительных доходов (альтернатива Стабфонда) 

      Вплоть до принятия решения о создании Стабилизационного фонда обсуждался ряд альтернативных вариантов использования дополнительных доходов бюджета. Эти варианты свободны от рисков, присущих варианту аккумулирования средств в Стабилизационном фонде (потеря части доходов бюджета, риск "избыточной" стерилизации). В то же время недостатки альтернативных вариантов представляются существенно более значимыми, чем возможные недостатки принятого варианта. 

      
  1. Перечисление  дополнительных доходов  на финансирование приоритетных расходов бюджета.

      Этот вариант практически реализовывался ранее (2000–2002 гг.) — либо через фиксацию статьи Федерального закона "О бюджете" о распределении таких доходов, либо путем принятия поправок к закону в середине (конце) финансового года. Дополнительные доходы бюджета за тот период были почти поровну разделены между увеличением бюджетного профицита и расширением непроцентных расходов. Из их числа наибольшим приоритетом пользовались дополнительное финансирование силовых структур (+7 млрд. долл.), связанное в основном с индексацией денежного содержания военнослужащих, и расширение финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации (+4 млрд. долл.). Последнее является формой косвенной поддержки институтов социальной сферы, финансируемых главным образом из региональных и муниципальных бюджетов. "Узкое место" для реализации данного варианта — слабость государственных институтов, не позволяющая в настоящее время обеспечивать эффективное сопровождение бюджетных инвестиций. 

      
  1. Формирование  за счет аккумулированных доходов фонда поддержки налоговой реформы.

      Предполагалось в период проведения налоговой реформы (причем более радикальной, чем фактически осуществляемая) направлять средства фонда на финансирование социальных институтов. Недостатками данного варианта по мере исчерпания фонда становятся неизбежное сокращение финансирования социальных расходов, отсутствие решения проблемы стерилизации избыточной эмиссии, увеличение зависимости расходов от мировых цен на сырье. 

      
  1. Формирование  фонда распределения  природной ренты.

      Предлагалось создать специальный бюджетный фонд для накопления налогов рентного характера (НДПИ и, вероятно, экспортных пошлин), которые затем могли распределяться по специальным счетам граждан России (аналогично использованию Постоянного фонда Аляски). Недостаток — отсутствует возможность стерилизации эмиссии. Поскольку рентные доходы в данном варианте будут направляться на счета физических лиц, существует угроза их трансформации в наиболее инфляционно опасную налично-денежную форму. 

      
  1. Формирование  бюджета развития.

      Предполагалось разделить бюджет на текущий (сводимый с нулевыми дефицитом при консервативном прогнозе внешнеэкономической конъюнктуры) и бюджет развития. В последний должны были направляться доходы при их превышении над показателями, заложенными в бюджет на финансирование текущих расходов. Использовать эти дополнительные средства предполагалось на инвестиционные цели (главным образом на возвратной основе). Недостатки — снижение определенности в обязательствах государства перед бюджетополучателями, невозможность использовать рост остатков на бюджетных счетах в целях стерилизации эмиссии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В настоящее время стабилизационный фонд является главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в России. Но в случае, если тщательно стерилизуемые в нем средства попадут в обращение, случится инфляционный скачок. Считается, что нецелевое использование каждых 10 млрд рублей из Стабфонда может привести к всплеску инфляции и росту цен внутри страны на 0,1 процента.

      Объем денежной массы зависит от инструментов сдерживания, одним из которых является ее стерилизация. Это означает, что  часть денежной массы откладывается  на черный день. Таким образом, под  руками у нас оказывается значительный запас денег, которые можно выпускать в обращение по мере необходимости. В России роль стерилизатора выполняет Стабилизационный фонд, который и взял на себя большую часть той избыточной денежной массы, которая так беспокоит Всемирный банк. Всемирный банк, в свою очередь, считает, что все средства, накопленные в стабилизационном фонде, сколько бы денег не удалось правительству отложить «на черный день», должны направляться на погашение внешнего долга страны.

      Несмотря  на то, что на сегодняшний день Стабилизационный Фонд Российской Федерации как таковой прекратил свое существование и его правопреемниками стали Резервный Фонд и Фонд национального благосостояния, само его возникновение говорит о том, что Российская Федерация совершила новый виток своего развития. Наша страна совсем молодая, но уже с очень богатой историей. Вхождение России в десятку экономик мира заставляет равнятся на развитые страны с многолетним отлаженным инструментарием регулирования экономических и финансовых процессов, чего, к сожалению, пока нет в нашем государстве.

      Появление миллиардной заначки дало право  частично погасить внешний долг государства, что позволило Российской Федерации  зарекомендовать и показать себя с лучшей стороны. Инвестиции в приоритетные национальные проекты, в развитие инновационных технологий – залог динамичного развития государства.

      Основная  цель работы достигнута, что нашло  отражение в следующих результатах:

        – проанализирован мировой опыт создания Стабилизационных Фондов,

        – выявлены основные особенности в части создания и регулирования Стабилизационного Фонда Российской Федерации,

        –  рассмотрен принцип разделения средств Стабфонда,

        – отражены альтернативные созданию Стабилизационного Фонда  варианты использования сверхдоходов бюджета страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

    1. Ведев А., Кудрин А., Солнцев О. Возможные стратегии  использования Стабилизационного  фонда РФ для предотвращения кризисных  ситуаций // Аналитическая лаборатория «Веди», 2006 г.
    2. Журавка Л. Тратить или не тратить? // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4245 от 12 декабря 2006 г.
    3. Конищева Т. Запас просится на выход // "Российская Бизнес-газета" №484 от 9 ноября 2004 г.
    4. Конищева Т. Последний день Стабфонда // "Российская газета" - Центральный выпуск №4578 от 1 февраля 2008 г.
    5. Мытарев Вл. Нефтедолларам ищут работу // "Российская газета" - Федеральный выпуск №3697 от 11 февраля 2005 г.
    6. Пансков Вл. Доходы идут мимо казны // "Российская Бизнес-газета" №463 от 15 июня 2004 г.
    7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4353 от 27 апреля 2007 г.
    8. Постановление Правительства РФ №229 от 21 апреля 2006 г. «О порядке управления средствами Стабилизационного Фонда Российской Федерации // "Российская газета" - Федеральный выпуск от 30 апреля 2006 г.
    9. Потемкин Л., Шабалин А. Куда вложить триллион // "Российская Бизнес-газета" №610 от 3 июля 2007 г.
    10. Солнцев О. Пятнадцать мудрецов на сундук Минфина // "Российская Бизнес-газета" №485 от 16 ноября 2004 г.
    11. Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2003 г. N 184-ФЗ О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации // "Российская газета" - Дальний Восток №3374 от 26 декабря 2003 г.
    12. Фёдоров Е.А. О Стабилизационном Фонде РФ // Официальный сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru

Информация о работе Стабилизационный фонд РФ: цели создания, принципы формирования, возможности использования