Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать Стабилизационный фонд как явление в российской экономике. Задачами достижения цели является выявление предпосылок создания Фонда, сравнение его с опытом создания подобных фондов в зарубежных странах, выяснение принципов поступления и основных направлений использования средств так называемой «заначки» государства, описание принцип разделения средств Стабилизационного фонда.
Введение 3
1. Создание Стабилизационного фонда в Российской Федерации 6
1.1. Предпосылки создания и его предназначение 6
1.2. Зарубежный опыт создания и использования средств Стабилизационного фонда. 9
2. Средства Стабилизационного фонда 15
2.1. Правила поступления средств в Стабфонд 15
2.2. Управление средствами Фонда 16
2.2.1. Структура управления 16
2.2.2. Правила инвестирования средств Фонда. 18
2.3. Варианты использования средств Стабфонда в различных условиях. 19
2.3.1. В условиях недостаточности денежного предложения. 21
2.3.2. В условиях избыточности денежного предложения. 24
2.4. Разделение Стабилизационного Фонда. 25
3. Варианты использования дополнительных доходов (альтернатива Стабфонда) 29
Заключение 32
Список литературы 34
Таблица 2. Функции стабилизационных фондов стран (территорий), имеющих значительный сырьевой сектор экономики
Тип фонда, примеры | Функции | Источники ресурсов | Способы
аккумулирования/
размещения ресурсов |
Бюджетные стабилизационные фонды (Фонд макроэкономической стабилизации, Венесуэла) | Основная: компенсация влияния на бюджет снижения мировых цен на сырье, дополнительная: регулирование эмиссии | Часть рентных платежей при превышении мировыми ценами на соответствующий вид сырья порогового значения | Средства на счетах, иностранные активы |
Фонды будущих поколений (Государственный нефтяной фонд, Норвегия; Резервный фонд для будущих поколений, Кувейт; Нефтяной фонд, Оман) | Накопление
средств для компенсации |
Рентные платежи, доходы от финансовых инвестиций за счет средств фондов, в ряде случаев — другие доходы (от приватизации, прочих видов налогов и др.) | Иностранные активы, в ряде случаев — внутренние инвестиции вне нефтяной промышленности |
Распределительные фонды (Постоянный фонд Аляски) | Основная: обеспечение участия граждан в получении доходов от природной ренты, дополнительная: долгосрочное накопление средств | Рентные платежи, доходы от инвестиций за счет средств фондов | Средства на счетах, иностранные активы |
Среди различных вариантов построения и управления такими фондами наиболее близкий к российскому - норвежский вариант. Существует мнение, что российский Стабфонд, собственно, и создавался на примере норвежского. Стабфонд Норвегии - иначе говоря, Государственный пенсионный фонд Норвегии и бывший Нефтяной фонд, был образован еще в 1990 году и сегодня является одним из самых крупных в мире: его объем на ноябрь 2006 года превышал 265 миллиардов долларов. Очевидно, что инвестирование такой суммы средств может принести немалый доход, поэтому было принято решение о вложении средств фонда в зарубежные активы.
Однако нельзя не отметить, что экономическая ситуация двух стран в ряде аспектов разнится существенно. Та же пресловутая инфляция в Норвегии сегодня - около 1 процента; в последние несколько лет она не превышала двухпроцентный уровень. Другое немаловажное отличие - социальная сфера. Экономика Норвегии совершенно отчетливо является социально ориентированной; к примеру, минимальный размер оплаты труда в день выше, чем в России за месяц.
Возвращаясь к опыту Норвегии, отметим, что Россия выбрала более консервативный путь вложения средств Стабфонда. Если Норвегия вкладывает средства Нефтяного фонда в десятки стран и сотни эмитентов, то мы оказались зажаты в более узкие рамки. Дело в том, что банк Норвегии работает через нескольких коммерческих агентов, которые, в свою очередь, работают по всему миру - это крупные иностранные банки. Что нельзя делать у нас, так как существуют определенные позиции, закрепленные в Бюджетном кодексе, а во-вторых, существует и серьезное ограничение в плане выбора агентов, которыми может быть только Банк России. Это означает, что доходность российского портфеля, который будет сформирован за счет ценных бумаг иностранных государств, будет значительно ниже, чем те показатели, которых достигает Норвегия. Но, как говорится, лиха беда начало. Однако общее между двумя фондами - решение не инвестировать эти средства внутри страны. В Норвегии вообще стоит четкое ограничение подобной политики и не существует порогового значения фонда. Вполне вероятно, это связано с тем, что запасов нефти у нее осталось всего лишь на 10 лет, а страна провозгласила принцип, что весь мир должен кормить страну после того, как нефть кончится или цены на нее упадут. В России решено тратить все излишки, но лишь для погашения внешнего долга и финансирования дефицита Пенсионного фонда. Остальные предложения Министерство финансов отвергает, и не напрасно.
Взять ту же Норвегию, которая не желает вкладывать средства Нефтяного фонда внутри страны. Причины для норвежцев ясны: проблема платежного баланса и «голландская болезнь». Благодаря тому, что средства инвестируются за границу, в стране нет давления на национальную валюту. Кроме того, внутреннее инвестирование является скорее отрицательным фактором, так как сажает национальную экономику и промышленность на дешевые инвестиции. В случае падения нефтяных цен на мировых рынках, соответственно, падают и поступления в бюджет, а это означает, что невозможно будет поддерживать на том же уровне внутренние инвестиции. И тогда, так как инвестиционный процесс длительное явление, возникает проблема незавершенности проекта.
Россия может столкнуться с подобной проблемой при внутреннем инвестировании, и большинство экспертов, которые предлагают пустить средства из "загашника" или направить излишки внутрь страны, не могут не понимать этого. Но, похоже, замедление темпов роста экономики толкает некоторых чиновников на "растаскивание" средств Стабфонда.3 Хотя, напомню, идея создания его - это использование средств только в кризисных ситуациях.
Итак,
Стабилизационный фонд Российской Федерации,
как уже говорилось, был основан
в январе 2004 года и составлял 106 миллиардов
рублей. Эта сумма быстро росла, и
очень скоро вопрос управления средствами
фонда стал более чем насущным. Этому вопросу
будет посвящен следующий раздел моей
работы.
2. Средства Стабилизационного фонда
2.1. Правила поступления средств в Стабфонд
Правительство России утвердило правила перечисления в Стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств этого фонда.
Соответствующее постановление от 23 января 2004 года подписал председатель правительства Михаил Касьянов. Согласно данному документу, Главному управлению федерального казначейства Минфина РФ поручено открыть до 30 января 2004 года в ЦБ РФ счета для учета средств фонда.
Кроме того, предписывается представлять в правительство РФ в составе отчетности об исполнении федерального бюджета ежеквартально отчеты о поступлении средств в Стабилизационный фонд РФ, их размещении и использовании, а также предложения по уточнению объемов остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с законом о бюджете на соответствующий год.
Центробанку рекомендовано ежемесячно, не позднее 15-го числа, направлять в Минфин информацию об официальном курсе доллара к рублю, установленном ЦБ, за все дни прошедшего месяца.
Минфину предписывается не позднее 30 дней после окончания отчетного месяца осуществлять расчет дополнительных доходов федерального бюджета, подлежащих зачислению в фонд, и их перечисление на счета Главного управления федерального казначейства.
Кроме того, Минфин производит расчет остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, подлежащих зачислению в фонд, до 30 января утверждает их объем и до 1 февраля перечисляет указанные средства в фонд.
При уточнении правительством (по итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий год) объема остатков средств федерального бюджета, Минфин в 2-недельный срок осуществляет зачисление (списание) на счета по учету средств фонда разницы между уточненными остатками средств федерального бюджета и средствами, перечисленными на указанные счета.
Доходы от размещения средств фонда зачисляются на счета по учету средств фонда.
Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.4
Объемы
использования средств
2.2. Управление средствами Фонда
2.2.1. Структура управления
Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.6
Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации наделило Министерство
финансов Российской Федерации полномочиями
по распределению активов Фонда в разрезе
валют, весов и сроков и утвердило порядок
управления средствами Фонда.7
В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
В
настоящее время Министерство финансов
Российской Федерации управляет
средствами Фонда согласно второму
методу (путем размещения средств
на валютных счетах в Банке России).
При этом согласно утвержденному
Министерством финансов Российской Федерации
порядку расчета и зачисления процентов,
начисляемых на счета по учету средств
Стабилизационного фонда в иностранной
валюте, Банк России уплачивает на остатки
на указанных счетах проценты, эквивалентные
доходности портфелей, сформированных
из долговых обязательств иностранных
государств, требования к которым утверждены
Правительством Российской Федерации.
2.2.2. Правила инвестирования средств Фонда.
Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся: