Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать Стабилизационный фонд как явление в российской экономике. Задачами достижения цели является выявление предпосылок создания Фонда, сравнение его с опытом создания подобных фондов в зарубежных странах, выяснение принципов поступления и основных направлений использования средств так называемой «заначки» государства, описание принцип разделения средств Стабилизационного фонда.
Введение 3
1. Создание Стабилизационного фонда в Российской Федерации 6
1.1. Предпосылки создания и его предназначение 6
1.2. Зарубежный опыт создания и использования средств Стабилизационного фонда. 9
2. Средства Стабилизационного фонда 15
2.1. Правила поступления средств в Стабфонд 15
2.2. Управление средствами Фонда 16
2.2.1. Структура управления 16
2.2.2. Правила инвестирования средств Фонда. 18
2.3. Варианты использования средств Стабфонда в различных условиях. 19
2.3.1. В условиях недостаточности денежного предложения. 21
2.3.2. В условиях избыточности денежного предложения. 24
2.4. Разделение Стабилизационного Фонда. 25
3. Варианты использования дополнительных доходов (альтернатива Стабфонда) 29
Заключение 32
Список литературы 34
В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
доллар США 45%
евро 45%
фунт стерлингов 10%
Министерство
финансов Российской Федерации утверждает
валютную структуру и указанный норматив
срока до погашения, которые являются
действительными для обоих упомянутых
выше методов управления Фондом.
2.2.3. Отчетность по операциям со средствами Фонда.
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце
Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.
Правительство
Российской Федерации направляет ежеквартальные
(нарастающим итогом) и годовые
отчеты в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации и Совет
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации о поступлении средств в Фонд,
их размещении и использовании в составе
отчетности об исполнении федерального
бюджета.
2.3. Варианты использования средств Стабфонда в различных условиях.
Оптимальная
стратегия использования
Во-вторых,
необходимо за счет Стабилизационного
фонда финансировать
В-третьих, из накоплений Стабилизационного фонда следует выдавать валютные кредиты крупнейшим государственным корпорациям через специализированную финансовую структуру и на условиях, на которых корпорации получают кредиты у иностранных заемщиков.
Наконец,
в-четвертых, часть средств
Теперь рассмотрим использование средств Стабилизационного фонда в условиях избыточности и недостаточности денежного предложения.
2.3.1. В условиях недостаточности денежного предложения.
Для того чтобы избежать "избыточной" стерилизации денежного предложения в условиях вероятного снижения динамики валютных резервов, требуется изменение самой концепции использования средств Стабилизационного фонда. Новая концепция должна исходить из следующих основных положений:
Этим положениям удовлетворяют две стратегии управления ресурсами Стабилизационного фонда, обеспечивающие возможности использования его средств для финансирования инвестиций.
Первая из них – ограничение поступления средств в Стабилизационный фонд с перераспределением высвобождающихся ресурсов в пользу Инвестиционного фонда бюджета. Суть этой стратегии заключается в том, что для повышения маневренности использования бюджетных средств в целях регулирования денежного предложения реализовать следующие меры:
установить, что средства в Стабилизационный фонд не могут перечисляться в размерах, превышающих зафиксированные в Федеральном законе "О бюджете" на соответствующий год;
создать Инвестиционный фонд федерального бюджета, в который направлять остатки средств федерального бюджета, не перечисленные бюджетополучателям в течение года, и доходы федерального бюджета, превышающие уровень, установленный в Законе о бюджете (включая экспортные пошлины и НДПИ сверх лимитов формирования Стабилизационного фонда). Средства Инвестиционного фонда использовать для осуществления государственных инвестиций в производственном секторе экономики, а также для стимулирования развития ипотечного кредитования.
Достоинства этого варианта в том, что отсутствует необходимость внесения принципиальных исправлений в правовые основы формирования и использования Стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд сможет исполнять свои функции по накоплению финансовых ресурсов и стерилизации эмиссии, но одновременно повысится (по сравнению с правительственным вариантом, предусматривающим "автоматическую" стерилизацию эмиссии) гибкость денежной политики.
К недостаткам следует отнести: снижение определенности бюджетной политики в части инвестиций, привязка государственных инвестиций к внешнеэкономической конъюнктуре, а также продолжение иммобилизации значительной части бюджетных ресурсов, поступающих в Стабилизационный фонд.
Вторая стратегия управления средствами Стабилизационного фонда –трансформация Стабилизационного фонда в Инвестиционный фонд. Предлагается придать Стабилизационному фонду часть функций Инвестиционного фонда и производить за его счет (на возвратной основе) инвестиционное финансирование российских компаний, не относящихся к топливному сектору. При этом, с целью снижения рисков, финансирование необходимо производить только при наличии залога в виде блокирующего пакета акций либо ликвидных материальных активов компании-реципиента.
В качестве базовых схем такого инвестирования предлагаются две следующие:
а) Финансирование лизинга инвестиционного оборудования. Средства Стабилизационного фонда размещаются на депозит в специализированном государственном банке (государственном агентстве). Депозит размещается на срок около пяти лет по ставке, соответствующей доходности казначейских обязательств США, плюс фиксированная маржа (от 3 процентных пунктов). Специализированный государственный банк (государственное агентство) за счет средств, привлеченных на депозит, осуществляет кредитование лизинговых компаний. Кредиты размещаются под залог предоставляемого в лизинг оборудования. Размещение ресурсов производится на основе открытого конкурса, при этом заранее объявляются критерии отбора победителей. Критерии отбора победителей должны включать в себя прозрачные требования к качеству залога. Предоставление кредита должно предусматривать целевой характер использования этих средств лизинговыми компаниями — возможности использования должны ограничиваться покупкой и лизингом инвестиционного оборудования в соответствии со списком, подготовленным Минэкономразвития и утвержденным правительством.
б) Смешанное государственно-частное софинансирование компаний в приоритетных секторах экономики. Создается специализированный государственный посредник (государственное агентство), осуществляющий долгосрочное кредитование крупных российских компаний с высоким кредитным рейтингом под залог блокирующих пакетов их акций. Этот посредник путем эмиссии собственных облигаций аккумулирует средства мелких портфельных инвесторов, институциональных инвесторов, а также часть средств Стабилизационного фонда. Для обеспечения ликвидности рынка этих облигаций Банк России переходит к проведению с ними операций РЕПО, предоставлению кредитов под их залог; Сбербанк и Внешторгбанк осуществляют с ними операции на открытом рынке, поддерживая двусторонние котировки.
Вариант
трансформации
2.3.2. В условиях избыточности денежного предложения.
Предпочтительным вариантом стерилизации эмиссии является направление ресурсов, поступающих в Стабилизационный фонд, на досрочное погашение внешнего государственного долга. С точки зрения обеспечения дополнительных доходов бюджета такой вариант обладает существенно большей эффективностью по сравнению с предлагаемым правительством вариантом инвестирования средств в высоконадежные зарубежные финансовые инструменты (суверенные обязательства стран–первоклассных заемщиков). Это обусловливается спрэдом между ставками по долговым обязательствам России и стран–первоклассных заемщиков.
Использование средств, аккумулируемых в Стабилизационном фонде, для досрочного погашения внешнего долга требует реализации следующих мер:
запуск переговорного процесса с основными держателями российских долгов по досрочному погашению задолженности;
фиксация в рамках Федерального закона "О бюджете" возможности направления средств, поступающих в Стабилизационный фонд, на досрочное погашение государственного внешнего долга (после достижения фондом объема 500–600 млрд. руб.).
Этот вариант использования средств Стабилизационного фонда: позволяет решить стратегические задачи снижения долговой нагрузки на бюджет и сокращения удельного веса внешнего долга в структуре государственной задолженности; не требует кардинальных изменений в законодательстве, определяющем принципы формирования и использования Стабилизационного фонда.
Основные
недостатки данной схемы — значительные
трудности и/или риски, сопряженные
с осуществлением досрочного выкупа
(погашения) по наиболее крупным видам
внешней задолженности Российской Федерации.
2.4.
Разделение Стабилизационного
Фонда.
В
2006 году, после двухлетнего
Как
считает Леонид Журавка, «здесь уместно
несколько подробнее остановиться на
самой концепции фонда будущих поколений.
Так, если цель создания стабфонда - поддержание
баланса между расходами и доходами государственного
бюджета, то у фонда будущих поколений
иные ориентиры. Он рассчитан на сбережение
части доходов от невозобновляемых ресурсов
для того, чтобы использовать эти средства
после того, как полезные ископаемые будут
преимущественно исчерпаны. Минфин уже
в ближайшем будущем планирует представить
подробную концепцию данного фонда».9
Соответствующий Федеральный закон был принят Государственной Думой 13 апреля 2007 года и одобрен Советом Федерации 18 апреля 2007 года.
Федеральным
законом устанавливается
Федеральным
законом также в соответствии
с Бюджетным посланием