Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать Стабилизационный фонд как явление в российской экономике. Задачами достижения цели является выявление предпосылок создания Фонда, сравнение его с опытом создания подобных фондов в зарубежных странах, выяснение принципов поступления и основных направлений использования средств так называемой «заначки» государства, описание принцип разделения средств Стабилизационного фонда.
Введение 3
1. Создание Стабилизационного фонда в Российской Федерации 6
1.1. Предпосылки создания и его предназначение 6
1.2. Зарубежный опыт создания и использования средств Стабилизационного фонда. 9
2. Средства Стабилизационного фонда 15
2.1. Правила поступления средств в Стабфонд 15
2.2. Управление средствами Фонда 16
2.2.1. Структура управления 16
2.2.2. Правила инвестирования средств Фонда. 18
2.3. Варианты использования средств Стабфонда в различных условиях. 19
2.3.1. В условиях недостаточности денежного предложения. 21
2.3.2. В условиях избыточности денежного предложения. 24
2.4. Разделение Стабилизационного Фонда. 25
3. Варианты использования дополнительных доходов (альтернатива Стабфонда) 29
Заключение 32
Список литературы 34
Курсовая работа
по экономической
теории
Тема: Стабилизационный фонд РФ: цели создания,
принципы
формирования, возможности
использования
Содержание
Введение
Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в военно-промышленный комплекс), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Новая
идея стабилизационного фонда
Копилка
из части доходов бюджета, обеспеченных
высокими ценами на нефть, может обезопасить
экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры.
Идея заботы о будущих поколениях превратилась
в финансовый резерв - заначку на выплаты
кредиторам в 2003 году. После этого финансовый
резерв должен был прекратить свое существование.
Но правительство решило сохранить резерв,
переделав его с 2004 года в стабилизационный
фонд.
Вот уже четыре года в средствах массовой информации можно найти огромное количество информации о Стабилизационном фонде РФ. Причем высказываемые мнения о нем и об использовании его средств довольно-таки противоречивые. В этом заключается актуальность выбранной темы.
В
процессе написания работы я ознакомилась
с основными нормативно-
Цель
работы – охарактеризовать Стабилизационный
фонд как явление в российской экономике.
Задачами достижения цели является выявление
предпосылок создания Фонда, сравнение
его с опытом создания подобных фондов
в зарубежных странах, выяснение принципов
поступления и основных направлений использования
средств так называемой «заначки» государства,
описание принцип разделения средств
Стабилизационного фонда.
1. Создание Стабилизационного фонда в Российской Федерации
1.1.
Предпосылки создания и его предназначение
Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долларов за баррель в среднем за год в 2000–2004 гг., Urals), вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки "избыточного" предложения валюты в официальные резервы — во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики ("голландская болезнь"). Результатом таких покупок явилась масштабная рублевая эмиссия, создававшая угрозу усиления инфляции. Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.
Важнейшим
инструментом стерилизации эмиссии
стало накопление ресурсов на счетах
и депозитах органов
Таблица 1. Объем и факторы эмиссии в 2000–2003 гг., млрд. руб.
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003г. | 2000-2003 гг. | |
1. Эмиссия (прирост широкой денежной массы) | 296 | 207 | 304 | 682 | 1489 |
В том числе за счет: | |||||
2. прироста
чистых иностранных активов регулирования |
550 | 316 | 451 | 838 | 2155 |
3. изменения
остатков на депозитах органов
государственного управления в Банке России |
-165 | -54 | -63 | -88 | -370 |
4. прочих источников: | -90 | -55 | -83 | -68 | -296 |
Справочно: строка3/строка2, % | -29,9 | -17,2 | -14,0 | -10,5 | -17,2 |
Однако вплоть до 2004 г. отсутствовал четкий финансовый механизм, увязывавший поступление на рынок экспортной выручки с аккумулированием избыточной ликвидности на бюджетных счетах. Это обусловливало высокую неравномерность динамики денежного предложения ("пиковые" скачки денежного предложения в конце года). Такая неравномерность, в свою очередь, негативно сказывалась на уровне инфляции.
В 2004 году с целью защиты государства от экономических потрясений, был создан Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.1 С его помощью финансовые власти надеялись не допустить попадание избыточного количества нефтедолларов в экономику, которые провоцируют инфляцию и в итоге обесценивают получаемые доходы. Более 70% доходной части бюджета РФ формируется за счет экспорта сырья, в основном, продукции топливно-энергетического комплекса, что делает его чрезвычайно зависимым от конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
Высокие цены на нефть являются источником дополнительных валютных поступлений. Обменивая их на национальную валюту по сложившемуся курсу, Центральный Банк увеличивает денежную массу. Если бы дополнительные средства аккумулировались в виде сбережений граждан или инвестиций предприятий, то в долгосрочной перспективе это благоприятно бы сказывалось на экономическом развитии страны. Однако в условиях низкого доверия к банковской системе и недостаточной инвестиционной привлекательности экономики значительная часть дополнительных доходов тратится на текущее потребление. Поскольку рост объемов товаров и услуг отстает от постоянно “выплескивающихся” на внутренний рынок денежных средств, происходит дополнительный рост цен. Если бы Центральный Банк отказался от покупки “дополнительной” валюты, курс доллара резко бы упал. Это, в свою очередь, вызвало бы удорожание отечественных товаров относительно импортных на внутреннем рынке и, соответственно, привело бы к замедлению или даже прекращению экономического роста, повышению безработицы, снижению доходов населения и бюджетов.
Таким образом, основными рисками высоких нефтяных цен являются инфляция и укрепление рубля. Избежать этих негативных последствий можно, изымая “нефтедоллары” в период высоких нефтяных цен с тем, чтобы в период падения цен иметь возможность “вернуть” их в экономику и бюджетную сферу.
Создание Стабилизационного фонда РФ взбудоражило экономически осведомленную часть населения страны. По мнению Владимира Панскова, доктора экономических наук и аудитор Счетной палаты РФ: «его создание не может не вызывать серьезных сомнений. В нашей стране на сегодняшний день сложилась крайне низкая зарплата у учителей, врачей, всех работников бюджетной сферы. Много проблем с финансированием системы образования, здравоохранения, культуры. Создание же стабилизационного фонда, то есть дополнительных доходов бюджета, возможно лишь в условиях, когда в экономике нет серьезных социально-экономических проблем, и в бюджете страны появляются дополнительные доходы, которые могут быть направлены на решение проблем, могущих возникнуть в будущем. В нашей стране сегодня, как известно, за чертой бедности находится примерно треть населения. Поэтому все доходы, которые можно получить от сырьевого сектора экономики, нельзя считать какими-то мифическими дополнительными доходами, а только непосредственно доходами бюджета. Другое дело, каким образом их распределять.»2
Про
распределение Стабфонда
1.2. Зарубежный опыт создания и использования средств Стабилизационного фонда.
Бюджетные стабилизационные фонды существуют в целом ряде стран (территорий), где в экономике существенную роль играет добыча полезных ископаемых, в основном — углеводородного сырья. Такие фонды созданы в 15 странах или отдельных регионах — Норвегии, США (штат Аляска), Канаде (провинция Альберта), Колумбии, Венесуэле, Чили, Кувейте, Омане и др.
В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в зарубежных странах, эти структуры можно разделить на три группы (см. табл. 2):