Сосотяние розничной торговли в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
Сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 5
1.1 Сущность и функции розничной торговли 5
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 6
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 10
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ 15
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 15
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 22
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 24
3. Сосотяние розничной торговли в современной России 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

торговля.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:

      1. Обеспечение доступности потребительского  рынка в цивилизованных формах  его организации для абсолютного большинства населения.

      2. Обеспечение прав граждан на  безопасность и качество товаров.

      3. Формирование развитой системы  товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.

      4. Существенное ограничение возможностей  для теневого оборота.

      5. Достижение оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм обслуживания.

      6. Обеспечение приоритетов корпоративного  управления в развитии торговой  сети.

      7. Укрепление нормативно-правовой  базы развития торговли и сферы услуг.

      8. Создание единой информационной  системы внутренней торговли.

      В связи с тем, что многие экономические  процессы в торговле, получившие развитие за время реформ, не обратимы, Концепция  исходит из того, что ориентируясь на сложившееся состояние развития внутреннего рынка, необходимо частично откорректировать направление его функционирования.

      Средствами  решения данной задачи могут стать:

      - целенаправленные структурные изменения  на потребительском рынке, способные  обеспечить приоритетное развитие  отдельных звеньев торговой системы  при общем соблюдении принципов рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности;

      - стимулирование развития интеграционных  процессов в торговле;

      - совершенствование системы государственного  контроля безопасности и качества  товаров и услуг на принципах  обеспечения единства прав и ответственности производителей, поставщиков и продавцов;

      - рационализация системы государственного  регулирования торговой деятельности;

      - стимулирование перехода на механизм  корпоративного управления субъектами  торговой деятельности.

      Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ.

      Формирование  и развитие этой инфраструктуры в  настоящее время сдерживается рядом  причин объективного и субъективного  характера. Среди основных причин - недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

      Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

      Розничная торговля - ведущее звено всей системы  торгового обслуживания, т.к. непосредственно  затрагивает интересы населения.

      Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

      Позитивное  влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий  розничной торговли, происходящее в  последние годы совершенствование  на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. По различным оценкам более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе магазинных форм продажи.

      Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.

      При этом развитие магазинных форм продажи  товаров опирается на необходимость  обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

      Общими  принципами развития розничной торговой сети являются:

      - универсализация продовольственной  торговли (за исключением товаров  редкого и эпизодического спроса);

      - развитие специализированных и  узкоспециализированных непродовольственных  магазинов в центрах жилой застройки;

      - формирование торговых сетей,  крупных универсальных розничных  предприятий, торговых центров  и торговых комплексов;

      - организация в центральных торговых  зонах жилых массивов предприятий  с высоким уровнем торгового обслуживания;

      - формирование системы так называемых  «удобных магазинов», расположенных  в радиусе пешеходной доступности  и торгующих ассортиментом продовольственных  и непродовольственных товаров  первой необходимости;

      - выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

      - формирование автономных зон  торгового обслуживания вдоль  автомагистралей;

      - восстановление розничной торговли  через автоматы.

      Опираясь  на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли в любой региональной модели торгового  обслуживания должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

      Разнообразие  форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:

      - магазинов самообслуживания;

      - магазинов с традиционными формами  обслуживания (через прилавок);

      - магазинов салонной торговли;

      - магазинов посылочной торговли;

      - магазинов электронной торговли (по типу «бизнес-потребитель»);

      - магазинов-автоматов.

      Разнообразие  розничных торговых предприятий  с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

      - независимых розничных торговых организаций;

      - розничных торговых организаций,  принадлежащих товаропроизводителям;

      - розничных торговых организаций,  принадлежащих оптовым торговым организациям.

      Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

      Разнообразие  розничных торговых предприятий  с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в  любой системе торгового обслуживания:

      - магазинов местного значения (находящихся  в районах массового проживания населения, т.н. «спальных»);

      - магазинов общесистемного значения;

      - магазинов в составе торговых центров;

      - магазинов вдоль автомагистралей.

      Магазины  местного значения или «удобные магазины»  располагаются в пределах пешеходной доступности и предоставляют потребителю универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

      Типовой состав магазинов общесистемного значения, как правило, более разнообразен, они представлены как специализированными, так и универсальными магазинами, и магазинами с комбинированным ассортиментом товаров.

      Особую  группу розничных торговых предприятий  составляют предприятия в составе  торговых центров. В классификации  рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с предоставлением в границах своей территории широкого спектра сервисных услуг. Торговые центры всегда предлагают универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, имеют тенденцию к расположению, как в центре городов, так и на пересечении крупных автомагистралей со смещением за пределы интенсивной городской застройки.

      Системная организация объектов розничной  торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.

      Развитие  внемагизинных форм продажи товаров, в основном, обусловливается эволюцией  самой торговой практики в России. В связи с этим внемагазинные  формы продажи должны быть преимущественно нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается совершенно определенный круг задач.

      Мировая торговая практика показывает, что  даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют  место рынки и уличная торговля. Рынки, как правило, сориентированы на сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла, сельскохозяйственной продукции.

      Существенное  развитие в условиях рынка получает посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.

      Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной  торговой практике, должен стать сетевой  маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и обеспечить дополнительную занятость населения, не являющегося субъектами предпринимательской деятельности.

      Развитие  электронной техники и средств  телекоммуникационной связи создает  предпосылки для расширения таких  форм торговли, при которых потребитель  знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно - телекоммуникационных технологий.

      Целенаправленное  и последовательное формирование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения  этого направления во многом расширит возможности реализации электронной торговли компаний с потребителями ("бизнес - потребитель"). 

      2.2 Некоторые тенденции  развития розничной торговли  в РФ 

      Можно выделить в развитии российской торговли последних лет несколько главных  тенденций. Первая тенденция связана с переходом от независимых магазинов к сетевым структурам. Последние демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет проводить единую закупочную политику, экономя на масштабах; строить собственные распределительные центры, частично вытесняя дистрибъютеров; использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков.

      Западные  сети предложили два новых для  нашей страны торговых формата –  гипермаркеты и мелкооптовые магазины «кеш энд керри», работающие в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичные по сравнению с супермаркетами. С разворачиванием сети гипермаркетов и мелкооптовых магазинов первая волна освоения новых торговых форматов делает своего рода изгиб, но не меняет своей принципиальной направленности: большинство западных компаний избирают в качестве непосредственного ориентира уровень цен открытых рынков, стремясь к привлечению наиболее массового и не слишком обеспеченного покупателя. Это проявляется, в частности, в тенденции к относительному удешевлению стандартной потребительской корзины, которую демонстрируют, например, магазины «Metro Cash & Carry» [5].

Информация о работе Сосотяние розничной торговли в современной России