Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 19:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
Сделать выводы.
Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 5
1.1 Сущность и функции розничной торговли 5
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 6
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 10
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ 15
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 15
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 22
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 24
3. Сосотяние розничной торговли в современной России 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
обеспечение хранения товаров;
выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме
того, магазины выполняют функции, связанные
с оказанием покупателям
Объем
и характер выполняемых магазином
функций будут зависеть от его
типа и размера, хозяйственной
1.3 Правила работы предприятий
розничной торговли
В целях улучшения работы розничных торговых предприятий и усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.
В общих положениях этих правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования [10, с. 111-119].
Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
В магазине должна быть представлена следующая информация [15, с. 98-101]:
указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;
фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень
и стоимость оказываемых
текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
адреса и телефоны местных органов администрации.
На
доступном для покупателей
В
правилах работы розничных торговых
предприятий следует также
основные
положения, связанные с приемкой,
хранением и подготовкой
порядок продажи товаров;
требования, предъявляемые к продавцам;
контроль за работой розничных торговых предприятий.
Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.
Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам па общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На
все реализуемые товары, подлежащие
сертификации, предприятия торговли
должны иметь сертификаты
Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями - контрольные метры.
Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток.
Контрольно-кассовые
машины, используемые на предприятиях
торговли, должны быть зарегистрированы
в налоговых службах в
В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец
должен хорошо знать ассортимент
товаров, их характеристику, назначение,
способы использования и ухода
за ними. Он должен уметь предложить или
помочь выбрать товар покупателю и т. п.
В правилах же сформулированы и другие
профессиональные требования к продавцам,
а также предусмотрен раздел, касающийся
контроля за их соблюдением.
2. Роль и перспективы
развития розничной торговли в РФ
2.1 Развитие розничной
торговли в концепции развития внутренней
торговли РФ
Концепция
разработана в соответствии с
основными положениями «
Под
внутренней торговлей, как самостоятельной
отраслевой системой, понимается совокупность
субъектов торговой деятельности, занимающихся
на территории России куплей - продажей
потребительских товаров и
Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения.
В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.
Современный
потребительский рынок
Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.
Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30-40%. Из-за сложившейся несовершенной системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит неоправданное наращивание цен реализации. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий, количество которых на 01.01.2000 превышало 85% их общего числа.
С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли на современном этапе общей целью настоящей концепции является разработка на ее основе адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.
Информация о работе Сосотяние розничной торговли в современной России