Сосотяние розничной торговли в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.
Сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 5
1.1 Сущность и функции розничной торговли 5
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 6
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 10
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ 15
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 15
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 22
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 24
3. Сосотяние розничной торговли в современной России 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

торговля.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

Введение 3

1. Характеристика розничной торговли 5

1.1 Сущность и функции розничной торговли 5

1.2 Классификация розничных торговых предприятий 6

1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 10

2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ 15

2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 15

2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 22

2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 24

3. Сосотяние розничной торговли в современной России  28

Заключение 32

Список использованной литературы 35 

 

      Введение 

      Торговля  является важнейшей отраслью экономики  страны, состояние и эффективность  функционирования которой непосредственно  влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле.

      Розничная торговля конца XX – начала XXI в. –  это сложный многоуровневый и  предельно консервативный бизнес. В  настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

      Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей, и сокращается время на приобретение товаров.

      Цель  курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.

      В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

      Понять  сущность розничной торговли и её функции;

      Рассмотреть классификацию предприятий розничной  торговли и правила их работы;

      Выяснить  роль и перспективы развития розничной  торговли в РФ;

      Ознакомиться  с состоянием розничной торговли в РФ.

      Сделать выводы. 

 

      1. Характеристика  розничной торговли 

      1.1 Сущность и функции розничной торговли 

      В соответствии со статьей 492 ГК РФ под  розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

      По  сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.

      Розничный торговец (магазин) – это любая  коммерческая организация, основная часть  прибыли которой образуется за счет розничной торговли. Розничные торговцы выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг. Они формируют соответствующий потребностям целевых групп покупателей ассортимент, дробят крупные партии товаров, поступающие от производителей, осуществляют хранение товарных запасов и предоставляют услуги, облегчающие процесс покупки и использование товаров [8, с 17-26]. Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом. Розничная торговля осуществляет ряд функций:

      исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

      определяет  спрос и предложение на конкретные виды товаров;

      осуществляет  поиск товаров, необходимых для  розничной торговли;

      проводит  отбор товаров, их сортировку при  составлении требуемого ассортимента;

      осуществляет  оплату товаров, принятых от поставщика;

      проводит  операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

      оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги. 

      1.2 Классификация розничных торговых предприятий 

      Процесс обращения товаров и доведения  их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической  базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий [3, с. 89-95].

      Под торговым предприятием понимают имущественный  комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и  оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

      виды  и особенности устройства;

      тип предприятия;

      форма торгового обслуживания;

      тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

      функциональные  особенности предприятия.

      По  видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

      Магазины  располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием  или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

      Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и  т. п. Они имеют благоустроенные  площадки, навесы и складские помещения  для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

      Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся  к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

      Павильон  — оборудованное строение, имеющее  торговый зал и помещения для  хранения товаров. Может быть рассчитан  на одно или несколько рабочих мест.

      Киоск — оснащенное торговым оборудованием  строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место  продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

      К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

      Автомагазины  и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей  небольших населенных пунктов, а  также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

      Палатка — легко возводимая сборно-разборная  конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

      Торговые  автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

      В зависимости от ассортимента реализуемых  товаров и размера торговой площади  магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого  типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры [7, с. 96-105].

      По  формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или  продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового  обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

      С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения  предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

      По  функциональным особенностям розничные  торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

      Предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы [2, с.198-203].

      Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином  и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса.

      Торговая  сеть. Это одно из заметных явлений  в розничной торговле последних  десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

      Розничные франшизы. Это юридически оформленные  соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.

      Арендуемый  отдел. Это, как правило, отдел в  розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью  отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

      Розничная торговля, осуществляемая вне магазина. Розничная торговля отнюдь не ограничена стенами магазина. Примерами внемагазинной торговли являются прямые продажи косметики.[5, с. 198-204].

      Завершая  комплексный торгово-технологический  процесс товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

      Основные  торговые функции магазинов следующие:

      изучение  покупательского спроса на товары;

      составление заявок на завоз товаров;

      формирование  ассортимента товаров;

      реклама товаров и услуг.

      К технологическим функциям (операциям) относят:

Информация о работе Сосотяние розничной торговли в современной России