Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь

Автор: d*******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать модель социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь и определить основные направления её развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и сущность социально-ориентированной рыночной экономики;
Рассмотреть принципы и функции социально-ориентированной рыночной экономики;
Изучить основные модели данного типа экономики;
Выделить принципы организации социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь;
Определить основные тенденции развития социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2 10
АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
ГЛАВА 3 16
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2011-2015 гг 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (конечный вариант).doc

— 360.00 Кб (Скачать)

      В) в области пенсионного  обеспечения:

    • обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы в контексте усложняющейся демографической ситуации;
    • повышение реального размера пенсий для пенсионеров и тех, кто будет выходить на пенсию в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
    • восстановление связи между размером пенсии и заработком;
    • повышение кредита доверия населения к национальной пенсионной системе путем реализации механизмов адекватного контроля над работой пенсионных фондов.

      Г) в области социального партнёрства:

    • постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;
    • на уровне отраслей и территорий развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;
    • постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства передавать отраслевым объединениям нанимателей;
    • активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями;
    • совершенствовать организационные формы социального партнерства  (процедуры проведения переговоров и консультаций, присоединения к заключенному соглашению, порядка распространения действия договоров и соглашении и т.п.);
    • учитывать происходящие  интеграционные процессы, особенно между Беларусью и Россией, способствовать осуществлению интеграции правовых систем стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.

      Первейшей задачей социального партнерства  на нынешнем этапе социально-экономического развития Республики Беларусь является создание нормативно-правовой базы и формирование на этой основе сильных, независимых объединений нанимателей и профсоюзов, а также развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики.

      Выполнение  запланированных задач должно привести в предстоящей пятилетке к  увеличению ВВП на 62 — 68 %, инвестиций в основной капитал— в 1,9 — 1,97 раза.

      Намеченные  меры приблизят качество жизни населения  к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза.

      Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться [9]. 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В процессе выполнения работы была исследована  модель социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь и определены основные направления её развития.

      Белорусская модель социально ориентированной  рыночной экономики в ее завершенном  виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде, экономика, базирующаяся на сильной социальной политике, гарантирующая высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

      Проанализировав основные тенденции развития социально-ориентированной  рыночной экономики Республики Беларусь, можно придти к выводу о том, что в принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, низкие пенсионные выплаты и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.  Для дальнейшей реализации принципов социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь в 2011-2015 гг. будут  совершенствоваться отдельные направления социальной политики, государственного регулирования,  сохраняя при этом черты рыночной экономики.

      Главным результатом реализации Программы  социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, социальной политики и системы государственного регулирования.

      Повышение эффективности экономики:

      1) сохранение жизненно важных отраслей, удовлетворяющих потребности населения и экономики;

      2) ориентация на использование  собственного технического потенциала  и местных ресурсов;

      3) ускоренное развитие конкурентоспособных  производств; 

      4) привлечение иностранных инвестиций в те отрасли, в которых государственное регулирование неэффективно.

      Совершенствование государственного регулирования экономики:

      1) сведение к минимуму созданных  государством препятствий для  экономического роста

      2) обеспечение большей свободы государственным предприятиям в поиске и выборе рынков сбыта и инвесторов.

      3) ослабление контроля цен.  Контроль  цен, как утверждает наука и  показывает опыт, не является  средством преодоления инфляции.

      Направления совершенствования  социальной политики.

      А) в системе трудовых отношений:

    • создание условий для эффективного размещения и использования трудовых ресурсов при строгом соблюдении контрактных прав наемного рабочего и работодателя;
    • повышение роли индивидуальных трудовых договоров;
    • совершенствование судебных механизмов защиты рабочего;
    • возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функции: зарплата должна зависеть не от тарифных разрядов, а от реальных результатов работы;
    • содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.

      Б) в области занятости:

    • расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
    • льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
    • кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
    • установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

      В) в области пенсионного  обеспечения:

    • обеспечение текущей финансовой устойчивости пенсионной системы в контексте усложняющейся демографической ситуации;
    • повышение реального размера пенсий для пенсионеров и тех, кто будет выходить на пенсию в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
    • восстановление связи между размером пенсии и заработком;
    • повышение кредита доверия населения к национальной пенсионной системе путем реализации механизмов адекватного контроля над работой пенсионных фондов.

      Г) в области социального  партнёрства:

    • сокращение непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усиление роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;
    • на уровне отраслей и территорий развитие отношений между объединениями нанимателей и профсоюзов;
    • постепенная передача функций отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства отраслевым объединениям нанимателей;
    • активное развитие системы участия работников в управлении предприятиями;

 

   

   СПИСОК  ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анализ и тенденции социально-экономического развития РБ / А.С.Головочёв. – Минск. Экономика. Управление. Право. N2. – 2002. –   265 с.
  2. Беларусь в цифрах: статистический сборник. - Минск, 2010.- 100 с.
  3. Беларусь: выбор пути. Сб. ст. / Под ред. П. Данейко, И. Пелипася, Е.Раковой. – Мн.–СПб.: «Невский Простор», 2003. – 210 с.
  4. Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: Третья международная научно-практическая конференция: сборник научных статей: в 2-х ч. Часть 2. / Паньшин Б.Н. – Мн.: АУ, 2007.
  5. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: / И.М.Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2009. - 701 с.
  6. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А.Лутохина и др. - Минск: Информационно-вычислительный центр Минфина, 2005. - 398 с.
  7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.: проект / Минск, 2004.
  8. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.И.Зеленкевич, Н.В. Черченко и др. ; под ред. В.Л.  Клюни. – Мн.: НКФ “Экоперспектива”, 1996.- 336с.
  9. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы: проект. / Минск, 2010.
  10. Социально-ориентированная экономика и социальное партнерство: Учеб. пособие / Э.А.Лутохина. - Мн.: АУ, 2002. - 128 с.
  11. Социально-ориентированная экономика и её эволюция: научная статья / Базылев Н., Базылева М. -  Минск, Эковест, 2003.
  12. Социально-ориентированная рыночная экономика и ее эволюция Текст./ Н. Базылев, М. Базылева//-М.: ЭКОВЕСТ, 2003. – 270 с.
  13. Ход реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: статья. / Официальный сайт Министерства Экономики Республики Беларусь www.mineconomy.by
  14. Экономика Беларуси: тенденции развития и основные вызовы: сб. / под ред. И. В. Пелипася. — Минск.-СПб.: «Невский Простор», 2006. – 210 с.
  15. Официальный сайт Министерства Экономики Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/
  16. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/
  17. Официальный сайт Нацианального статистического камитета Республики Беларусь [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/index.htm

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь