Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь

Автор: d*******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать модель социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь и определить основные направления её развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и сущность социально-ориентированной рыночной экономики;
Рассмотреть принципы и функции социально-ориентированной рыночной экономики;
Изучить основные модели данного типа экономики;
Выделить принципы организации социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь;
Определить основные тенденции развития социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2 10
АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
ГЛАВА 3 16
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2011-2015 гг 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (конечный вариант).doc

— 360.00 Кб (Скачать)

     Социал-демократический режим реализуется посредством перераспределения 50–60% производимого ВВП, активной политики на рынке труда, ориентации социальной политики на конкретного человека. Для экономики характерен высокий уровень дотаций и субсидий. Чрезмерные трансферты обеспечиваются высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательства и трудовой деятельности. В последнее время этот режим подвергается существенным модификациям. В качестве примеров можно определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию [5].

     При построении белорусской модели социально-ориентированной  рыночной экономики активно используется опыт Швеции и Германии.

     Опыт  Швеции близок Республике Беларусь в том плане, что государству отводится место основной движущей силы развития экономической системы; избранной демократической власти делегируются полномочия по реализации национальных приоритетов развития.

     Использование практики функционирования немецкой экономики близко нам хотя бы по двум моментам. Во-первых, Восточная Германия последовательно пытается осуществить мероприятия по отходу от командно-административной системы, формированию экономики рыночного типа, реализуя на этом пути задачи создания эффективной системы государственного управления, модернизации государственной инфраструктуры и организации действенной системы социальной защиты населения. Во-вторых, немецкая модель ориентирована на индивидуальную свободу, защиту и поощрение конкуренции, а также социальное партнерство и равенство. Значение совершенной конкуренции для экономической системы обусловлено тем, что существенно расширяются возможности выбора, формируется эффективная система распределения ресурсов и создаются реальные возможности для демократического развития общества. Как известно, проблемы ликвидации монополизма остро стоят в Республике Беларусь.

     В то же время, экономическая модель Беларуси отличается от либерального режима Великобритании, основанного на приоритете рыночного  механизма. Для социально-ориентированной  экономики нашего государства характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отношению ко всем членам общества [1, 3].

     В целом, отнесение различных стран  к определённой модели экономических систем производится на основе не только количественного соотношения государственных расходов к ВВП, но и качественного анализа содержания реализуемой в них бюджетной политики. И хотя "бюджетный коридор" в современном мире весьма широк, однако социальная составляющая бюджетной политики сегодня настолько весома, что трудно назвать более или менее развитую страну, экономика которой не может быть названа социально ориентированной.

 

     

     ГЛАВА 2

     АНАЛИЗ  И ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Белорусская модель социально  ориентированной  рыночной экономики  в ее завершенном  виде – это:

  • высокоэффективная экономика;
  • экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой;
  • экономика с действенным государственным регулированием,
  • экономика, базирующаяся на сильной социальной политике, гарантирующая высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

     Данная модель базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей [11, 14].

     Программой  рыночного реформирования экономики  Республики Беларусь, принятой в 1990 г., в качестве стратегических направлений социально-экономического развития определены: формирование принципиально новой социально-экономической системы и создание эффективной структуры экономики на основе внедрения современных прогрессивных технологий, отвечающей реальным потребностям общества и способной к устойчивому функционированию в условиях рынка и интеграции в мировое хозяйство; трансформация отношений собственности; развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды; либерализация внешней торговли; повышение экологической безопасности; правовое обеспечение рыночных реформ и гарантий личных прав и свобод граждан, их социальной защиты.

     Основные  положения действующей политики государства отражены в важнейших  государственных социально-экономических документах: «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.». В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально-экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика.

     Таким образом, вырисовываются следующие  контуры формирования модели социально-экономического развития Республики Беларусь.

     Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.

     Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора экономики, а с другой — существование государственного. При этом преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и социальная эффективность.

     В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

     В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли государства в социальной сфере [14].

     Эффективность белорусской модели экономики целесообразно оценивать по таким основным критериям, как

  1. темпы прироста ВВП,
  2. реальная начисленная заработная плата,
  3. инвестиции в основной капитал,
  4. денежно-кредитная система, индекс потребительских цен и уровень инфляции

      1) Глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года привёл к негативным тенденциям в экономике Беларуси.

      Однако  сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния  последствий мирового финансово-экономического кризиса следует рассматривать позитивно. В 2008 году валовой внутренний продукт в процентах к предыдущему году составил 110,2%, в 2009 году – 100,2%, в 2010году прогнозируется 109%.

      Показатели  важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, сложившиеся по итогам 2009 года, стали отправными точками для решения задач повышения эффективности национальной экономики и мобилизации всех имеющихся ресурсов, для успешного завершения пятилетки.

      Темп  роста валового внутреннего продукта в январе-октябре 2010 года составил 106,8% к уровню января-октября 2009 года. Прирост к уровню трех кварталов на 0,2% обусловлен более высокими темпами роста в январе-октябре базовых отраслей: промышленность (110,5% против 110,3% в январе-сентябре); строительство (объем строительно-монтажных работ - 116 и 114,6%), а также сохранением активности на потребительском рынке республики [2, 13].

      2) Одним из наиболее важных показателей социально-экономического развития государства служит реальная (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) начисленная заработная плата.

      Для уходящей пятилетки характерно замедление роста. Реальная заработная плата в  процентах к предыдущему году в 2008 году составила 109%, в 2009 году – 100,1, в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. – уменьшилась на 0,2% [2, 13].

      3) Особенностью последних лет является  существенное увеличение инвестиций в экономику страны, что позволит Беларуси в будущем успешно реализовывать социально-экономические задачи. По итогам четырех лет пятилетки достигнуты прогнозные показатели, предусмотренные Программой в 2006-2009 гг. по следующим показателям: инвестиции в основной капитал – 206 процентов к уровню 2005 года (по Программе в диапазоне 171,1-182,6 процента). Что является ещё одним доказательством стабильности экономики Беларуси в условиях сложившегося мирового финансово-экономического кризиса.

      В 2008 году сумма инвестиций в основной капитал составила 123,5%, что в 1,2 раза больше, чем в 2007 году; в 2009 году – 104,7%, в 2010 году запланированным показателем  является 116% [17].

      Динамика  роста инвестиций свидетельствует  об открытости нашей экономики для иностранного капитала.

      Существенным  фактором экономического роста явилось  интенсивное возобновление нарушенных межотраслевых связей с ориентацией  экономики на внешний рынок. Доказательством  конкурентоспособности развивающегося промышленного потенциала страны является роль ведущих его отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность) в мировом и европейском производстве [13].

      4) Имеются положительные изменения  в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Проводимая монетарная политика позволила уменьшить среднемесячный прирост рублевой денежной массы. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) в 2008 году составил 113,3%, в 2009 году – 110,1%, в 2010 году  ( ноябрь к ноябрю предыдущего года) – 108,86%. Однако анализ социально-экономического развития страны выявил и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует особо выделить преимущественно экстенсивный путь развития экономики при сохранении структурных диспропорций в нерыночном секторе экономики и неэффективных предприятий. Это привело к сдерживанию интенсификации производства, падению его эффективности и ухудшению качественных характеристик социально-экономического развития страны [2].

      Важным  показателем, характеризующим социальную направленность экономики, является  уровень инфляции. До 2006 года в Беларуси этот показатель был одним из самых высоких в СНГ.

      По  данным Минэкономики, экономический  рост и существенное снижение уровня инфляции способствовали c 2006 г. опережающему росту реальных денежных доходов населения. При этом основными источниками доходов оставались заработная плата работников и социальные трансферты населению, которые составили около 81% от общего объема доходов.

      В 2007  инфляция составила 12%, что в 2 раза превысило прогноз, в 2008 году – 13,3%, в 2009 году – 10,1%, а в 2010 году может составить менее 10%. Таким образом, вопрос темпа роста инфляции остаётся важной проблемой для социально-ориентированной экономики Беларуси. Основной задачей Правительства на пути к построению социально-ориентированной рыночной модели является  дальнейшее улучшение макроэкономических показателей [13].

      В нашей стране много внимания уделяется  социальной направленности реформ. Социальная политика, проводимая в Республике Беларусь, это не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здравоохранение, профессиональное, культурное, личностное развитие граждан, в их будущее и будущее страны. Власть прилагает усилия для того, чтобы не допустить социальной поляризации, ухудшения условий жизни слабозащищенных категорий населения. При этом особое внимание уделяется молодому поколению.

      Эффективность социальной политики государства можно  оценить, проанализировав такие  показатели, как численность безработных, реальный размер назначенной пенсии.

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь