Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь

Автор: d*******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать модель социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь и определить основные направления её развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и сущность социально-ориентированной рыночной экономики;
Рассмотреть принципы и функции социально-ориентированной рыночной экономики;
Изучить основные модели данного типа экономики;
Выделить принципы организации социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь;
Определить основные тенденции развития социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2 10
АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
ГЛАВА 3 16
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2011-2015 гг 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (конечный вариант).doc

— 360.00 Кб (Скачать)

Академия управления  
при Президенте Республики Беларусь

Институт управленческих кадров 

Кафедра экономической теории 
 

Специальность «Государственное управление и экономика» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Социально-ориентированная  рыночная экономика

Республики Беларусь  
 
 
 
 
 

Автор работы

Группа  4, 2 курс           ________      Козлова Анастасия Александровна

                                     (подпись)    

Руководитель

Доцент                                     ________     Семёнов Александр Юрьевич                                            (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

   Становление экономической системы рыночного  типа выдвигает в число первоочередных такие вопросы, как преобразование механизма управления, изменение  принципов мотивации труда. Актуальность этих вопросов для Республики Беларусь вызвана сложностью переходного периода, выбором пути социально-экономического развития, необходимостью создания собственной модели экономики.

   За  годы экономических реформ в экономике Беларуси произошли определенные структурные сдвиги, как положительные, так и отрицательные. Наиболее значительные положительные сдвиги произошли в отраслевой структуре. В частности, существенно сократился удельный вес производственной сферы при одновременном росте сферы услуг. Значительно увеличилось количество малых предприятий, в том числе в сфере производства, ранее практически отсутствовавших.

   Постепенно  изменяется социальная структура экономики, возрастает доля негосударственных форм собственности, в том числе частного сектора. Ограничивается монополизация экономики, создается конкурентная среда.

   В начале третьего тысячелетия Республика Беларусь столкнулась с крупными проблемами в определении стратегии  развития, повышения уровня благосостояния и условий проживания населения. Для решения этих проблем государство выбрало путь построения социально-ориентированной экономики с элементами рынка.

   Ещё одним препятствием на пути развития социально-ориентированной рыночной экономики стал мировой финансовый кризис, заметно замедляющий данное развитие. Но даже в этих условиях Республика Беларусь не должна отклоняться от намеченного пути и по возможности максимально минимизировать влияние кризиса на развитие экономики.

   Цель  данной  работы – исследовать модель  социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь и определить основные направления её развития.

   Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. Определить понятие и сущность социально-ориентированной рыночной экономики;
  2. Рассмотреть принципы и функции социально-ориентированной рыночной экономики;
  3. Изучить основные модели данного типа экономики;
  4. Выделить принципы организации социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь;
  5. Определить основные тенденции развития социально-ориентированной рыночной экономики  в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.;

       В процессе рассмотрения проблемы использовались следующие методы: аналитический, системный, диалектический.

   Объект  исследования: экономика Республики Беларусь.

   Предмет исследования: социально-ориентированная модель рыночной экономики.

 

   

     ГЛАВА 1

     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

     Как известно, любая экономическая система  имеет своей целью достижение высокого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а  потому обладает социальными моментами. Термин «социально-ориентированная экономика» является в последнее время достаточно употребляемым, однако в тоже время в обыденном толковании представление о нем расплывчато.

     Тем не менее, под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности [5].

     Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели социально-экономического устройства:

  1. подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем

            экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан.

  1. этой модели присуща прогрессивная направленность
  2. социально-ориентированная экономика не ставит своей целью

            только поддержку  малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.

     Итак, социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная  открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам [5, 6]. 
 

     Главными  составляющими компонентами социальной рыночной экономики являются:

  • рыночное хозяйство.
  • социальная сфера.

     Их  соотношение, структура не могут  заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории и т.п.), поэтому могут быть не одинаковыми в разных странах.

     Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики как бы заложена самой этой формулой, в которой "социальная" и "рыночная" сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы  и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы, не выходили из ее координат [8].

     Опыт  государств, реализующих социально-ориентированную рыночную экономику и развивающаяся теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики:

    1. социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики.
    2. принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
    3. принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
    4. принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
    5. принцип социальной защиты оказавшихся   незащищенными.

     Функции социальной рыночной экономики можно представить следующим образом.

     Если  учесть, что общей функцией любой  экономической системы является обеспечение материальных условий  жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и для  социальной рыночной экономики.

     Тогда другими, специфическими ее функциями будут:

    1. функция создания условий для более широкого удовлетворения тех потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок, но удовлетворение которых важно в социальном отношении;
    2. функция социальной защиты тех, кто оказался в силу ряда объективных причин вне рыночной "игры" (дети, безработные и т.п.);
    3. функция повышения благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны.

     Исходя  из основных характеристик социально-ориентированной  рыночной экономики, можно вывести и основные критерии, позволяющие определять социальную ориентированность экономической политики и ее реализации в той или иной стране. Такими критериями могут быть:

    • социальная устойчивость и социальный мир в стране;
    • общий уровень ВВП на душу населения данной страны, превышающий среднемировой;
    • снижение доли населения, находящегося за чертой бедности до соответствия уровню безработицы;
    • снижение уровня безработицы до фрикционного ее уровня;
    • рост продолжительности жизни.

     При таком подходе к социально-ориентированному виду экономики кроме названных ее признаков можно выделить также и антипризнаки. Основными из них можно считать:

    • наличие высокого уровня безработицы (выше фрикционного уровня);
    • наличие групп граждан, находящихся ниже черты бедности, по численности превышающих численность фрикционных безработных;
    • наличие социальных конфликтов в данном обществе (забастовки и пр.), обусловливающих его социальную неустойчивость.

     Антипризнаки позволяют при их наличии не рассматривать данную систему как социально-ориентированный вид экономики, а страну не относить к таковой [5, 8].

     В основу количественных критериев социально-ориентированной  экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди  приоритетов развития, распределение  социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе и т. д.

     Использование подобного рода параметров позволяет  выделить четыре модели: консервативную, либеральную, рудиментарную и социал-демократическую.

     Консервативный режим основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого ВВП (около 50%), ориентации на поддержание полной занятости, развитой системе социального диалога и партнерства. Существенное внимание уделяется проблемам оказания социальной помощи и социального обеспечения. Страховые фонды формируются в основном за счет работодателей. Подобный режим развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии.

     Либеральный режим (Великобритания) основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентировано на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг. Определенное государственное вмешательство в функционирование экономики несущественно изменяет условия жизни населения, которые обеспечивает рынок.

     Рудиментарный режим характерен для наименее развитых стран региона, в которых высок уровень безработицы, объемы перераспределяемого ВВП могут существенно колебаться от 40% (в Испании) до 60% (в Греции). Социальная политика рассчитана на наиболее бедные категории граждан.

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь