Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь

Автор: d*******@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать модель социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь и определить основные направления её развития.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и сущность социально-ориентированной рыночной экономики;
Рассмотреть принципы и функции социально-ориентированной рыночной экономики;
Изучить основные модели данного типа экономики;
Выделить принципы организации социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь;
Определить основные тенденции развития социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2 10
АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
ГЛАВА 3 16
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2011-2015 гг 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (конечный вариант).doc

— 360.00 Кб (Скачать)

      Для социально-ориентированной экономики  недопустим высокий уровень безработицы. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 2008 году составила 37,7 тыс.чел., в 2009 году – 40,3 тыс.чел., конец ноября 2010 года – 34,1 тыс.чел.

      Численность безработных в республике имеет  тенденцию к снижению, что свидетельствует  о положительных результатах  социальной политики в данном направлении. Чтобы предотвратить рост безработицы  в будущем, государство уже сейчас должно проводить политику стимулирования создания новых рабочих мест.

      Доказательство  социальной направленности экономики  Беларуси – рост пенсионных выплат.

      Средний размер назначенных пенсий на конец  года в 2008 году составил 389,4 тыс.руб., в 2009 году – 429,5 тыс.руб., в 2010 году –             472 тыс.руб.

      Однако  важно отметить, что пенсионная система  республики нуждается в реформировании, так как  размеры пенсий слабо увязаны с размерами трудовых взносов и с трудовым вкладом.

      Важно отметить,  что рост производства в основных отраслях экономики, улучшение  качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП  позволил обеспечить достижение целевых  параметров программы по повышению уровня жизни населения [1, 7].

     В 2006 — 2010 годах в развитии экономики  можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный). 
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

     Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое  развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

     Вместе  с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

     Предварительная оценка выполнения основных показателей  Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству  из них прогнозные

параметры достигнуты [13, 15]. 

   ГЛАВА 3

   НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2011-2015 гг 

      Республика  Беларусь в своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие  исходит из преемственности целей  и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе [9].

      После проведения анализа эффективности  экономики  Республики Беларусь можно прийти к выводу о том, что  переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства по следующим основным направлениям:

    • сохранение жизненно важных отраслей, удовлетворяющих потребности населения и экономики;
    • ориентации на использование собственного технического потенциала и местных ресурсов;
    • ускоренное развитие конкурентоспособных производств;
    • развитие экономически оправданных интеграционных связей с Россией и другими странами СНГ и дальнего зарубежья, что позволит найти новые рынки сбыта для белорусской продукции;
    • создание мотивационного механизма реализации мер по структурной перестройке экономики на основе гибкого сочетания рыночных методов и инструментов государственного регулирования.
    • привлечение иностранных инвестиций в те отрасли, в которых государственное регулирование неэффективно

      Главными  же средствами повышения уровня благосостояния белорусского народа и обеспечения устойчивого развития экономики страны должны являться:

    • обеспечение качественных параметров экономического роста и развития народнохозяйственного комплекса страны на основе активизации, прежде всего инвестиционно-инновационной и предпринимательской деятельности;
    • формирование нового постиндустриального информационного общества.

      При этом особое внимание следует уделить  формированию рыночного механизма, который наиболее эффективно осуществляет свои функции в условиях: а) конкуренции; б) экономической свободы товаропроизводителя при ограниченности всех видов ресурсов; в) свободы перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по различным направлениям и сферам их применения; г) свободы выбора продавцов и покупателей; д) свободы ценообразования. Только при наличии этих условий рынок обеспечивает высокую мотивацию к труду и эффективность производства, сбалансированность спроса и предложения на микроуровне, динамику и равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением на макроуровне [7, 9].

      Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной необходимости для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений [10].

      Необходимым условием экономического роста страны является принятие мер по дальнейшему развитию предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, где трудится около 10 % от числа занятых в реальном секторе экономики.

      Поддержку предпринимательства необходимо осуществлять, прежде всего, в отношении предприятий, ориентированных на производство конкурентоспособной продукции и решение социальных проблем.

      В этом направлении выработанны следующие предложения:

      1) Лицензирование оправданно сохранять только в отношении тех видов деятельности, которые могут создавать угрозу безопасности страны, окружающей среде, здоровью и жизни людей.

      2) Развитие предпринимательства требует  также смягчения условий долгосрочного кредитования малых и средних предприятий, установления залогового обеспечения кредитов, расширения сети фондов финансовой поддержки, обществ взаимного кредитования.

      3) Расширить сеть финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых  предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент,  более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

      4) Обеспечить государственную поддержку  субъектов малого предпринимательства,  увеличение объёмов финансирования на эти услуги [4].

      Для совершенствования  государственного регулирования экономики в 2011-2015 гг следует выполнить следующие задачи:

      1) Сведение к минимуму созданных  государством препятствий для  экономического роста (например, сведение к минимуму регулирования  отрицательных "внешних эффектов" или так называемое экологическое регулирование). Говоря о белорусской экономике, следует указать на большой вес государственных предприятий, а также предприятий, контролируемых им в той или иной степени.

      2) Ослабление контроля цен.  Контроль  цен, как утверждает наука и  показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен.

      3) Обеспечение большей свободы  государственным предприятиям в  поиске и  выборе рынков  сбыта и инвесторов.

      Функционирование  рыночного механизма определяет пределы государственного вмешательства в экономику: задача государственного регулирования в Республике Беларусь  заключается в том, чтобы не разрушить механизм самонастройки рынка [4, 7, 9].

      Совершенствование социальной политики необходимо для обеспечения устойчивого развития страны. Своё функционирование государство должно направлять на слежение за социальными и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.

      Основными задачами социальной политики на 2011-2015 гг. являются:

    • обеспечение рациональной занятости населения;
    • обеспечение роста денежных доходов населения;
    • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.

      Для успешной реализации принципов социально-ориентированной  рыночной экономики государство, прежде всего, должно проводить активную и результативную социальную политику, сохраняя при этом рыночную составляющую.

      В числе современных приоритетов  государства социальную политику ставят на одно из первых мест, правомерно считая, что решение социальных проблем в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. Трансформационный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усилил значимость грамотной и эффективной социальной политики [7, 9].

      Итак, для  совершенствования социальной политики, в соответствии с правительственными программами, необходимо осуществить  следующие задачи:

      А) в системе трудовых отношений:

    • создание условий для эффективного размещения и использования трудовых ресурсов при строгом соблюдении контрактных прав наемного рабочего и работодателя;
    • совершенствование судебных механизмов защиты рабочего;
    • возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функции: зарплата должна зависеть не от тарифных разрядов, а от реальных результатов работы;
    • содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.
    • использование  потенциала  социального  партнерства  в интересах развития личности, обеспечения ее конституционных прав и гарантий;
    • согласование интересов сторон в решении вопросов оплаты труда,  занятости, охраны и безопасности труда, профессионального обучения и других;
    • уточнение  функций,  прав  и  обязанностей  сторон  коллективных трудовых отношений, разработка принципов и процедуры, повышение культуры переговоров;
    • урегулирование  коллективных  трудовых  споров  (конфликтов)   на  основе принципов партнерских отношений, уменьшение напряженности в обществе;

      Б) в области занятости:

    • расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
    • льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
    • кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
    • установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь