Социальная защита населения в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.

2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.

3. Изучить системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 4
1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения. 4
1.2. Элементы и принципы социальной защиты 4
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК 4

Глава 2. Система социальной защиты Республики Казахстан 4
2.1. Государственные пособия 4
2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан 4
2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения 4
2.4. Система адресной социальной помощи 4

Заключение 4

Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

  По  данным Агентства РК по статистике. 

  Кроме того, к  2011 году размер базовой пенсионной выплаты составит не менее  50% от размера прожиточного минимума. 

  В целях реализации Послания Главы  государства в части повышения  средних размеров пенсионных выплат в 2009 году в среднем на 25 % приняты  Закон РК от  24.12.2008г. №110-IV «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», предусматривающий повышение дохода, принимаемого для исчисления пенсии, с 25-кратного до 28-кратного месячного расчетного показателя, и  постановление Правительства РК от 24.12.2008 г. № 1245 «О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 января 2009 года».

  Согласно  вышеуказанному  постановлению для  обеспечения повышения размеров пенсионных выплат  из ГЦВП, назначенных  до 1 января 2009 года, в среднем на двадцать пять процентов, произведено повышение размеров пенсионных выплат  на тридцать процентов от размера получаемых пенсионных выплат всем получателям пенсионных выплат, с учетом ограничения семьдесят пять процентов от 28-кратного месячного расчетного показателя, установленного на 2009 год Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009-2011 год», но не менее чем на двадцать два процента от размера получаемых пенсионных выплат.

  В результате произведено повышение:

  - на 30 % - более 1332,8 тыс.пенсионерам;

  - на 22 % - более 1,5 тыс.пенсионерам;

  - на 30% с учетом ограничения 26 733 тенге, но не менее, чем на 22% - 

  более 251,2 тыс.пенсионерам.  

  Минимальный размер пенсионных выплат с 1 января 2009 года составляет 9875 тенге, средний размер - 17105 тенге, максимальный размер -26733 тенге, размер дохода, принимаемого для исчисления пенсионных выплат, повысился с 29200 тенге до 35 644 тенге (рост 22%) .

  Повысился размер базовой пенсионной выплаты. Ее размер составляет 5388 тенге (рост в сравнении с 2008 годом – 12%).

  В результате с учетом повышения базовой  пенсии минимальная пенсионная выплата  составляет 15 263 тенге, средняя пенсия – 22 493 тенге, максимальная –  32 121 тенге. [16] 

  С нового года произошло повышение базовой пенсии: с 3 000 тенге она возросла на 40% - до 4 210 тенге. При этом максимальный размер заработной платы для исчисления размера пенсии повышен с 15-кратного месячного расчётного показателя до 25-кратного. В связи с этим повысился и размер пенсии у пенсионеров, в пенсионных делах которых имелись сведения о соответствующей заработной плате. Пенсии, не подпадающие под вышеуказанное повышение, проиндексированы на 9%.

    

  2.4. Система адресной  социальной помощи 

  На  принципе полной солидарности организована система социального обеспечения по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту.

  В соответствии с Законом РК «О государственной  адресной социальной помощи» право  на адресную социальную помощь имеют  граждане Республики Казахстан, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы и лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в Республике Казахстан со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. 

  Порядок назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляются Правилами назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи, утвержденными Постановлением Правительства РК от 24 декабря 2001 года № 1685.

  АСП назначается на текущий квартал  и выплачивается ежемесячно. Право  на получение АСП ежеквартально подтверждается представлением документов о доходах. [13]

  Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего  на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью в соответствии с Правилами определения совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 июля 2009 года № 237-п.

  Размер  АСП исчисляется как разница  между среднедушевым доходом  и чертой бедности (40 % от прожиточного минимума) установленной в соответствующей  области.

  По  итогам 9 месяцев 2010 года адресная социальная помощь назначена 221,8 тысячи граждан с доходами ниже черты бедности на сумму 2,1 миллиарда тенге. Основную долю получателей продолжают составлять жители сельской местности - 59,8 процента, на что направлено более 60 процентов средств. В составе получателей адресной социальной помощи по-прежнему велика доля детей - 61,3 процента.

  На адресную социальную помощь местным исполнительным органам из республиканского бюджета было выделено 1,12 миллиарда тенге. [14] 
 

    

    

 

   Заключение 

  В Конституции РК заложена основа для  построения в Казахстане социального государства. Построение же государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен. Но Новый Казахстан все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом все большего признания и авторитета в мировом сообществе. Тогда, 10 лет назад, мы не ошиблись в своем выборе. Именно с этого времени Казахстан начал последовательно продвигаться вперед, осваивая одну за другой теоремы рыночной экономики и аксиомы демократического развития. [5]

  Основным  источником финансирования и общим  регулятором системы социальной защиты является государство. В действующей системе подтверждается международный опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.

  Все граждане Казахстана при наступлении  рисковых случаев получают государственные  пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса человека. Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

  В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существуют системы дополнительной защиты работающих граждан при попадании  в рисковую ситуацию в зависимости  от взноса в систему.

  Накопительная пенсионная система - единственный вид  обеспечения при наступлении  старости, основанной на принципах  сбережения без солидарности между  участниками, имеющий действенные  стимулы по участию в системе.

  В соответствии с законодательством  отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства.

  Действующим законодательством предусмотрено  осуществление добровольного страхования  на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило должного распространения.

  Основным  источником финансирования и общим  регулятором системы социальной защиты является государство. В действующей  системе подтверждается международный  опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения  и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны. 
 

 

   Список использованной литературы 

  
  1. Конституция Республики Казахстан: принята 30 августа 1995 году. – 40 С.
  2. Закон РК «Об обязательном социальном страховании». - Алматы. Жети Жаргы. 1996.
  3. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы:  Бiлiм. 1997. – 150 С.
  4. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана. Алматы: Казахстан. 1993
  5. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года.
  6. Архипов А.П. Страхование. Современный курс: учебник // Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. – М.: Финансы и статистика. 2006. – 416 С.
  7. Баймагамбетов С. Современная социально – культурная политика РК: исторический анализ. – Астана: «Елорда».2001.
  8. Политология. Энциклопедический словарь. – М.: «Экономист».1993. – 380 С.
  9. Жолдасбаев С. Уверенность в завтрашнем дне // Казахстанская правда. – 2007. – 1.
  10. Курманов А. «Логика реформы. Социальное обеспечение в контексте Конституции РК» //  Казахстанская Правда. – 27.08.2010г.
  11. Подшибякина Н. «Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ». // Управление социальным рахвитием. – 2004г.
  12. Ежегодные публикации Агентства РК по статистике // 2010г.
  13. Закон РК «О государственной адресной социальной помощи»
  14. Национальное информационное агентство КАЗИНФОРМ, 18.10.2010г.
  15. Система обязательного социального страхования // Сайт электронного правительства Республики Казахстан www. e.gov.kz
  16. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан www.enbek.gov.kz

Информация о работе Социальная защита населения в современной экономике