Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.
2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.
3. Изучить системы социальной защиты населения.
4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.
Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.
Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 4
1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения. 4
1.2. Элементы и принципы социальной защиты 4
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК 4
Глава 2. Система социальной защиты Республики Казахстан 4
2.1. Государственные пособия 4
2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан 4
2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения 4
2.4. Система адресной социальной помощи 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
По
данным Агентства РК по статистике.
Кроме
того, к 2011 году размер базовой пенсионной
выплаты составит не менее 50% от размера
прожиточного минимума.
В целях реализации Послания Главы государства в части повышения средних размеров пенсионных выплат в 2009 году в среднем на 25 % приняты Закон РК от 24.12.2008г. №110-IV «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», предусматривающий повышение дохода, принимаемого для исчисления пенсии, с 25-кратного до 28-кратного месячного расчетного показателя, и постановление Правительства РК от 24.12.2008 г. № 1245 «О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 января 2009 года».
Согласно вышеуказанному постановлению для обеспечения повышения размеров пенсионных выплат из ГЦВП, назначенных до 1 января 2009 года, в среднем на двадцать пять процентов, произведено повышение размеров пенсионных выплат на тридцать процентов от размера получаемых пенсионных выплат всем получателям пенсионных выплат, с учетом ограничения семьдесят пять процентов от 28-кратного месячного расчетного показателя, установленного на 2009 год Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009-2011 год», но не менее чем на двадцать два процента от размера получаемых пенсионных выплат.
В результате произведено повышение:
- на 30 % - более 1332,8 тыс.пенсионерам;
- на 22 % - более 1,5 тыс.пенсионерам;
- на 30% с учетом ограничения 26 733 тенге, но не менее, чем на 22% -
более
251,2 тыс.пенсионерам.
Минимальный размер пенсионных выплат с 1 января 2009 года составляет 9875 тенге, средний размер - 17105 тенге, максимальный размер -26733 тенге, размер дохода, принимаемого для исчисления пенсионных выплат, повысился с 29200 тенге до 35 644 тенге (рост 22%) .
Повысился размер базовой пенсионной выплаты. Ее размер составляет 5388 тенге (рост в сравнении с 2008 годом – 12%).
В
результате с учетом повышения базовой
пенсии минимальная пенсионная выплата
составляет 15 263 тенге, средняя пенсия –
22 493 тенге, максимальная – 32 121 тенге. [16]
С нового года произошло повышение базовой пенсии: с 3 000 тенге она возросла на 40% - до 4 210 тенге. При этом максимальный размер заработной платы для исчисления размера пенсии повышен с 15-кратного месячного расчётного показателя до 25-кратного. В связи с этим повысился и размер пенсии у пенсионеров, в пенсионных делах которых имелись сведения о соответствующей заработной плате. Пенсии, не подпадающие под вышеуказанное повышение, проиндексированы на 9%.
2.4.
Система адресной
социальной помощи
На
принципе полной солидарности организована
система социального
В
соответствии с Законом РК «О государственной
адресной социальной помощи» право
на адресную социальную помощь имеют
граждане Республики Казахстан, оралманы,
лица, имеющие статус беженца, иностранцы
и лица без гражданства, имеющие вид на
жительство и постоянно проживающие в
Республике Казахстан со среднедушевым
доходом, не превышающим черты бедности.
Порядок назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляются Правилами назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи, утвержденными Постановлением Правительства РК от 24 декабря 2001 года № 1685.
АСП назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно. Право на получение АСП ежеквартально подтверждается представлением документов о доходах. [13]
Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью в соответствии с Правилами определения совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 июля 2009 года № 237-п.
Размер
АСП исчисляется как разница
между среднедушевым доходом
и чертой бедности (40 % от прожиточного
минимума) установленной в
По итогам 9 месяцев 2010 года адресная социальная помощь назначена 221,8 тысячи граждан с доходами ниже черты бедности на сумму 2,1 миллиарда тенге. Основную долю получателей продолжают составлять жители сельской местности - 59,8 процента, на что направлено более 60 процентов средств. В составе получателей адресной социальной помощи по-прежнему велика доля детей - 61,3 процента.
На
адресную социальную помощь местным исполнительным
органам из республиканского бюджета
было выделено 1,12 миллиарда тенге. [14]
Заключение
В Конституции РК заложена основа для построения в Казахстане социального государства. Построение же государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен. Но Новый Казахстан все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом все большего признания и авторитета в мировом сообществе. Тогда, 10 лет назад, мы не ошиблись в своем выборе. Именно с этого времени Казахстан начал последовательно продвигаться вперед, осваивая одну за другой теоремы рыночной экономики и аксиомы демократического развития. [5]
Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государство. В действующей системе подтверждается международный опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.
Все граждане Казахстана при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса человека. Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.
В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существуют системы дополнительной защиты работающих граждан при попадании в рисковую ситуацию в зависимости от взноса в систему.
Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанной на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы по участию в системе.
В соответствии с законодательством отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства.
Действующим
законодательством
Основным
источником финансирования и общим
регулятором системы социальной
защиты является государство. В действующей
системе подтверждается международный
опыт относительно базовых характеристик
- более полный охват населения
и низкие административные расходы
в системе с государственным управлением,
низкий охват и высокие административные
расходы в системе с участием частных
институтов. Стимулы по участию в системе,
за исключением накопительной пенсионной
системы, минимальны.
Список использованной
литературы
Информация о работе Социальная защита населения в современной экономике