Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.
2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.
3. Изучить системы социальной защиты населения.
4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.
Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.
Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 4
1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения. 4
1.2. Элементы и принципы социальной защиты 4
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК 4
Глава 2. Система социальной защиты Республики Казахстан 4
2.1. Государственные пособия 4
2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан 4
2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения 4
2.4. Система адресной социальной помощи 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Отход от применения принципа солидарности и коллективной ответственности в системе социальной защиты в условиях значительного расслоения общества, обнищания населения может привести к тому, что системой социальной защиты не будут охвачены многочисленные слои населения. Переход на индивидуальную ответственность создаст преимущества только для высокооплачиваемых работников, располагающих средствами для взносов в такого рода систему. Индивидуальный принцип не приемлем для малоимущих слоев населения, а также для лиц, оказавшихся в сложной ситуации: болезни, инвалидность, безработица и т.д.
В то же время принцип “персонификации” может быть использован в определенной степени в системе, основанной на солидарности, поскольку там, по нашему мнению, должна предусматриваться дифференциация условий и норм социальных выплат (пенсий, пособий и т.п.) гражданам с учетом их трудового вклада, причины и степени нетрудоспособности, потребности в социальной помощи и других факторов.
Принципы государственной политики по социальной защите населения должны устанавливаться законодательно. Важнейшим нормативом, определяющим черту бедности, является минимальный потребительский бюджет, который используется для определения размеров гарантированных социальных выплат и минимальной оплаты труда. В условиях кризисного состояния экономики могут применяться в качестве временных нормативов иные показатели прожиточного минимума.
Кроме того, система должна предусматривать механизм пересмотра пенсий, пособий, других выплат населению с учетом изменений в экономике, динамики цен на основные потребительские товары и услуги.
Необходимо, чтобы применяемые в области социальной защиты меры были своевременны, адекватны по размерам изменениям в уровне жизни и, как правило, носили упреждающий и адресный характер. Реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для потенциальных получателей. Средства же на социальную защиту должны быть целевыми и использоваться строго по назначению, а вся действующая система – простой, прозрачной, легко управляемой, исключающей дублирование пособий.
В целях достижения согласия в обществе целесообразно установление системы социального партнерства, когда основные проблемы социальной защиты населения на всех уровнях обсуждались бы и согласовывались в ходе переговоров между представителями органов государственного управления, профсоюзов и работодателей.
Комплексный
подход к системе социальной защиты населения,
четкое определение принципов государственной
политики в этом вопросе будут способствовать
повышению благосостояния народа, созданию
в обществе обстановки мира и согласия,
процветанию государств Содружества [11].
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК
Обретение
Казахстаном государственной
В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в октябре 1997 года, Н.А.Назарбаев подчеркивал, что в течение последних шести лет мы преследовали две главные цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным независимым государством; во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы. Взятый курс на создание социально направленной рыночной экономики остро поставил проблему психологической адаптации к новым условиям независимости государства и становление идентичности у населения как граждан Казахстана. Важной проблемой для определения дальнейшего политического и экономического развития Казахстана стало выступать его соотношение с социальным развитием Республики. [3] Одним из главных направлений стала задача обеспечения стабильности и межнационального согласия, построения общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех своих граждан и углубление демократических преобразований. Стало очевидным, что успех экономической реформы не может быть обеспечен без приоритетного развития науки, образования, культуры, без должного обеспечения здоровья и социальной защиты граждан. Поэтому в процессе выработки основных направлений внутренней политики государства потребовалось формирование принципиально новой социально-культурной политики государства. [3]
Конституция и действующие законы дают всем гражданам независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию по национальным и языковым мотивам. [1]
Сегодня в Казахстане создана трехуровневая система социального обеспечения.
Первый уровень – гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, то есть выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты на рождение ребенка). При этом размеры пособий зависят от величины прожиточного минимума и группы инвалидности и выплачиваются за счет средств госбюджета всем гражданам на одинаковом уровне вне зависимости от размера, утраченного трудового дохода.
Второй уровень – солидарные пенсии в зависимости от стажа работы и размеров оплат труда, социальные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальных страховых отчислений, то есть дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества.
Третий уровень – социальные выплаты за счет добровольных и/или профессиональных накопительных взносов населения.
На начальном этапе переходного периода государство было вынуждено заниматься текущими вопросами социальной защиты в условиях инфляции, бюджетного и товарного дефицита, закрытия предприятий и производств, безработицы. Размеры пенсий и пособий не обеспечивали удовлетворения минимальных жизненных потребностей пенсионеров, инвалидов и других социально ущемленных категорий населения. В этих условиях с трудом верилось, что положение когда-либо нормализуется и что размер получаемых выплат социально уязвимых граждан, и вообще их социальный статус будет соответствовать (или хотя бы приблизится) уровню в развитых странах мира. [10].
С
принятием в августе 1995 года новой
Конституции РК в стране начался
очередной этап преобразований общественного
мировоззрения, создания макромодели
нового казахстанского социума. Новый
Основной Закон страны поставил перед
РК цель – построение демократического,
светского, правового, социального государства,
обеспечивающего достойную жизнь и свободное
развитие человека. Эти права наиболее
полно и последовательно раскрыты в разделе
II. Человек и гражданин, ст. 10-39. Тот факт,
что одной из целей конституционного реформирования
является построение сильного социального
государства, поставило перед обществом
ответственность за эффективное претворение
принципов Конституции в реальной жизни.
Конституция закрепляет основные направления
социальной политики государства. Они
были направлены, прежде всего, на защиту
и поддержку государством брака и семьи,
материнства, отцовства и детства, на установление
гарантированного минимального размера
заработной платы и назначение пенсии,
социального обеспечения по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца. Таким образом, задачами государства
по новой Конституции становятся не только
гарантия в прожиточного минимума каждого
члена общества и мероприятия в сфере
здравоохранения, жилищного строительства
и семейной политики, но и выравнивание
различий в стартовых возможностях через
государственную систему образования,
перераспределение национального дохода
в рамках налоговой политики и регулирование
рынка рабочей силы.
Глава 2. Система
социальной защиты Республики
Казахстан
2.1. Государственные пособия
Пособия на создание и укрепление семьи.
Государственные базовые социальные пособия (далее – пособия) – ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые за счет бюджетных средств, представляемые гражданам при наступлении инвалидности, потере кормильца и по возрасту.
На
сегодняшний день в Казахстане действуют
3 вида пособия, направленные на обеспечение
благоприятных условий для
Так, с 2003 года в республике выплачивается единовременное государственное пособие в связи с рождением ребенка в размере 15-кратного месячного расчетного показателя (МРП), что составляет в 2007 году 16380 тенге. Пособие выплачивается независимо от дохода семьи за счет средств республиканского бюджета. С каждым годом количество получателей пособия возрастает, в 2006 году получателями являлись около 280 тыс. семей.
С целью стимулирования рождаемости с 1 июля 2006 года для всех семей, независимо от уровня доходов выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Размеры пособия дифференцированы от 3-х до 4,5 МРП (3276 - 4914 тенге) в зависимости от количества детей в семье. В истекшем году указанное пособие получили около 300 тыс. семей, имеющих детей в возрасте до 1 года.
С
1 января 2006 года семьям с доходами ниже
стоимости продовольственной
В том случае, когда система детских пособий не достаточна для выведения семьи из круга бедности, т.е. если совокупный доход семьи не превышает черты бедности, таким семьям предоставляется адресная социальная помощь.
Многоплановая
государственная поддержка
Пособие
по уходу за ребенком до достижения им
возраста
одного года
В целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации в республике Законом предусмотрен дифференцированный подход в установлении размеров пособия по уходу, т.е. с каждым вновь родившимся ребенком размер выплачиваемого пособия по уходу за ним возрастает. Пособие по уходу назначается со дня рождения ребенка до достижения им возраста одного года. В случае осуществления ухода за двумя и более детьми, не достигшими одного года, пособие по уходу назначается и выплачивается на каждого ребенка.
При исчислении совокупного дохода в составе семьи, претендующей на получение пособия на детей, будут учитываться:
В составе семьи, претендующей на получение пособия на детей, не будут учитываться родственники семьи (бабушка, дедушка, сестры и братья родителей, их тети, дяди и прочие).
В
случае невозможности личного
Пособия не назначаются на детей, находящихся на полном государственном обеспечении, а при назначении пособия по уходу в составе семьи не учитываются дети, в отношении которых родители лишены родительских прав.
Семьи, имеющие рожденных, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку (попечительство) детей, имеют право на получение:
Информация о работе Социальная защита населения в современной экономике