Социальная защита населения в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.

2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.

3. Изучить системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 4
1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения. 4
1.2. Элементы и принципы социальной защиты 4
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК 4

Глава 2. Система социальной защиты Республики Казахстан 4
2.1. Государственные пособия 4
2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан 4
2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения 4
2.4. Система адресной социальной помощи 4

Заключение 4

Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

  Размер пособий

  Выплата пособий осуществляется в рамках Закона Республики Казахстан от 28 июня 2005 года «О государственных социальных пособиях семьям, имеющим детей»

  Пособия в соответствии с Законом устанавливаются  в следующих размерах:

  • пособие на рождение - 15 месячных расчетных показателей;
  • пособие по уходу

     на первого ребенка - 3 МРП;

     на второго ребенка - 3,5 МРП;

     на  третьего ребенка - 4 МРП;

     на  четвертого и более ребенка - 4,5 МРП;

     пособие на детей - 1 МРП на каждого ребенка.

  Размеры пособий определены, исходя из экономических возможностей государства, и будут ежегодно увеличиваться в связи с изменением месячного расчетного показателя, утверждаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

  - Произошли изменения и в социальной поддержке женщин, имеющих детей или собирающихся стать матерями. С этого года введено новшество - социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин. В итоге работодатель освобождён от выплат по беременности и родам (декретных). Эту функцию теперь выполняет государство.

  Социальные выплаты будут производиться за счёт средств Государственного фонда социального страхования тем женщинам, за которых работодатель уплачивал взносы. При этом трудовая деятельность женщины учитывается при начислении социальной выплаты, так как размер социальной выплаты зависит от среднемесячного дохода, сложившегося за 12 месяцев перед выходом в декрет.

  Размер  социальной выплаты определяется путём умножения среднемесячного дохода женщины на установленные коэффициенты. При обычных родах он составляет 4,2, при осложнённых родах или рождении двух и более детей - 4,7. Если же женщина проживает в Семипалатинском регионе, то применяются более высокие коэффициенты (5,7 или 6,2).

  Например, если среднемесячная заработная плата женщины составляет 42600 тенге, то размер её единовременной выплаты по беременности и родам составит порядка 178 тысяч тенге (42600 х 4,2).

  Кроме того, она будет ежемесячно получать социальную выплату по уходу за ребёнком в размере 40% от её среднего заработка, или 17040 тенге (42600 х 0,4). Это пособие она будет получать до тех пор, пока ребёнку не исполнится один год. К тому же работающая женщина из бюджета получит единовременное пособие на рождение ребёнка в размере 35 тыс. тенге.

  Более того, во время декретного отпуска и в период ухода за ребёнком пенсионные отчисления женщин будут продолжаться, так как из указанных социальных выплат будут удерживаться обязательные пенсионные взносы и направляться в накопительный пенсионный фонд работника.

  - А если женщина в силу тех  или иных причин нигде не  работает, для неработающих матерей  из государственного бюджета  также выплачивается единовременное  пособие на рождение ребёнка  в размере 35 тысяч тенге (30 МРП), что в 2 раза больше по сравнению  с ранее действующим размером.

  - Неработающие женщины будут получать  ежемесячное пособие по уходу  за ребёнком до года, которое  также увеличено в 1,6 раза. При  рождении первого ребёнка размер  его составит 5840 тенге в месяц,  второго - 6424 тенге, третьего -7008 тенге,  четвёртого ребёнка и более - 7592 тенге в месяц. 

  Виды социальной помощи инвалидам

  Социальная  защита инвалидов обеспечивается путем  предоставления социальной помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, образования и иных мер, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

  Кроме того, законодательством предусмотрены  выплаты по обязательному социальному  страхованию по случаю потери трудоспособности.

  Проводимая  медицинская реабилитация предусматривает  комплекс диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, направленных на устранение или ослабление последствий болезни, травмы, увечья.

  Социальная  реабилитация инвалидов направлена на восстановление социального статуса  инвалидов, их социально-бытовой и  социально-средовой адаптации. Она включает в себя социальное обеспечение инвалидов, предоставление им необходимых социальных услуг, обеспечение их техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры, создание равных возможностей в пользовании информационной средой, оказание материальной и социально-психологической поддержки и др.

  Систему социального обслуживания инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе  и помощи, представляет в республике сеть медико-социальных учреждений, территориальных центров социального обслуживания  и отделений социальной помощи на дому. Престарелым и инвалидам, проживающим в домах-интернатах, предоставляются уход, питание, социально-бытовое и медицинское обслуживание, социальная адаптация, трудовая реабилитация, обучение.

  В республике действуют 6 территориальных  центров социального обслуживания престарелых и инвалидов, в функции  которых входят оказание указанным  категориям граждан социальных услуг, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, создание условий для освоения детьми-инвалидами образовательных программ (при предоставлении социально-педагогических услуг), создание благоприятного морально-психологического климата, информирование обслуживаемых лиц об их правах, объемах и видах социального обслуживания.

  В соответствии с Законом инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации обеспечиваются протезно-ортопедической помощью, специальными средствами передвижения, сурдо-, тифлосредствами, иными техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, а также санаторно-курортным лечением за счет средств государственного бюджета в рамках государственного заказа.  

   

  Граждане  Республики Казахстан имеют право на получение государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»

  Иностранцы  и лица без гражданства, постоянно  проживающие в Республике Казахстан, пользуются правом на государственные  социальные пособия наравне с  гражданами Республики Казахстан. 

  2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан  

  С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной  чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. В жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем, определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения. [13]

  Социальные  риски обычно обладают следующими признаками:

  Во-первых, экономическими. К ним относятся:

  - угроза потерять работу по  причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

  - угроза нетрудоспособности в  силу профзаболевания, производственной  травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

  Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

  Риск  материальной необеспеченности можно  определять как вероятность наступления  из-за производственной травмы или  профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

  Важное  и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

  В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты  страховых выплат.

  Международная организация труда определяет понятие  социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

  В соответствии с этим за годы реформы  в Казахстане создана трехуровневая  система социальной защиты. [15]

  Первый  уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

  второй  уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и  социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение  граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

  третий  уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

  Следует отметить, что сегодня система  социального страхования стала  важнейшим и необходимым элементом  социально-экономических отношений  современного Казахстана. Разработана  законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

  Таким образом, под системой обязательного  социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых  и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками  системы обязательного социального страхования.

  Основными принципами обязательного социального  страхования являются:

  1) всеобщность соблюдения и исполнения  законодательства Республики Казахстан  об обязательном социальном страховании; 

  2) гарантирование государством мер,  применяемых для обеспечения социальных выплат;

  3) обязательность участия в системе  социального страхования; 

  4) использование социальных отчислений  на социальные выплаты при  наступлении социальных рисков;

  5) обязательность социальных выплат  при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

  6) гласность в деятельности государственных  органов, обеспечивающих обязательное  социальное страхование. [15]

  Система обязательного социального страхования  Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

Информация о работе Социальная защита населения в современной экономике