Социальная защита населения в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.

2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.

3. Изучить системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 4
1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения. 4
1.2. Элементы и принципы социальной защиты 4
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК 4

Глава 2. Система социальной защиты Республики Казахстан 4
2.1. Государственные пособия 4
2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан 4
2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения 4
2.4. Система адресной социальной помощи 4

Заключение 4

Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

  При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются  путем перераспределения социального  налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

  с 1 января 2005 года - 1,5% от объекта исчислений;

  с 1 января 2006 года - 2% от объекта исчислений;

  с 1 января 2007 года - 3% от объекта исчислений;

  с 1 января 2009 года - 4% от объекта исчислений;

  с 1 января 2010 года - 5% от объекта исчислений.

  Участниками системы обязательного социального  страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков. [15]

  Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный  нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

  Фонд  осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

  ГФСС  учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную  систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при  наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

  Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного  социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

  1) на случай утраты трудоспособности - со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

  2) на случай потери кормильца  - с даты смерти, указанной в  свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

  3) на случай потери работы - со  дня обращения участника системы  обязательного социального страхования  за регистрацией в качестве  безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

  4) на случай потери дохода в  связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности  и родам, указанной в листке  нетрудоспособности;

  5) на случай потери дохода в  связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

  6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком  по достижению им возраста  одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

  В случае рождения двух и более детей  социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка  отдельно.

  При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена  не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности  рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

  С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

  В соответствии с Посланием Главы  Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире»  в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин - участников СОСС. В связи с чем суммы социальных выплат из Фонда в 2008 году резко увеличились.

  Следует отметить, что основной целью введения системы обязательного социального  страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

  Размер  социальных выплат из системы обязательного  социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

  В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и  родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу  за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%).

  Наибольшая  доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской  области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике (рисунок 4).

  Анализ  деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

  Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства  и приобретает многосубъектный  характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.

  Основополагающие  цели и задачи новой системы социальной защиты Казахстана содержат элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении социальных рисков. 

  2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения

  С 1 января 1998 года в республике действует  Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», регулирующий порядок и условия выхода на государственную пенсию и пенсионное обеспечение из накопительной пенсионной системы.

  В соответствии с Концепцией реформирования пенсионной системы и Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с 1998 года в Казахстане действует новая пенсионная система. Действующая система является многоуровневой.

        1 уровень. Сохранилась солидарная пенсионная система, предусматривающая пенсионное обеспечение состоявшихся пенсионеров и обеспечивает пенсионеров наработавших стаж при солидарной системе, а так же не имеющих возможность накопить достаточные пенсионные сбережения в накопительной системе.

        2 уровень. Формирование накопительной системы пенсионного обеспечения за счет индивидуальных пенсионных взносов граждан, удерживаемых в обязательном порядке в размере 10% от дохода.

        3 уровень. В соответствии с законом введено понятие добровольных взносов, за счет которых может формироваться дополнительная пенсия.

  Пенсионное обеспечение состоит из двух систем:

  • солидарная система (пенсионное обеспечение из Государственного центра по выплате пенсий);
  • накопительная пенсионная система (пенсионное обеспечение из накопительных пенсионных фондов). [16]
  

    Пенсионный  возраст является фиксированным: 63 года для мужчин и 58 лет  – для женщин.

  Накопительная пенсионная система основана  на установлении прямой взаимосвязи между осуществляемыми взносами и пенсионными выплатами, личной ответственности граждан за материальное обеспечение своей старости.  

  Основными принципами накопительной пенсионной системы с момента реформы  и до настоящего времени являются:

  • государственное регулирование пенсионной системы;
  • обеспечение гражданам права выбора накопительного пенсионного фонда для формирования пенсионных накоплений;  
  • прямые государственные гарантии по обеспечению установленной минимальной пенсии для граждан;
  • обязательность участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;
  • личная ответственность трудоспособных граждан за свое пенсионное обеспечение в старости;
  • эффективность инвестирования пенсионных накоплений граждан в сочетании с их сохранностью;
  • обеспечение права наследования граждан на накопления в накопительных пенсионных фондах;
  • право каждого гражданина на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение;
  • вклад в экономику через инвестирование пенсионных сбережений граждан.

  Отчисления  в накопительный пенсионный фонд

  Работодатель  от имени работника производит отчисления в  выбранный работником накопительный пенсионный фонд 10%-е обязательные пенсионные взносы от ежемесячного дохода работника. В последующем сумма будущих пенсионных  выплат складывается не только за счет взносов вкладчиков, но и за счет  полученного инвестиционного дохода, от инвестирования аккумулированных пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты. 

    Государственный центр по выплате пенсий

  В результате проведенной реформы  системы пенсионного обеспечения  был  образован один из важнейших ее элементов – Государственный центр по выплате пенсий (Центр). Центр играет значительную роль в накопительной пенсионной системе, прежде всего выполняемыми информационными функциями. Центр осуществляет персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов, перевод обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, а также производит пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение, за счет бюджетных средств.  

  По  состоянию на 2010 год минимальный размер пенсионных выплат с 1 января 2010 года составляет 9875 тенге, средний размер - 17090 тенге, максимальный размер -26733 тенге, размер дохода, принимаемого для исчисления пенсионных выплат, повысился с 29200 тенге до 35 644 тенге (рост 22%) .

  Повысился размер базовой пенсионной выплаты. Ее размер составляет 5388 тенге (рост в сравнении с 2009 годом – 12%).

  В результате с учетом повышения базовой  пенсии минимальная пенсионная выплата  составляет 15 263 тенге, средняя пенсия – 22 493 тенге, максимальная –  32 121 тенге. [21]. Данные по количеству получателей пенсии, среднему и минимальному показателю пенсии показаны в таблице 1. [16] 

  Таблица 1. Численность получателей пенсий из ГЦВП 

  2006 2007 2008 2009 2010
Всего получателей пенсии, тыс.чел. 1645,9 1637,1 1635,0 1640,5 1662,9
Средний размер назначенной месячной пенсии, тенге 9061 9898 10645 13418 17090
Минимальный размер пенсии, тенге 6200 6700 7236 7900 9875

Информация о работе Социальная защита населения в современной экономике