Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:42, курсовая работа
Вопрос о соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в процессе функционирования социально-экономических систем является по нашему мнению одним из ключевых вопросов экономической науки. Выявление характера взаимосвязи между данными агрегированными показателями социально-экономического развития имеет важное значение, как для экономической теории так и для хозяйственной практики в том числе и в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Социальная справедливость и экономическая эффективность как экономические категории………………………………………………………....6
1.1. Справедливость и социальная справедливость……………………………………………………………...…6
1.2. Эффективность и экономическая эффективность………………..…...12
ГЛАВА 2. Взаимосвязь социальной справедливости и экономической эффективности в социально – экономической системе…………......................20
2.1. Характер взаимосвязи социальной справедливости и экономической эффективности…………………………………………………………….…20
2.2. Экономический рост и социальное равновесие в России………….….30
Заключение .………………….………40 Список литературы .………………………….42
Курсовая работа
Социальная справедливость и экономическая эффективность.
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Социальная справедливость и экономическая эффективность как экономические категории………………………………………………………
1.1. Справедливость и социальная справедливость…………………………………………
1.2. Эффективность и экономическая эффективность………………..…...12
ГЛАВА 2. Взаимосвязь социальной справедливости и экономической эффективности в социально – экономической системе…………...................
2.1. Характер взаимосвязи социальной справедливости и экономической эффективности……………………………………………
2.2. Экономический рост и социальное равновесие в России………….….30
Заключение .………………….………40 Список литературы .………………………….42
Введение
Проблема: вопрос о соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в процессе функционирования социально-экономических систем является по нашему мнению одним из ключевых вопросов экономической науки. Выявление характера взаимосвязи между данными агрегированными показателями социально-экономического развития имеет важное значение, как для экономической теории так и для хозяйственной практики в том числе и в Российской Федерации.
Актуальность: для успешного развития цивилизованного государства необходим высокий уровень социальной стабильности и благоденствия большинства населения страны. Что же касается низко обеспеченных слоев населения, то они также не испытывают нужды в самых главных потребностях, которые определяют нормальный уровень жизни. Главные экономические реформы направлены на повышение благосостояния малообеспеченных людей. В случае если такие реформы не достигают необходимого результата, то они приобретают политический подтекст, ведут к поляризации общества.
Степень поддержки также действий имеют решающее значение в их результате (успех или неудача) если в обществе существует уверенность в завтрашнем дне, то оно может понять и принять необходимость временных трудностей. В случае отсутствия уверенности в своем будущем или сомнении в нем, общество подвергается разочарованию, депрессии, сопротивлению проводимых реформ и неприятия власти. Необходимо помнить, что рыночная система хозяйства во всех странах не является залогом успешного решения проблемы справедливого распределения ресурсов, улучшающего положение менее обеспеченных, а также эффективной с точки зрения общества концентрации средств для накопления человеческого капитала. Вопросы участия государства в перераспределении доходов, в решение задач социальной справедливости стояли и стоят в современном мире, при этом изменении экономики, решение одних и возникновение других задач порождают необходимость поиска новых моделей социально ориентированного общества, новых подходов к трактовке социальной справедливости и поиску новых путей ее решения. Об актуальности данной проблематике говорят постоянные дискуссии по вопросам социальной справедливости, формам социальной защиты и источникам средств на эти цели. Проблемы социальной справедливости, поиска новых подходов к их решению волнуют не только чисто теоретиков, но напрямую затрагивают жизненные интересы.
Разработанность проблемы: взаимодействие социальной справедливости и экономической эффективности всегда было одной из важнейших проблем экономики. Особое внимание ей уделяли ученые экономисты – Нордхауз В., Роулс Дж., Самуэльсон П., Сен А. В основном ставились вопросы соотношения социальной справедливости и экономической эффективности, касающиеся выявления их взаимодействия.
Гипотеза: осознанное лавирование между социальной справедливости и экономической эффективности в процессе социально-экономического развития позволяет с одной страны способствовать уменьшению дифференциации населения страны по доходам и имуществу, а с другой стороны стимулировать экономический рост.
Цель: уяснить взаимосвязь социальной справедливости и экономической эффективности в процессе развития социально-экономических систем.
Задачи:
– рассмотреть справедливость и социальная справедливость как научные категории;
– определить сущность понятий эффективность и экономическая эффективность;
– выявить характер взаимосвязи социальной справедливости и экономической эффективности;
– охарактеризовать экономический рост и социальное равновесие в России.
Объект: социально-экономическая система.
Предмет: социально-экономические отношения, возникающие в процессе выбора приоритетов социально-экономического развития.
Методы: табличный прием анализа, метод сравнения, системный анализ.
Структура работы: курсовая работа состоит из ведения, двух глав, четырех разделов, заключения и списка литературы. Объем работы 43 страницы машинописного текста. В работе использовали 3 таблицы. Библиография состоит из 21 источника.
Глава 1. Социальная справедливость и экономическая эффективность
1.1. Справедливость и социальная справедливость
Проблема социальной справедливости тесно связана с проблемой равенства и неравенства людей в конкретных исторических условиях. Иногда можно встретить утверждение, что справедливость есть не что иное, как последовательно проведенное равенство. И это мнение не случайно, оно исторически обусловлено. «В человеческой душе, – как верно замечает один из исследователей, – заложено глубокое стремление к равенству, в ней еще первобытным каменным топором была высечена нестираемая надпись: «все поровну»[1]. Однако желание отличиться, выделиться, получить больше тоже свойственно человеческой натуре. Сложно организованное общество, основанное на разделении труда и социальной иерархии, порождает моральные представления, которые санкционируют неравенство людей, вытекающее из различий между ними. Противоречивое соотношение равенства и неравенства составляет сердцевину исторически меняющихся концепций справедливости.
Справедливость[2] — распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
Справедливое распределение прав на что-либо и распределение обязанностей может осуществляться не только между людьми, но и человеком и его судьбой («получил по заслугам», «какая жестокая, несправедливая судьба!»)[3], между человеком и другими существами, между другими (известными и неизвестными нам) живыми существами, оспаривающими право на обладание некоторыми ценностями.
При этом всегда происходит оценка по некоторому набору правил. По мере изменения среды и обстоятельств меняется и характер этого, прежнего набора правил распределения прав. У некоторой части общества возрастает самооценка и то, что было справедливым ранее, теперь расценивается ею как несправедливость. Звучат лозунги типа: «Долой Бастилию! Все люди братья, аристократов на фонарь!» Что случилось, почему в феодальном обществе появилась несправедливость? Выросло финансовое значение новой формации — буржуазии и та начинает расценивать рамки своих прав как узкие, несправедливые. Следовательно, пока будет изменяться в процессе изменения, прогресса (или регресса) общества экономическое и другое значение его граждан и групп граждан относительно других групп населения, будет появляться заново необходимость нового изменения прав всех граждан, чтобы привести новое состояние общества в новое равновесие претензий на право обладания некими ценностями.
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости и такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившейся в социальном порядке.
Начиная, от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную. Первый вид справедливости — уравнивающая — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Второй вид справедливости — распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому свое»). Отношения распределительной справедливости требуют участия, по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Уравнивающая справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.
Требования уравнивающей и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и, не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.
Джон Роулс в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. 2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем[4].
Для справедливого распределения ценностей (в том числе и освобождения от тяжелых обязанностей) не обязательно условие наличия трех лиц (не менее двух делящих ценности сторон и третийский судья), достаточно и одного оценивающего ситуацию субъекта. Им может быть одна из сторон или мыслительная машина. Все они руководствуются или незакрепленным постановлениями государства набором правил оценки поступков — моралью или закрепленными — законами. Справедливость всегда осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется одновременно с первыми истоками социальных отношений. Она всегда социальна.
Тем не менее, в практике выделилось понятие «социальной справедливости», предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В отличие от понятия «справедливость» понятие «социальная справедливость» используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков. По этой причине понятие «социальная справедливость» не тождественно «распределительной справедливости» Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ. В СССР этот утопический термин носил и практический характер: многие популистские решения оформлялись как проявление «социальной справедливости».
Абстрактная «справедливость» предполагает абстрагирование от конкретных ситуаций и индивидов и наделение фактически отличающихся людей равными правами, что приводит к неравенству результатов использования этих прав или невозможности обеспечить заранее запланированный результат. Наоборот, «социальная справедливость» предполагает контроль за распределением результатов деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами. В этом смысле «справедливость» и «социальная справедливость» в качестве практических принципов противоречат друг другу.
Буржуазные революции отменили особые льготы сословий, социалистические революции отменили преимущества, получаемые частью населения от владения крупной собственностью. И выявилось, что уравнивание граждан, установление «справедливости», равного распределения благ идет в разрез с основным законом развития, прогресса — более сильное, умное, деятельное должно получать больше, чем остальные части общества. Социальная справедливость имеет свои рамки.
В так называемом «Золотом веке» Исламского Халифата, на его территории была достигнута социальная справедливость к которой призывает Коран. По Исламу богатые должны отчислять ежегодный налог в размере 2,5 % от своего имущества в пользу бедных. В «Золотом веке» богатые не находили бедных, что бы уплатить закят (налог богатых в пользу бедных).
До сих пор наше обсуждение недостатков рынка, таких как монополия или внешние эффекты, было сосредоточено на изъянах в распределительной функции рынка – недостатках, которые можно исправиться разумным вмешательством государства. Даже если рыночная система функционирует идеально (т.е экономика находится на границе производственных возможностей, а внутри ее), то она все равно может иметь недостатки в распределении доходов.
Рынки не обязательно распределяют доход по справедливости. В рыночной экономике могут возникнуть неприемлемо большие различия в уровнях доходов.
Информация о работе Социальная справедливость и экономическая эффективность