Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Совокупный доход населения - общая сумма доходов, полученных населением как в денежной, так и в натуральной форме в виде оплаты труда, доходов от индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных выплат, дохода от личного подсобного хозяйства и т.д. В совокупный доход населения входит также стоимость бесплатного образования, медицинской помощи.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).
Введение………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Совокупные доходы населения………………………………………………….2
1.1 Доходы населения: виды, источники формирования……………….……………..2
1.2 Номинальные и реальные доходы………………………………………………………….………………………………..8
1.3 Распределение доходов и эволюция социальной структуры общества………...9
1.4 Динамика уровня жизни населения в России: анализ статистических данных………………………………………………………………………………………….10
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Особенности социальной политики государства……………………………14
2.1.Социальное равенство в России: историческая справка………………………...16
2.2.Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс…………...17
2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России)…………………………………………………………………………………………20
2.4. Системы социальной защиты…………………………………………………………21
2.5.Экономическая эффективность и социальное равенство: проблема взаимосвязи…………………………………………………………………………………...26
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………………………30
Реализацию всех правительственных
мер в области социальной защиты
населения, начиная с 90-х гг., осуществляло
Министерство социальной защиты Российской
Федерации (далее - Министерство). Согласно
постановлению Правительства
С принятием Концепции
развития социального обслуживания
населения в Российской Федерации
(август 1993г.), по сути, произошел отход
от принципов социального
Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись: материальная помощь; помощь на дому; обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж; социальная реабилитация и адаптация нуждающихся; социальная помощь.
Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание «корпуса профессиональных служащих, социальных работников», тем самым формировалась профессия, истоки и традиции которой были заложены в России еще в начале ХХ в.».
В этот период изменяется не только идеология государственной помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты: не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.
В 1994г. в составе
Министерства социальной защиты решением
Правительства Российской Федерации
был создан Департамент социальной
защиты. Он занимался разработкой
федеральной стратегии
В 1993-1995 гг. реализуются
различные федеральные
В связи с принятием в 1996 году Федерального Закона «О благотворительности», помимо государственных структур помощи, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.
В 1997 году принят закон «О прожиточном минимуме в РФ», предназначенному для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Законы из справочника Консультант Плюс. Законодательство.
Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
На 2001 год установлено
минимальное среднегодовое
- минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения - 16,7 процента;
- минимального размера
пенсии по старости к величине
прожиточного минимума
На 2002 год минимальное
среднегодовое соотношение
На 2004 год расчетное
соотношение между
В 1999 году принят закон
«О государственной социальной помощи»,
предоставляющий выплату
Принятый закон «О порядке установления стипендий и социальных выплат в РФ» в 2000 году и в редакции от 2001 года говорится о установлении в 2000 году выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Законы из справочника Консультант Плюс. Законодательство.
В 2004 году принято постановление «О финансировании оздоровления детей, проживающих в Чеченской Республике, за счет средств обязательного социального страхования», за счет средств которого, 150 млн. рублей направляются на оплату полной или частичной стоимости путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в период школьных каникул.
С 1 января 2006 года вступил
в силу закон, устанавливающий на
2006 год размеры и порядок
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О предоставлении квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам» на территории 10 субъектов Федерации начнется эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В этих целях будет создано 10 государственных юридических бюро в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения.
Федеральный закон
от 22.08.2004 N 122-ФЗ установил с 1 января
2006 года размер ежемесячной денежной
выплаты инвалидам в
В 2006 году увеличен объем средств, направляемых на обеспечение санаторно-курортного лечения лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В этом году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов составит 575 рублей. Для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга стоимость одного дня пребывания установлена в размере, не превышающем 900 рублей.
С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший размер единовременного пособия при рождении ребёнка с 6000 до 8000 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 178-ФЗ).
С 1 января 2006 года вступает
в силу Федеральный закон, увеличивший
размер ежемесячного пособия на период
отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет,
с 500 до 700 рублей (Федеральный закон
от 22.12.2005 N 181-ФЗ).
2.5.Экономическая
эффективность и
социальное равенство:
проблема взаимосвязи.
Рыночное хозяйство как система характеризуется тем, что блага производятся не для собственного потребления, а для обмена, купли-продажи на рынке, т.е. становятся товарами. Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели-максимизации дохода, прибыли.
Условия возникновения рыночного хозяйства - это, во-первых, определенный уровень развития общественного разделения труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей, закреплённая частной собственностью.
Общественное разделение
труда, или специализация
Преследуя свои частные
интересы, люди действуют по принципу:
дай мне то, в чем нуждаюсь я,
что нужно мне, и ты получишь то,
что нужно тебе. Являясь собственниками
производственных ресурсов, производители
рассчитывают не на благотворительность,
а на возмездный, эквивалентный характер
отношений между собой: каждый стремится
получить, по меньшей мере, столько,
сколько предлагает другим для обмена.
Преследуя свою выгоду, человек "невидимой
рукой" рынка, по словам А. Смита, направляется
к другой цели - удовлетворению потребностей
других членов общества. Рыночное хозяйство
есть форма взаимосвязи между
производителями и
1) экономическая свобода участников производственного процесса,
2) наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей,
3) максимизация частной выгоды (дохода, прибыли) как цель экономической деятельности, и
4) регулирование производства,
распределения, обмена и потребления через
механизм цен.
Выводы по главе 2:
Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.
Сложившаяся ситуация
требует незамедлительного
Поэтому в нынешнее
время просто необходимо, чтобы все
требующиеся меры по улучшению сложившейся
ситуации принимались «сверху» (т.е.
посредством государственных