Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупный доход населения - общая сумма доходов, полученных населением как в денежной, так и в натуральной форме в виде оплаты труда, доходов от индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных выплат, дохода от личного подсобного хозяйства и т.д. В совокупный доход населения входит также стоимость бесплатного образования, медицинской помощи.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Совокупные доходы населения………………………………………………….2
1.1 Доходы населения: виды, источники формирования……………….……………..2
1.2 Номинальные и реальные доходы………………………………………………………….………………………………..8
1.3 Распределение доходов и эволюция социальной структуры общества………...9
1.4 Динамика уровня жизни населения в России: анализ статистических данных………………………………………………………………………………………….10
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Особенности социальной политики государства……………………………14
2.1.Социальное равенство в России: историческая справка………………………...16
2.2.Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс…………...17
2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России)…………………………………………………………………………………………20
2.4. Системы социальной защиты…………………………………………………………21
2.5.Экономическая эффективность и социальное равенство: проблема взаимосвязи…………………………………………………………………………………...26
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

К.р. эконом.теория(Терехова).docx

— 115.83 Кб (Скачать)

Реализацию всех правительственных  мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство). Согласно постановлению Правительства РСФСР  от 26 декабря 1991г., на Министерство возлагалась  не только разработка стратегии государственной  политики в области защиты нетрудоспособного  населения, материнства и детства, но также и организация пенсионного  обеспечения граждан, материально-бытовое  обслуживание, организация протезно-ортопедической помощи, медико-социальная экспертиза, осуществление внешнеэкономической  деятельности и др.

С принятием Концепции  развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993г.), по сути, произошел отход  от принципов социального обеспечения  и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам  людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию  индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись: материальная помощь; помощь на дому; обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж; социальная реабилитация и адаптация нуждающихся; социальная помощь.

Важная особенность  Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось  создание «корпуса профессиональных служащих, социальных работников», тем самым  формировалась профессия, истоки и  традиции которой были заложены в  России еще в начале ХХ в.».

В этот период изменяется не только идеология государственной  помощи населению, но и механизм финансирования системы социальной защиты: не из поступлений  от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых  фондов: Пенсионного фонда, Фонда  социального страхования, Фонда  занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994г. в составе  Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации  был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой  федеральной стратегии пенсионного  обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных  пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и другими  вопросами.

В 1993-1995 гг. реализуются  различные федеральные программы. Так, по программе "Дети-инвалиды" было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. С начала 1993г. разворачивается организационная  работа по созданию большой сети социальных служб.

В связи с принятием  в 1996 году Федерального Закона «О благотворительности», помимо государственных структур помощи, складывается сеть общественных и благотворительных  учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые  одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.

В 1997 году принят закон  «О прожиточном минимуме в РФ», предназначенному для оценки уровня жизни населения  Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и  федеральных социальных программ. Величина прожиточного минимума на душу населения  и по основным социально - демографическим  группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской  корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные  товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Законы из справочника  Консультант Плюс. Законодательство.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

На 2001 год установлено  минимальное среднегодовое соотношение:

- минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения - 16,7 процента;

- минимального размера  пенсии по старости к величине  прожиточного минимума пенсионера - 16,8 процента (Федеральный закон  от 27.12.2000 N 150-ФЗ)

На 2002 год минимальное  среднегодовое соотношение между  минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения установлено в объеме 24,4 процента (Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ).

На 2004 год расчетное  соотношение между среднегодовой  величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения установлено в размере 22 процентов (Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ); на 2003 год - в размере 21,6 процента (Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ).

В 1999 году принят закон  «О государственной социальной помощи», предоставляющий выплату социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим  гражданам, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации.

Принятый закон  «О порядке установления стипендий  и социальных выплат в РФ» в 2000 году и в редакции от 2001 года говорится  о установлении в 2000 году выплаты стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Законы из справочника Консультант Плюс. Законодательство.

В 2004 году принято  постановление «О финансировании оздоровления детей, проживающих в Чеченской  Республике, за счет средств обязательного  социального страхования», за счет средств которого, 150 млн. рублей направляются на оплату полной или частичной стоимости  путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного  действия и стоимости путевок  в загородные стационарные детские  оздоровительные лагеря в период школьных каникул.

С 1 января 2006 года вступил  в силу закон, устанавливающий на 2006 год размеры и порядок исчисления пособий и выплат по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, в частности, максимальный размер пособия  по временной нетрудоспособности и  пособия по беременности и родам  за полный календарный месяц не может  превышать 15000 рублей. Размер единовременной страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний  определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы 46900 рублей. В размере этой же суммы устанавливается  единовременная страховая выплата  в случае смерти застрахованного  лица.За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний оплачиваются расходы на посторонний специальный медицинский уход в размере 900 рублей в месяц и бытовой уход в размере 225 рублей в месяц (Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О предоставлении квалифицированной юридической  помощи малоимущим гражданам» на территории 10 субъектов Федерации начнется эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В этих целях будет создано 10 государственных  юридических бюро в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения.

Федеральный закон  от 22.08.2004 N 122-ФЗ установил с 1 января 2006 года размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам в зависимости  от степени ограничения способности  к трудовой деятельности 1 400 рублей, 1 000 рублей и 800 рублей. Детям-инвалидам - 1 000 рублей, а инвалидам, не имеющим  степени ограничения способности  к трудовой деятельности, - 500 рублей в месяц. Ежемесячная денежная выплата  инвалидам войны устанавливается  в размере 2 000 рублей, участникам Великой  Отечественной войны - 1 500 рублей, некоторым  ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 100 рублей; а также некоторым  другим категориям военнослужащих, работникам госпиталей, больниц, членам их семей - 600 рублей.

В 2006 году увеличен объем  средств, направляемых на обеспечение  санаторно-курортного лечения лиц, имеющих право на получение государственной  социальной помощи. В этом году стоимость  одного дня пребывания в санаторно-курортных  учреждениях для граждан, имеющих  право на получение государственной  социальной, имеющие ограничение  способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов составит 575 рублей. Для инвалидов с заболеваниями  и травмами спинного мозга стоимость  одного дня пребывания установлена  в размере, не превышающем 900 рублей.

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший  размер единовременного пособия  при рождении ребёнка с 6000 до 8000 рублей (Федеральный закон от 22.12.2005 N 178-ФЗ).

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон, увеличивший  размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 500 до 700 рублей (Федеральный закон  от 22.12.2005 N 181-ФЗ). 
 

2.5.Экономическая  эффективность и  социальное равенство:  проблема взаимосвязи. 

    Рыночное хозяйство как система характеризуется тем, что блага производятся не для собственного потребления, а для обмена, купли-продажи на рынке, т.е. становятся товарами. Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели-максимизации дохода, прибыли.

Условия возникновения  рыночного хозяйства - это, во-первых, определенный уровень развития общественного  разделения труда и, во-вторых, экономическая  обособленность производителей, закреплённая частной собственностью.

Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или  его части, создает возможность  обмена, а также ведет к росту  знаний, навыков работника, повышению  производительности его труда, экономии рабочего времени.

Преследуя свои частные  интересы, люди действуют по принципу: дай мне то, в чем нуждаюсь я, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители  рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный, эквивалентный характер отношений между собой: каждый стремится  получить, по меньшей мере, столько, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек "невидимой  рукой" рынка, по словам А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества. Рыночное хозяйство  есть форма взаимосвязи между  производителями и потребителями  через куплю и продажу товаров. Его основные признаки:  

1)    экономическая свобода участников производственного процесса,

2)    наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей,

3)    максимизация частной выгоды (дохода, прибыли) как цель экономической деятельности, и

4)    регулирование производства, распределения, обмена и потребления через механизм цен. 
 

           Выводы по главе 2:

   

    Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом положении. Что обусловлено ее непростым и запутанным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят тысячи нерешенных проблем. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. На первый план выходят демографические и экологические проблемы, которые, в свою очередь, порождены различного рода проблемами социального характера.

Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия нами специальных мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система  «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький  винтик.

Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все  требующиеся меры по улучшению сложившейся  ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную  систему решения социальных проблем. Действия государства в данной области  принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов  личности и общества, гарантировать  защиту интересов человека, его прав и свобод.

Информация о работе Социальная политика государства