Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Совокупный доход населения - общая сумма доходов, полученных населением как в денежной, так и в натуральной форме в виде оплаты труда, доходов от индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных выплат, дохода от личного подсобного хозяйства и т.д. В совокупный доход населения входит также стоимость бесплатного образования, медицинской помощи.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).
Введение………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Совокупные доходы населения………………………………………………….2
1.1 Доходы населения: виды, источники формирования……………….……………..2
1.2 Номинальные и реальные доходы………………………………………………………….………………………………..8
1.3 Распределение доходов и эволюция социальной структуры общества………...9
1.4 Динамика уровня жизни населения в России: анализ статистических данных………………………………………………………………………………………….10
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Особенности социальной политики государства……………………………14
2.1.Социальное равенство в России: историческая справка………………………...16
2.2.Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс…………...17
2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России)…………………………………………………………………………………………20
2.4. Системы социальной защиты…………………………………………………………21
2.5.Экономическая эффективность и социальное равенство: проблема взаимосвязи…………………………………………………………………………………...26
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………………………30
С удалением
от кризисной точки выбора
идеи начинает проявляться
В обществе нарастают
кризисные явления. Это - вершина
зубца "пилы". Эффективность
использования обобществленных
ресурсов падает. "Хватит на
нас экспериментировать!" - таким
становится общественное
Общество опять
оказывается на ниспадающей
Предложенная качественная
модель описывает процессы
Инициаторы конкурирующих
вариантов общественного
Возможность сравнивать
варианты общественного
В качестве реального
наполнителя понятия "прогресс"
можно принять рост потенциала
человечества (функционала от численности
людей и степени их
В отношение общественного устройства определение качества "прогрессивность" неприменимо. Здесь имеет основание лишь оценка адекватности общественного устройства выбранному пути наращивания потенциала и технологическому уровню хозяйства. И эта адекватность совершенно не предполагает однозначного соответствия.
Общественное устройство
должно обеспечивать (хотя бы
не тормозить) деятельность
2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России).
Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
1. Регулирование доходов населения;
2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.
Практика регулирования доходов предполагает: • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
• регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
• защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходо
Политика перераспределения доходов включает:
• аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;
• предоставление населению социальных
гарантий путем финансирования
• финансирование системы социальной защиты, включающей:
а) систему социального страхования;
б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.
Проводя социальную политику,
государство использует такие инструменты,
как социальные стандарты, потребительские
бюджеты, другие пороговые социальные
ограничители. Социальные стандарты являются
средством обеспечения прав граждан в
области социальных гарантий. Минимальные
государственные социальные
стандарты – это государственные услуги,
предоставление которых гражданам на
определенном минимально допустимом уровне
гарантируется государством на безвозмездной
и безвозвратной основах за счет бюджетов
всех уровней на всей территории страны.
Они используются для определения финансовых
нормативов, необходимых для формирования
бюджетов и внебюджетных фондов. На основе
социальных стандартов (пороговых показателей)
по науке, образованию, культуре, здравоохранению
устанавливаются объемы их финансирования.
2.4. Системы социальной защиты.
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.
Эти процессы выдвинули
на первый план задачи защиты и поддержки
наиболее уязвимых слоев населения,
необходимость выделения
Принимается ряд законодательных мер в области семьи, материнства и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: "О государственных пенсиях РСФСР", "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (4 апреля 1992г.), "Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979г." (4 апреля 1992г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (21 апреля 1992г.), "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат" (21 мая 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.
В области охраны материнства
и детства принимаются
В 1993г. продолжается дальнейшая
разработка законов и постановлений
в области социального
В период массового
высвобождения работников в связи
с частичной или полной ликвидацией
некоторых предприятий, учреждений,
организаций была разработана программа
по содействию занятости, направленная
на сокращение рабочего времени без
сокращения численности рабочих, предоставление
льгот и компенсаций
Массовое высвобождение
работников и ликвидация ряда учреждений
затронули и такую сферу
В 1994г. Правительством
Российской Федерации утверждаются
основные направления деятельности
в области социальной политики. Мерами
поддержки и защиты нетрудоспособных
и малообеспеченных слоев населения
были: улучшение пенсионного
В 1994г. утверждается федеральная программа «Дети России», включающая в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания".
В 1995г. выходят федеральные
законы «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов», «Об
основах социального