Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупный доход населения - общая сумма доходов, полученных населением как в денежной, так и в натуральной форме в виде оплаты труда, доходов от индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных выплат, дохода от личного подсобного хозяйства и т.д. В совокупный доход населения входит также стоимость бесплатного образования, медицинской помощи.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Совокупные доходы населения………………………………………………….2
1.1 Доходы населения: виды, источники формирования……………….……………..2
1.2 Номинальные и реальные доходы………………………………………………………….………………………………..8
1.3 Распределение доходов и эволюция социальной структуры общества………...9
1.4 Динамика уровня жизни населения в России: анализ статистических данных………………………………………………………………………………………….10
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Особенности социальной политики государства……………………………14
2.1.Социальное равенство в России: историческая справка………………………...16
2.2.Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс…………...17
2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России)…………………………………………………………………………………………20
2.4. Системы социальной защиты…………………………………………………………21
2.5.Экономическая эффективность и социальное равенство: проблема взаимосвязи…………………………………………………………………………………...26
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

К.р. эконом.теория(Терехова).docx

— 115.83 Кб (Скачать)

 С удалением  от кризисной точки выбора  идеи начинает проявляться естественная  неточность прогноза. Дальше - больше. А руль закреплен. У руля  к этому времени уже не те "рационалисты"-практики, которые рискнули, решившись на грех реализации придуманного, а чиновники, чье положение в обществе держится на неизменности пути.         

 В обществе нарастают  кризисные явления. Это - вершина  зубца "пилы". Эффективность  использования обобществленных  ресурсов падает. "Хватит на  нас экспериментировать!" - таким  становится общественное мнение. Тут на политическую сцену  выходят  "традиционалисты". Они убедительно доказывают, что выбранный путь был ошибочным с самого начала. Все было бы хорошо, если бы люди не послушались этих авантюристов - "рационалистов". Нужно вернуться. Но почему-то не до пещерного состояния, а на один шаг "пилы". "Традиционалисты", при массовой поддержке формируют общественные структуры переходного периода. "Рационалисты" отторгаются. А кризис продолжает нарастать, ведь "традиционалисты" рассчитывают на естественное "выздоравливание" общества, без разумного вмешательства.         

 Общество опять  оказывается на ниспадающей части  "пилы общественного развития". Время проходит. Стирается острота  эмоций, вызванных разоблачениями  деяний "рационалистов". Перед  людьми снова стоит вопрос: "Что  делать?" Цикл повторяется.        

 Предложенная качественная  модель описывает процессы общественной  самоорганизации в различных  по численности людей социумах. Специфическая динамика структур  прослеживается в истории стран,  корпораций, малых коллективов. Фундаментальные  причины структурных изменений  могут быть разными, но реализация  изменений всегда опосредуется  разумным поведением людей. Это  опосредование нарушает механическое соответствие между базисом и надстройкой. В степени удовлетворенности общественным устройством важнейшую роль играет оценка людьми эффективности использования обобществленных ресурсов. Эта оценка зависит от многих факторов, и ее резкие изменения могут происходить и без реальных существенных изменений самой эффективности.        

 Инициаторы конкурирующих  вариантов общественного устройства  часто декларируют их сравнительную  "прогрессивность". Это качество, не имея четкого определения,  влияет на общественное мнение.         

 Возможность сравнивать  варианты общественного устройства  по их "прогрессивности" предполагает  определенную упорядоченность этих  вариантов с образованием некоей  траектории поступательного движения  человечества к светлому будущему. Несмотря на исторический опыт, научные прогнозы, перспективы, рисуемые  мировыми религиями, представление  о мировом прогрессе, порожденное  технологическими достижениями  конца 19-го - средины 20-го веков,  занимает важное место в обыденном  сознании людей, влияет на их  оценки.        

 В качестве реального  наполнителя понятия "прогресс" можно принять рост потенциала  человечества (функционала от численности  людей и степени их защищенности  от разрушительных внешних воздействий)  в результате человеческой деятельности. При этом параллельно идут  два процесса: рост потенциала  человечества и рост вероятности  встречи с все более мощными  (и более редкими) внешними  воздействиями различной природы.  Это соревнование с временем в сознании людей отображается как противоречие между оценкой достигнутого потенциала и представлением о требуемом уровне потенциала.         

 В отношение общественного устройства определение качества "прогрессивность" неприменимо. Здесь имеет основание лишь оценка адекватности общественного устройства выбранному пути наращивания потенциала и технологическому уровню хозяйства. И эта адекватность совершенно не предполагает однозначного соответствия.        

 Общественное устройство  должно обеспечивать (хотя бы  не тормозить) деятельность людей  по наращиванию потенциала. На  этом требовании может базироваться  оценка людьми его удовлетворительности.  
 

                 2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России).

 

       Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1.   Регулирование доходов населения;

2.   Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования  доходов предполагает: • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

•  регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

•  защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходо

Политика перераспределения  доходов включает:

•  аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

•  предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

•  финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального  страхования;

б) систему государственной  помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату  государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства  в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские  бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. 

                            2.4. Системы социальной защиты.

 

      Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в начале 90-х годов в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства СССР. В обществе появились такие тенденции, как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, кризис института семьи и брака.

Эти процессы выдвинули  на первый план задачи защиты и поддержки  наиболее уязвимых слоев населения, необходимость выделения приоритетных групп населения, которым в первую очередь должна оказываться всесторонняя поддержка государства. К ним относились: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие (уволенные в запас). Поэтому в декабре 1991г. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Принимается ряд законодательных  мер в области семьи, материнства  и детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: "О государственных пенсиях РСФСР", "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (4 апреля 1992г.), "Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979г." (4 апреля 1992г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (21 апреля 1992г.), "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат" (21 мая 1992г.) и ряд других. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.

В области охраны материнства  и детства принимаются специальные  Указы Президента и постановления  Правительства: "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении  выживания и развития детей в 90-е гг." и др. Всего институту  материнства и детства к 1995г. было предоставлено более 46 гарантий и  льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения  об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений  в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального  обеспечения нуждающихся явились: Указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием, согласно которым денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования Российской Федерации.

В период массового  высвобождения работников в связи  с частичной или полной ликвидацией  некоторых предприятий, учреждений, организаций была разработана программа  по содействию занятости, направленная на сокращение рабочего времени без  сокращения численности рабочих, предоставление льгот и компенсаций высвобожденным работникам, переквалификацию работников до наступления срока расторжения  трудового договора, временное приостановление  найма новых работников и др.

Массовое высвобождение  работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности Указом Президента предусматривались  определенные квоты для приема инвалидов  на работу.

В 1994г. Правительством Российской Федерации утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Мерами поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения  были: улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области  пенсионного обеспечения предусматривались: индексации пенсий в зависимости  от роста цен на потребительские  товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994г. утверждается федеральная  программа «Дети России», включающая в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети  Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания".

В 1995г. выходят федеральные  законы «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов», «Об  основах социального обслуживания населения Российской Федерации», которые  стали основой законодательной  базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995г. утверждается Перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как: материально-бытовые, санитарно-гигиенические  и социально-медицинские, консультативные  и др.

Информация о работе Социальная политика государства