Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Совокупный доход населения - общая сумма доходов, полученных населением как в денежной, так и в натуральной форме в виде оплаты труда, доходов от индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных выплат, дохода от личного подсобного хозяйства и т.д. В совокупный доход населения входит также стоимость бесплатного образования, медицинской помощи.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Совокупные доходы населения………………………………………………….2
1.1 Доходы населения: виды, источники формирования……………….……………..2
1.2 Номинальные и реальные доходы………………………………………………………….………………………………..8
1.3 Распределение доходов и эволюция социальной структуры общества………...9
1.4 Динамика уровня жизни населения в России: анализ статистических данных………………………………………………………………………………………….10
Выводы по главе 1…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Особенности социальной политики государства……………………………14
2.1.Социальное равенство в России: историческая справка………………………...16
2.2.Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс…………...17
2.3.Государственное регулирование распределения доходов (на примере России)…………………………………………………………………………………………20
2.4. Системы социальной защиты…………………………………………………………21
2.5.Экономическая эффективность и социальное равенство: проблема взаимосвязи…………………………………………………………………………………...26
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

К.р. эконом.теория(Терехова).docx

— 115.83 Кб (Скачать)

     Эффективным  средством преодоления неравенства  и бедности выступает государственная  политика доходов. Государство,  организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения,  создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует  ослаблению социальной напряженности  и т.д. Степень воздействия  государства на процесс перераспределения  доходов можно измерить объемом  и динамикой расходов на социальные  цели за счет центрального  и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

     Мировой  финансово-экономический кризис, безусловно, оказал влияние на доходы населения  Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволили  минимизировать его негативные  последствия для нашей страны. Исходя из оценки складывающейся  социально-экономической ситуации  Республики Беларусь, основной целью  социальной политики является  обеспечение системы мер по  улучшению условий жизни и  труда всех слоев населения,  предотвращению и устранению  социального неравенства и негативных  явлений в обществе, повышение  образовательного и культурного  уровня всего населения. 
 
 
 
 
 

Глава2

   

        Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

   Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненно важных показателей общества в целом

    Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

    Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах. И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России было прогрессивным).

Предмет: особенности  социальной политики, ее  направления, основные механизмы реализации  ее на практике. 
 

   

       

                
 

                            2.1  Социальное равенство в России. 

   СОЦИАЛЬНОЕ  РАВЕНСТВО - понятие, обозначающее  одинаковое социальное положение  людей, принадлежащих к различным  социальным классам и группам.  Идея СР. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между равенством и сословными привилегиями через формулу «Каждому свое»: равенство в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой. В христианской философии средневековой Европы равенство являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу (»перед Богом все равны») и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-эти-ческие взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кас-товых обществ: 1) наследственность привилегий или бесправия; 2) религиозно-юридический характер общественной дифференциации. Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея СР. приобретает светский характер, ставится вопрос о природном равенстве людей. В период становления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены идеи «свободы, равенства и братства». Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа «каждому по делам его»: оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции и в петровской «Табели о рангах» в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на равенство всех граждан перед законом в плане равенства гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть (»идеал равенства шансов», выдвинутый буржуазными революциями в Европе). Идея СР. постепенно приобретает форму принципа «каждому по его капиталу». Капитал, обладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона, Токвиля с его знаменитой книгой «Демократия в Америке», стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию равенства на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического равенства является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как равенство и свобода, равенство и справедливость: «Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет - к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию». Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два последних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические и социальные теории, проходящие под знаком «трудовых», где идея социального равенства воплощается в формуле «каждому по степени его личного социально полезного труда». Современные социальные концепции, затрагивающие проблему СР. и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления: 1) концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство - естественный способ выживания общества - теории функционализма (Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), теория статусных групп М. Вебера и др.; 2) концепции, в которых утверждается, что возможно установить СР. и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории «социального государства». 

2.2.Социально-экономическая  мобильность и  общественный прогресс.

   Устойчивость  бедности как макро- и микроэкономического  явления необходимо рассматривать  в контексте более широкой  проблемы, связанной с социально-  экономической структурой общества  и ее эволюцией. Мобильность  труда— содержательная, функциональная, пространственная и временная — является необходимой чертой современного рынка. Понятие мобильность может быть применено и к другим производственным ресурсам.

      Социальная  мобильность характеризует степень  подвижности социально- экономической  иерархии общества. Все формы  социально-экономической дифференциации  общества фокусируются в имущественной,  доходной дифференциации населения.  В любом реально существующем  обществе, независимо от уровня  его развития и модели функционирования, существуют богатые и бедные. Грубо говоря, это и есть имущественный  статус. Общественный прогресс отражается  в степени жесткости закрепления  определенного статуса за индивидами. При заданной структуре общественной  субординации возможности изменения  социального статуса для отдельного  человека и его семьи могут  широко варьироваться. Чем более подвижной и гибкой является система общественной иерархии, тем более высока социальная мобильность, тем более демократичной выглядит система общественного устройства.

   Социальная мобильность — это степень легкости, с которой человек может изменить свой общественный статус. Общественный статус в современных рыночных системах в качестве главной составляющей имеет статус имущественный (доходный), но не исчерпывается им. Важны также общественное признание (престиж) определенных видов деятельности, зависящие от национальных, культурных, исторических и политических условий жизнедеятельности общества.

Факторы, воздействующие на социальную мобильность, столь же многообразны и неоднородны, как  и факторы дифференциации доходов. Ограничение мобильности связано  с наличием барьеров социальной конкуренции, к которым относятся все формы  дискриминации: скрытой и открытой, правовой и психологической, институциональной  и пр. Одной из форм мобильности  в современных условиях является диверсификация социального статуса.

Формирование гражданских  обществ и гибких систем социальной субординации происходит противоречиво  и неравномерно. Так называемый общественный прогресс вызывает ностальгию по «старым, добрым временам» у старшего поколения  и дискуссии о границах экономического роста у специалистов.

                              Общественный прогресс – идея  и реальность           

             Степень удовлетворенности общественным устройством можно считать важнейшей социологической характеристикой. Но реальных заказчиков эта характеристика нашего социума не интересует.        

 А какое общественное  устройство нужно гражданам? Вот  тут у нас, особенно в последнее  время, непривычная неясность.        

 Поиск устойчивых  критериев соответствия общественного  устройства устремлениям людей,  шаг за шагом сужает круг возможных решений. Остается лишь редукционистский вариант - найти естественнонаучное основание для вывода критериев оценки общественного устройства.        

 Общественная самоорганизация  - результат поведения разумных  людей. А мышцами людей управляет  их мозг. Наиболее правдоподобной  моделью работы мозга на сегодня  является представление о мозге-оптимизаторе  поведения. Мозг человека выбирает  наилучший следующий шаг из  набора возможных вариантов на  основе прогноза последствий.        

 Качество прогнозирования  последствий отличает разумное  поведение от неразумного - человеческого  неразумного или животного. Глубина  и объем учитываемых человеком  причинно-следственных связей несоизмеримы с возможностями животных. Как произошел этот отрыв - отдельный вопрос. Тем более, что в области общественных отношений оправдываемость прогнозов плохая.        

 Из представления о биологических видах как самоорганизующихся системах, конкурирующих в условиях ограниченности ресурсов и находящихся в случайном потоке разрушительных внешних  воздействий, спектр мощностей которых неограничен, а частота появления убывает с повышением мощности, следует, что целевой функцией решаемой мозгом оптимизационной задачи является максимизация массы вещества, организованного в специфические для конкретного биологического вида структуры. Если биологические виды вступают в конкуренцию, то при прочих равных условиях проиграет тот из них, чей мозг отклоняется от максимизации массы вида.        

 Человек выстоял  в биологической конкуренции,  значит, человеческий мозг изначально  максимизировал массу вида "человек".         

 Способность прогнозировать  развитие ситуации привела к  изменению целевой функции. Максимизируется некий функционал от численности и от степени защищенности от разрушительных внешних воздействий, значение которого увеличивается с ростом каждого из аргументов. Назовем этот функционал потенциалом человечества.        

 Убывающая с  увеличением глубины во времени  надежность прогноза не контролируется  человеком, что часто приводит  к очевидным потерям. Это порождает  две крайние позиции в отношение допустимости и полезности использования прогноза при выборе наилучшего следующего шага. Соответственно этим позициям в человеческом обществе всегда присутствуют два течения, две партии - "рационалистов" и "традиционалистов". "Рационалисты" считают, что (в мягкой формулировке) допустимо действовать, исходя из собственного прогноза. "Традиционалисты" утверждают, что вмешательство в "естественный" (читай - "традиционный") порядок является вредным. Убежденные сторонники обеих позиций могут привести достаточное количество фактов истории в подтверждение своей правоты.        

 Отмеченная особенность  человеческой психологии порождает  на уровне человеческого общества  специфический волновой процесс  "пилу общественного развития".         

 В качестве исходной  точки нашего рассмотрения возьмем  общественно-политический кризис - хорошо знакомое состояние человеческого  общества.        

 Основная цель, достигаемая объединением людей  в общественные структуры, - это выигрыш в степени защищенности от разрушительных внешних воздействий за счет обобществления части своих ресурсов. Поэтому основной функцией общественных структур является обеспечение эффективного использования обобществленных ресурсов. Организация общества должна быть адекватна выбираемому способу использования ресурсов.        

 Общественно-политический  кризис развивается тогда, когда  обнаруживается несоответствие  организации общества предпочитаемому  значительной частью людей способу  использования обобществленных  ресурсов.        

 В течение последних  десятка лет российское общество  находится на нисходящем участке  "пилы общественного развития". Эффективность использования обобществленных  ресурсов низка. Идет открытый  конкурс идей. "Что делать?" - основной вопрос. Повышается общественный  вес "рационалистов". Пока нет  четкого выбора общества. И если  ни одна из идей не получит  решительного преимущества, то люди  доверят управление конкретному  человеку - лидеру, вождю. Это - запасной  выход, фашизм, защита от хаоса,  безысходной войны каждого с  каждым.        

 В случае, если какое-либо из предложений сумеет получить достаточно массовую поддержку, начнется выползание из кризиса по выбранному пути. В этой точке получившая поддержку идея базируется на близком и, скорее всего, точном прогнозе развития ситуации. Некоторое время удается решать неизбежно возникающие мелкие проблемы. Нарастает уверенность в правильности выбранного пути. Руль оказывается все прочнее закрепленным. Неизменность его положения защищают множество людей. Общественные структуры все лучше подгоняются для выбранного движения. С диссидентами не церемонятся. Общество оказывается на восходящем участке "пилы".        

Информация о работе Социальная политика государства