Социальная политика государства в современной экономикека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние социальной политики в России и перспективы её эволюции существенно влияют на характер развития и социальную стабильность государства. Переход к рыночным отношениям в России ознаменовал собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В ходе коренных реформ всех сфер общественной жизни общество понесло значительные материальные потери, которые повлекли за собой громадные по масштабам и остроте проблем социальные утраты.

Содержание

Введение 3
1.Проблема социальной политики государства 5
1.1Социальная политика государства: понятие, принципы и способы её реализации 5
1.2Основные направления социальной политики 10
1.3Результативность социальной политики государства 17
2.Анализ социальной политики государства 19
2.1История возникновения социальной политики 19
2.2Динамика основных показателей социальной политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 112.41 Кб (Скачать)

Период времени с 1850 по 1914 гг.  называют «второй промышленной революцией». Вторую промышленную революцию  обычно связывают со скачком в  научных знаниях и последовавшими за ними изобретениями. Отношения между  наукой и техникой становились более  близкими. Машинное оборудование совершенствовалось, что давало возможность развиваться  массовому производству. В начале ХХ в. Генри Форд реконструировал  автомобильную промышленность, начав  массовое производство дешевых машин, доступных массовому потребителю. Хотя технология обычного конвейера  быстро распространилась на многие отрасли  промышленности, управление стало более  профессиональным, что связано с  усиливающейся специализацией в  разных отраслях промышленности и производства. Следствием экономического развития становится признание необходимости в росте  образовательных услуг и в  повышении их качества. Принимаются  во внимание и другие аспекты человеческого  капитала, такие как жилищные условия, состояние здоровья и пр.

Однако стимулом для  разработки мер социальной политики явились не только тенденции экономического развития. Серьезную тревогу в  политических кругах вызывала активизация  рабочего движения и возможность  революционных выступлений. Как  отмечали Бисмарк и Черчилль, представители  политической элиты предпочли бы идею государства благосостояния идее социализма, контуры которой уже  появились на горизонте. В конце XIX в. можно  было наблюдать рост организованного рабочего движения, в течение 1870-х гг. сопровождавшееся образованием профсоюзов и их законодательным оформлением. К концу столетия профсоюзы усилили требование повышения заработной платы и улучшения условий труда. Важным политическим событием стало выступление профсоюзов с требованием восьмичасового рабочего дня. Конец XIX в. ознаменован всплеском выступлений рабочих, сопровождавшихся широким сочувствием и поддержкой в обществе.

 

    1. Динамика основных показателей  социальной политики

Измерение неравенства  в распределение доходов.

К числу наиболее распространённых индикаторов дифференциации доходов  населения относят коэффициент  концентрации доходов (индекс Джинни) и кривую Лоренца, характеризующую  степень удаления от состояния равенства  в распределении доходов. Величина коэффициента может варьироваться  от 0 до 1 или от 0 до  100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем  более неравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства  в распределении доходов в  западной экономической литературе измеряется по методологии Парето-Лоренца-Джинни. Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон  Парето называют законом 80/2.

Американские исследователи  Д.Майдлер и Э.Голдсмит в книге  «Дело против глобальной экономики» раскрывают неравенство распределения  доходов на различных уровнях: на микроуровне (заработная плата менеджера  в США в 419 раз больше в сравнении  с заработной платой среднего заводского рабочего); на макроуровне (богатейшие 2,7 млн. американцев располагают  таким же доходом, как и 100 млн. беднейших  граждан США); между различными странами (среднедушевой доход Швейцарии  примерно в 400 раз больше аналогичного индикатора в Мозамбике).

Распределение доходов  в обществе можно проиллюстрировать  на кривой Лоренца (рис 1).

На рис. 1 «доля семей» расположена на оси абсцисс, а  «доля доходов» - на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно  равного распределения доходов  представлена биссектрисой, где 20% семей получают 20% доходов, 40% семей-40%доходов и т.д. Фактическое распределение доходов обозначено точками a, b, c, d, e. Заштрихованная часть между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта часть, тем больше и степень неравенства доходов.

 

Процент дохода


            100                                                                               Кривая Лоренца


                                                                                        ( фактическое неравенство)


                        Абсолютное неравенство




                                                                d


  


                                     




                                                  c


                                                                         


                                      b


                           a

                      20    40       60        80      100                               Процент семей

          Рис. 1 Кривая Лоренца                                                                              

 

После вычета налогов и с учётом выплат трансфертных платежей личный доход распределяется более равномерно (рис 2).


 

                           Кривая Лоренца после вычета налогов, включая трансферты


100            


 

 

 

 

                                                            Кривая Лоренца без вычета налогов и                 


                                                                         трансфертов

                                                                

 

 

 


                    


                       20         40        60       80     100                                                  

Рис. 2 Влияние налогов и трансфертных платежей на неравенство доходов

 

Уровень неравенства  в распределении доходов рассчитывается посредством коэффициента Джинни  (). Коэффициент Джинни представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Оно определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника:

 

                           =.

 

Величина  может варьироваться от 0 до 1 по мере перехода от полного равенства (0) до ситуации, когда все доходы достаются одному человеку (1).

Для определения используется следующее уравнение: 

 

                           = p + δlog,

 

Где N-количество лиц, получающих доходы, равные или превышающие определённый уровень x;p- кривая неравномерного распределения доходов; δ- показатель концентрации доходов, являющийся производной от кривой неравномерного распределения дохода; x- уровень дохода; - сумма доходов, превышающих x.

В США в 1984 г. составлял 0,359; в 1987 г.- 0,365, что показывает нарастание неравенство в распределении доходов. В России выше в сравнении с этим коэффициентом в США, причём степень неравенства в распределении доходов растёт достаточно высокими темпами. Так, если в 1991 г. Он составлял 0,256, то в 1995 г. –0,372

 

Измерение бедности

Измерить  бедность непросто. Есть три основных подхода. Один состоит в оценке потребления  населением основных продуктов питания, товаров первой необходимости и одежды. Он самый грубый и не учитывает различные уровни потребления. Например, если какая-то азиатская страна с 10-миллионным населением производит или ввозит 10 млн. т риса в год, то это значит, что на одного гражданина приходится 2,7 кг риса в день. Это немало, о голоде говорить не приходится. То же, вероятно, и в России, если учитывать весь потребляемый картофель, хлеб и макароны. Это, конечно, похоже на показатели прошлых веков, но именно на основании реального потребления продуктов и товаров рассчитывается так называемая потребительская корзина и прожиточный минимум.

Второй подход - это официальная статистика доходов  и расходов населения, определяемая государственным статистическим органом  Росстатом (раньше Госкомстат) на основании  переписей населения, а в промежутке между ними с помощью ежегодных  выборочных опросов домохозяйств страны. Последний крупный такой опрос 44,5 тыс. домохозяйств был проведён в 2003 г. (“Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах” НОБУС; многие оценки приведены по его результатам.)Такие статистические опросы, “мини-переписи”, это не опросы общественного мнения, они касаются только фактической стороны дела - сколько получаете, сколько тратите и т.п.

Наконец, третий подход - это массовые опросы общественного  мнения, которые оценивают не, столько физические показатели доходов и расходов, сколько оценки людей своего материального благосостояния, материальных проблем и образа жизни.

Уровень бедности, доля бедного населения это основной показатель, который используется в  официальных оценках проблемы бедности и социальных программ, направленных на её снижение. Это численность или процент населения, живущего ниже официального прожиточного минимума. Надо сказать, что Россия первой на постсоветском пространстве в 1992 г. ввела официальную методику расчёта уровня бедности на основе минимальной потребительской корзины. C 2000 г. её размер и величина прожиточного минимума рассчитываются нормативным путём по единой методологии, что закреплено законом, и размер потребительской корзины пересматривается ежеквартально. Многие аналитики полагают, что уже в этом кроется некий подвох - прожиточный минимум для народа устанавливается чиновниками, хотя в действительности на основании различных экспертных оценок. Так, в начале февраля 2008 г. Правительство РФ установило общероссийский прожиточный минимум за III квартал минувшего года в размере 3879 руб. на душу населения, что должно включать квартплату, услуги ЖКХ, питание, одежду, транспорт и не включает оплату высшего образования детей, платные медицинские услуги “бесплатного” здравоохранения и всего прочего, включая отпуск, развлечения и т.п.Для работающих прожиточный минимум установлен в 4197 руб., для пенсионеров - в 3085 руб. и для детей - 3704 руб. в месяц. Хотя речь идёт об измерении абсолютной бедности, основывается оно на двух, достаточно относительных, оценочных показателях. Эти два ключевых показателя - прожиточный минимум и уровень доходов семьи. Если доходы меньше прожиточного минимума, то семья в бедности и ей положены какие-то социальные льготы и выплаты; если семейные доходы выше прожиточного минимума, то она уже не бедная, скорее переходит в “средний класс” и должна сама решать свои финансовые проблемы. С принятием в 1997 г. Федерального закона о прожиточном минимуме установлено, что этот прожиточный минимум определяется на основании потребительской корзины, которая рассчитывается ежеквартально и включает затраты на основные, минимально необходимые населению продукты питания и непродовольственные товары и услуги и расходы по обязательным платежам и сборам. Это официальный уровень бедности. Если доходы ниже стоимости потребительской корзины, то данная семья или слой населения живут в бедности.

Так как же подсчитать бедность самому? 

Основные  показатели бедности определяются формулой, предложенной Джеймсом Фостером, Джоэлом  Гриером и Эриком Торбеке:

,

где   — общий показатель бедности;

 — параметр, показывающий о каком  именно показателе бедности идет речь;

 — черта бедности отдельного домохозяйства  , которая зависит от его состава;

 — уровень дохода отдельного домохозяйства  ;

 — количество бедных домохозяйств;

 — общее количество домохозяйств.

На основе формулы Фостера-Гриера-Торбеке  определяются основные показатели бедности:

коэффициент бедности и уровень бедности ( );

индекс глубины  бедности ( );

индекс остроты  бедности ( ).

Коэффициент бедности (доля бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств): 

.

Коэффициент бедности характеризует только степень  распространенности бедности и не позволяют  оценить, насколько доходы бедных домохозяйств ниже границы бедности.

Индекс глубины  бедности:  .

Индекс глубины  бедности позволяет оценить насколько  ниже относительно черты бедности расположены  доходы бедных домохозяйств.

Индекс остроты  бедности:  .

Амартья Сен предложил свой индекс, синтетический индикатор бедности, объединяющий три фактора: распространённость этого явления, материальная недостаточность бедных людей, степень их расслоения по доходам. Он рассчитывается по формуле:

 , где   — индекс Сена,   — доля бедного населения,   — отношение среднего дефицита дохода к черте бедности,   — средний доход бедных домохозяйств,   — черта бедности,   — коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

 

Динамика  показателей пенсионного обеспечения

Предпринимательская деятельность была характерна менее  чем для 1%низкодоходных хозяйств и давала всего 0,1% их дохода. Что  же касается индивидуальной трудовой деятельности, то для немногим более 3% ею занимающиеся она в среднем  являлась убыточной. Доход от собственности  при действующей ставке налога на продажу не может быть использован  в качестве источника повышения  благосостояния. Он составлял только 0,3% против 7,1%доходов их других источников, которые имели примерно 23% хозяйств. Сюда  относятся необлагаемые или  укрываемые от налогов трансферты, теневая торговля, незарегистрированная сдача жилой площади в поднаем  и т.д. Можно сказать, что для  низко доходной группы доходы из других источников имели даже белее важное значение, чем пособия, поскольку  последние, хотя их и получало вдвое  большее число семей, по удельному  весу в общем доходе были одинаково незначительны. В доходах домохозяйств, находящиеся ниже уровня бедности, удельный вес пособий был еще меньше и составлял всего 6,8%. Что касается соотношения различных социальных выплат, то первое место среди них занимали по удельному весу пенсии, а на долю дотаций и пособий в сумме приходилось

Информация о работе Социальная политика государства в современной экономикека