Социальная политика государства в современной экономикека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние социальной политики в России и перспективы её эволюции существенно влияют на характер развития и социальную стабильность государства. Переход к рыночным отношениям в России ознаменовал собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В ходе коренных реформ всех сфер общественной жизни общество понесло значительные материальные потери, которые повлекли за собой громадные по масштабам и остроте проблем социальные утраты.

Содержание

Введение 3
1.Проблема социальной политики государства 5
1.1Социальная политика государства: понятие, принципы и способы её реализации 5
1.2Основные направления социальной политики 10
1.3Результативность социальной политики государства 17
2.Анализ социальной политики государства 19
2.1История возникновения социальной политики 19
2.2Динамика основных показателей социальной политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 112.41 Кб (Скачать)

Каковы особенности  деградации российского общества? Это:

  1. Упадок условий и культуры труда;
  2. Разрушение производства;
  3. Метаморфоза трудовой мотивации, трансформации труда из фактора жизненного успеха в фактор выживания;
  4. Понижение качества трудового потенциала занятого населения, его деквалификация, переток квалифицированных работников в отрасли менее квалифицированного труда; генезис застойной безработицы;
  5. Низкий уровень оплаты труда;
  6. Падение нравственности и морали, утверждение власти денег и др.

Оценка глубины  деградации общества может быть осуществлена на основе системы индикаторов, характеризующих  пороговые значения допустимости их отклонения, в частности ухудшение  качества населения, сокращение продолжительности  предстоящей жизни, увеличение масштабов  и т.д.

Между тем  целостной концепции социальной политики РФ до сих пор нет. Должна быть значительно усилена роль государства  в регулировании социальных процессов. Среди основных компонентов этой роли должна стать политика в области  занятности, доходов, развития отраслей социально-культурной сферы, регулирования  отношений между трудом и капиталом, гарантированная социальная защита прав граждан России.

Государственная социальная политика означает действия государства в социальной сфере, исходя из её цели и специфики исторического  этапа развития страны.

С точки зрения анализа экономической безопасности с позиции социальной политики выделяется оценка:

  1. человеческого капитала, трудового и кадрового потенциала;
  2. социальной стабильности и социальной активности населения;

уровня  и качества жизни населения, его  устойчивого воспроизводства.

Социальная  политика государства осуществляется посредством социальной защиты и  социальной гарантии.

Социальная  устойчивость предполагает:

  1. стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;
  2. недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения;
  3. формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

Социальная  неустойчивость общества обусловливается  главным образом резкой дифференциацией  доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоёв населения - непомерно  богатого и бедного.

Социальная  политика государства предполагает социальную ответственность граждан  за результаты экономического развития страны. Увеличение социальной ответственности  граждан за экономическую эффективность  возможно при выполнении следующих  требований:

  1. улучшение экономического и социального положения населения страны по мере деловой активности;
  2. обоснованной дифференциации доходов и потребления в зависимости от итогов экономической деятельности;
  3. достижения оптимального уровня соотношения расходов на социальные нужды между государством, гражданами из своих доходов и предпринимательством.

 

1.2.  Основные направления социальной  политики

Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработана

несколько направлений  в ее реализации. К ним относятся: социальное

страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной

платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

     Социальное страхование - наиболее  важная часть политики

государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут

потерять  (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность

продолжать  работу. При этом они лишаются источника  дохода. Для решения

возникшей в  этом случае проблемы существует две  возможности. Первая – выплата

определённой  суммы за причинённый ущерб.

Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо  правильно понимать смысл, значение социального страхования - как

основного механизма  социальной защиты работников в условиях рыночной

экономики. Именно на этой основе социальное страхование  может стать реальной

базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует

о необходимости  восстановления страхового характера  данного вида социальной

защиты. В  зависимости от соблюдения принципов  страхования и обеспечения им

адекватных  источников финансирования можно выделить 3 модели организации

социального страхования:

1. В первой  модели страховые начала не  развиты. Размер выдаваемых социальных

пособий и  выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних

факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается

учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни

защиты и  может существовать только в условиях бездефицитного государственного

бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит

государственного  бюджета, а значит, велика вероятность  того, что государство

не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная  черта второй модели - страхуемые  и страхователи делают

взносы, однако, расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления

того или  иного страхового события, т.е. социального  риска. Страхование

фактически  осуществляется в пользу третьих  лиц, и накопление финансовых

средств никак  не связано с ростом обязательств.

3. Третья  модель строится, исходя из страхования  социальных рисков. Величина

накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым

страхователями  обязательствам. Выплаты не могут  превышать установленного

соотношения между выдаваемыми пособиями  и поступлениями. Эта модель

социального страхования обычно предусматривает  способы покрытия дефицита

средств путем  образования запасных фондов, перестрахования  рисков и т.д..

Такая форма  организации социального страхования  достаточно гибка: не

возникает технических  трудностей как при объединении  нескольких видов

страхования, так и при их разделении, при  выходе из фондов страхования группы

участников  или при привлечении новых.

Система социального  страхования строится на определенных принципах. Во-

первых, оно  имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для

лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться

и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования

предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат.

Делятся это  либо в форме снижения выплачиваемых  самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система

социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в

экономическом отношении членам общества.

Практика  определила несколько форм социального  страхования. Во многих

цивилизованных  странах применяются следующие: страхование от несчастного

случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в

случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования  является

осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в

соответствии  с уровнем заработной платы работающего  населения. Тем самым

удастся воспрепятствовать  обесценению (вследствие инфляции) средств, которые

были накоплены  работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности  государства входит обеспечение  функционально - способной

системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в

случае заболевания  почти для 90% граждан ФРГ гарантируется  путем

установленной законом системы страхования  на случай болезни. Около 10%

граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время  болезни дохода не

теряет. Работодателей  закон обязывает продолжать выплату  заработной платы в

течение шести  последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания

охватываются  системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о

различного  рода переплетениях, распределении  и правах застрахованных. Большие

затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве

являются  важной причиной интенсификации государственной  политики защиты

работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом

причинности вопрос о начислении издержек, связанных с

последствиями несчастных случаев, будет отнесен  к предприятиям.

     Социальная защита работников, как  важнейшее направление социальной

политики  государства, крайне важна, т.к. большинство  населения во всех странах

составляют  работающие, единственным доходом которых  является

заработная  плата, а это означает, что они  экономически уязвимы и им не на что

опереться, кроме государственной власти. Кроме  того, в любом государстве

имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и  лиц с пониженной

трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых

базируется  на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является

слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает

собственностью  на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу.

Действия  государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к

важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

· социальная ответственность общества и государства  за бережное отношение к

личности, к  защите достоинства человека, его  права на свободный труд, свободу

выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение

приемлемых  условий труда, защиту здоровья и  жизни, компенсацию утраты

трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав

человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ  и других признанных

международных норм;

· социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на

условия и  охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности  и

трудоспособности  граждан, высокий уровень компенсации  утраты

трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной

реабилитации;

· всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и

профессиональных  рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного

ориентира социально - экономического развития общества;

· минимально возможный уровень социальных и  профессиональных рисков,

доступность и открытость соответствующей информации ;

· государственные  гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной

самостоятельности и самоуправляемости негосударственных  систем и программ

защиты;

· заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство,

предприниматели, товарищества социального страхования  и широкий круг

профессиональных  организаций трудящихся ) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

· солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных

договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и

минимизации социальных и профессиональных рисков;

·экономическую  и социальную свободу работников в области труда - выбор

профессии с  приемлемыми уровнями социальных и  профессиональных рисков,

возможность получения профессионального образования, места работы, свободы

ассоциаций;

· личную ответственность  работников за сохранение своего здоровья,

работоспособности и трудоспособности, правильный выбор  профессии, места

работы;

· многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от

государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для

отдельных их категорий и профессиональных групп;

·многосубъектность  социальной защиты - субъектами социальной защиты должны

выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели,

товарищества  по страхованию, региональные органы управления;

· многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом

внимания  должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная

подготовка, медицинское обслуживание, компенсация  утраты работоспособности и

Информация о работе Социальная политика государства в современной экономикека