Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Современное состояние социальной политики в России и перспективы её эволюции существенно влияют на характер развития и социальную стабильность государства. Переход к рыночным отношениям в России ознаменовал собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В ходе коренных реформ всех сфер общественной жизни общество понесло значительные материальные потери, которые повлекли за собой громадные по масштабам и остроте проблем социальные утраты.
Введение 3
1.Проблема социальной политики государства 5
1.1Социальная политика государства: понятие, принципы и способы её реализации 5
1.2Основные направления социальной политики 10
1.3Результативность социальной политики государства 17
2.Анализ социальной политики государства 19
2.1История возникновения социальной политики 19
2.2Динамика основных показателей социальной политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
реабилитационные услуги.
Социальная политика в области заработной платы должна
реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы.
Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют
неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется
минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не
разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение
предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка
времени. Возможно
также использование
труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения
трудностей в области платежного баланса.
Социальная политика на рынке труда.
Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход
системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по
предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с
возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того,
воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм,
касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование
может осуществляться
и сокращением доступа
рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме
того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии
заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно
оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы
переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя
наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период
поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству
и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или
смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице
должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования
мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей
возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных
средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также
решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей,
инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
Жилищная политика.
Политика
обеспечения необходимых
современных западных странах, как инструмент социальной политики. Легко и
быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность
рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает
особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем
выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим
жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии
поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются
различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают
относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими
доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает
использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль
государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет
строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или
применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта
государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая
предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных
случаях приходится поступать еще более решительно : изымать из частной
собственности землю и использовать ее для государственного жилищного
строительства.
1.3. Результативность социальной политики
Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни. Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания, на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др. К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления. Различают "минимальную потребительскую корзину", обеспечивающую минимальный уровень потребления, и "рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. "Минимальная потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Минимальная потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая "черта бедности". Вопрос о бедности связан с проблемой неравномерности распределения доходов. Однако бедность не поддаётся точному определению, так же как счастье и благополучие. Но все, же много авторов говорят, что бедность- это такое положение жителей страны, когда они не располагают средствами существования на минимальном уровне для данного общества в данное время. Существует два общепринятых определения бедности: абсолютная бедность и относительная бедность. Черта абсолютной бедности представляет такой уровень дохода, при котором семья не в состоянии поддерживать потребление пищи и других предметов первой необходимости на рассчитываемом особым образом минимально необходимом уровне. Официальное определение абсолютной бедности в США была предложено в 1960-х годах. Семья считается бедной, если её доход менее чем в 3 раза превосходит уровень, определяемый Министерством сельского хозяйства в качестве издержек на её «нормальное продовольственное обеспечение».
В отличие
от абсолютной бедности категория относительной
бедности отражает более сложное
явление. Её определение основывается
на таком понятие, как качество жизни,
в которое входят не только представления
об уровне питания, здравоохранения, жилищных
условий и т.п., достаточных для
физического выживания, но также
необходимость для человека не испытывать
моральных страданий в
Практически во всех странах борьба с бедностью считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает, прежде всего, определение её источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей, многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономический неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств. Государственная политика призвана учитывать существующие категории бедности и содержать соответствующие меры по её ликвидации или сокращению. Речь идёт, в частности, о программах по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространению системы социального обеспечения на те слои населения, которые оказались в трудном материальном положении, об оказании помощи тем, кто не может себя содержать, о специальных мерах поддержки матерей-одиночек и семей, потерявших кормильца.
2.1. История возникновения социальной политики
Прежде чем изучать современное состояние социальной политики, обратимся вглубь истории. Начнем с того, что в истории не существовало и не существует обществ (государств), в которых так или иначе не решались бы социальные проблемы, не учитывались бы интересы граждан, или, говоря современным языком, не проводилось бы никакой социальной политики. Если социальная политика в ее современном виде сформировалась в основном в нынешнем веке, то разрозненные социальные мероприятия издавна проводились различными общественными организациями типа местных сообществ, церкви, государственных органов, профсоюзов и т. п. Эти мероприятия принимали различную форму, в том числе – попечения, призрения, взаимопомощи и т. д. Вначале они касались преимущественно жертв чрезвычайных обстоятельств (наводнения, пожары, эпидемии и пр.), бедняков, отдельных лиц, которые по тем или иным причинам были не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе источники существования, и чье содержание фактически брало на себя общество. В XVII – XIX вв. были приняты первые законы о бедных. Характерным примером служит принятие Закона о бедных и создание работных домов в викторианской Англии (1834 г.) В ряде стран Европы (и, прежде всего, в Британии), бедность была основным предметом для беспокойства, который из частной сферы распространялся дальше, на уровень королевства и становился действительно социальной проблемой. Причины бедности в те времена были схожи с теми, которые существуют в настоящее время – отсутствие работы, различные заболевания и недееспособность, инфляция (ведущая к голоду), отсутствие поддержи в семье. В VI в. толпы бедноты наводнили восточную часть бывшей Римской империи. Вся беднота была разделена на бедных рабочих и нуждающихся, докатившихся до нищенствования. На востоке византийские законы рассматривали способность к работе весьма критически: бродяжничество и незанятость считались политическими проблемами; физическая и умственная недееспособность, брошенные дети и голод рассматривались как проблемы морали. Людям, относившимся к одному из указанных типов бедности, оказывалась помощь. Законы и благотворительные институты, зародившиеся на Востоке, были воспроизведены и на Западе, где особенно были важны принципы благотворительности и помощь церкви. Накануне второго тысячелетия, к X в. идеология социального развития европейских стран формировалась под воздействием двух основных типов социальной организации, которые, по мнению английских ученых, определяют ее и сегодня. Эти организации – церковь и государство. Власть и влияние церкви постепенно росли, а монастырская система закрепила за собой функции образования и воспитания, а также обеспечение крова и питания для бедняков. Таким образом, образование, здравоохранение, обеспечение жильем и социальная защита – все это сосредоточилось в одном месте.
Политический порядок
в это время устанавливался в
результате все более и более
сложных прав и обязанностей между
лордами, фермерами и крестьянами,
которые, в свою очередь были тесно
связаны с правами на владение
тем или иным участком земли. Те,
кто не мог найти своего места
в существовавшей системе, то есть ничем
не занятые и бродяги, находились
под легальным
Промышленная революция
началась в Британии примерно в 60-х
гг. XVII в. К 1799 г. численность населения
составляла 9 миллионов человек (для
сравнения: в 1750 г. – 6,4 миллиона). Итак,
темпы рождаемости выросли, а
темпы смертности начали снижаться.
В политической сфере это было
время войн и колонизации. К 1799 г.
именно войны дали толчок для экономического
и социального развития Британии.
Нехватка зерна спровоцировала процесс
огораживания и использования пустырей
и неиспользовавшихся земель. Это
подстегнуло аграрную революцию, которая,
в свою очередь помогла освобождению
трудовых ресурсов для индустриализации.
Так, поток людей хлынул от земли
к фабрикам в появляющихся промышленных
центрах. Другие страны со временем также
освоили пути мануфактурного производства.
Ведение войны требовало
Итак, в конце XVIII в. на большей части европейского континента формируются национальные государства. Технологические, культурные, политические и экономические достижения принципиально меняют образ жизни европейского континента. Усовершенствования коммуникационной системы позволили населению Европы расширить свои знания, выйти за пределы деревень и провинций, в которых они жили.
Распространение образования
на родном языке позволило представителям
низкодоходных групп ощутить
принадлежность к общему культурному
наследию. Война и борьба за политические
права подарили людям ощущение причастности
к ответственности за будущее
нации. В то же время развитие торговли
и промышленности заложило основу для
развития экономических центров, больших
по размеру, чем традиционные города.
Французская революция стала
одним из поворотных моментов, когда
верность королю была заменена лояльностью
к нации, народу. Французская армия
позднее распространила этот дух
национальной идентичности. «Подъем
национализма» в целом совпал
с распространением промышленной революции,
которая активизировала национальное
экономическое развитие, стимулировала
рост среднего класса и всеобщее требование
представительного
К концу XVIII в. начала меняться
также роль и структура семьи.
Исторические исследования предполагают,
что структура семьи в меньшей
степени, чем ранее предполагалось,
изменилась под влиянием индустриализации
и урбанизации. Насколько известно
тип нуклеарной семьи преобладал
в доиндустриальный период и до сих
пор остается базовой единицей социальной
организации в современных
Таким образом, к началу
XIX в., с возникновением индустриального
общества, в Европе складываются предпосылки
для формирования политики, направленной
на решение социальных проблем. Все
более ощутимыми, по мнению английских
социологов, становятся предчувствия,
что жизнь человечества должна измениться
к лучшему. Большое значение придавалось
возможностям благотворительности, которая
как следствие растущего
Информация о работе Социальная политика государства в современной экономикека