Сметное планирование и анализ исполнения смет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

Содержание

Глава 1. Бюджетирование как система планирования деятельности организации
1.1 Цели и задачи бюджетирования
1.2 Процесс бюджетирования
1.3 Состав операционных бюджетов
1.4 Состав финансовых бюджетов
Глава 2. Технология составления и контроля бюджетов организации
2.1 Исходные данные для составления бюджетов
2.2 Составление операционных бюджетов организации
2.3 Составление финансовых бюджетов
2.4 Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений

Работа содержит 1 файл

нализ.docx

— 133.86 Кб (Скачать)

 

В первом квартале произошло несущественное снижение объема продаж, слегка снизились цены на единицу товара и увеличились цены на сырье. Это привело к снижению выручки на 3% и снижению суммарного денежного потока на 1%. Финансовый менеджер посчитал, что такое снижение не является существенным, и принял решение не корректировать планы второго квартала.

Анализируя выполнение плана второго  квартала, мы замечаем отклонение большего количества факторов – возросла не только цена килограмма сырья, но и накладные затраты (как переменные, так и постоянные). В результате, фактическое поступление денег от потребителей во втором квартале меньше запланированного на 19%, а итоговый денежный поток уменьшился на 68% (27 217 руб.) против запланированных 84 840 руб. Отклонения существенные, и финансовый менеджер должен скорректировать планы третьего квартала. Имея программу моделирования бюджета, он определяет объем продаж третьего квартала, который позволяет ему компенсировать существенные отклонения второго квартала. С помощью прямого подбора нетрудно установить, что для выполнения плана по денежному потоку (на уровне 85 000 руб.) необходимо продать в третьем квартале 48 500 единиц товара против 40 000 запланированных. При этом следует вернуться на уровень бюджетных позиций по всем остальным показателям, включая цену товара, переменные и постоянные накладные затраты, а также цену сырья.

Анализ отклонений, ориентированный  на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на денежный поток. По существу, производится анализ влияния всех вместе взятых отклонений на величину итогового денежного потока. Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом.

Шаг 1. Установление всех факторов, которые влияют на величину денежного потока.

Шаг 2. Определение суммарного отклонения денежного потока от бюджетного значения.

Шаг 3. Определение отклонения годового денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора.

Шаг 4. Составление таблицы приоритетов влияния, которая располагает все факторы по порядку, начиная с более значимых.

Шаг 5. Составления окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

В таблице 3.20 приведены результаты контроля с элементами факторного анализа  отклонений.

 

Таблице 3.20

Результаты контроля бюджета с факторным анализом отклонений

Показатель

Квартал 1

Квартал 2

план

факт

откло-нение

план

факт

откло-нение

1. Исходные показатели для анализа

1.1. Объем продаж, шт.

10 000

9 600

-4,00%

30 000

24 560

-18,13%

1.2. Средняя цена единицы товара, руб.

20,00

19,85

-0,75%

20,00

19,25

-3,75%

1.3. Объем продаж, руб.

200 000

190 560

-4,72%

600 000

472 780

-21,20%

1.4. Средняя цена 1 кг сырья, руб.

0,60

0,61

1,67%

0,60

0,63

5,00%

1.5. Постоянные накладные затраты, руб.

60 600

60 600

0,00%

60 600

64 460

6,37%

1.6. Переменные накладные затраты, руб.

2,00

2,00

0,00%

2,00

2,08

4,00%

2. Показатели для принятия решения

2.1. Поступление денег от потребителей, руб.

230 000

223 392

-2,87%

480 000

388 114

-19,14%

2.2. Итоговый денежный поток, руб.

84 840

84 102

-0,87%

84 840

27 217

-67,92%


 

Как видно из таблицы, отклонения денежного  потока второго квартала являются весьма существенными – 68%. . Это вызывает необходимость произвести факторный анализ отклонений.

Технология проведения этого анализа  достаточна проста. Основная идея состоит  в ответе на вопрос: какое отклонение имел бы денежный поток, если бы каждый фактор действовал отдельно. При этом следует сделать многократный пересчет бюджета для каждого отдельно действующего фактора с условием, что этот параметр принял значение, наблюдаемое по факту выполнения бюджета. Для проведения такого анализа должна использоваться компьютерная программа, позволяющая оперативно пересчитывать бюджеты.

Результаты анализа в комплексе  позволяют установить приоритеты влияния  каждого фактора (Таблица 3.21). В данном конкретном случае отклонение объема продаж играет наиболее существенную роль, так как его фактическое отклонение от плана создает отклонение денежного потока на уровне 43%. Ближайший по влиянию фактор – цена товара, которая в данном случае приводит к отклонению денежного потока на 19,43%. Влияние остальных факторов сравнительно менее существенно.

 

Таблица 3.21

Результаты факторного анализа  отклонений денежного потока

Фактор влияния

Денежный поток, тыс.руб.

Квартал 1

Квартал 2

план

факт

темп 

роста, %

план

факт

темп 

роста, %

1. Объем продаж

84 840

85 880

101,23

84 840

48 342

56,98

2. Средняя цена единицы товара

84 840

87 465

103,09

84 840

68 352

80,57

3. Средняя цена 1 кг сырья

84 840

87 725

103,40

84 840

79 242

93,40

4. Постоянные накладные затраты

84 840

84 840

100,00

84 840

81 389

95,93

5. Переменные накладные затраты

84 840

84 840

100,00

84 840

80 188

94,52


 

Выводы, сделанные в отношении  приоритетов влияния факторов, предопределяют управленческие решения, которые могут быть рекомендованы соответствующим функциональным подразделениям организации. Основной центр ответственности за невыполнение бюджета – это маркетинговое подразделение. Нужно обратить особое внимание на неэффективность работы этого подразделения: усилить контроль выполнения текущих заказов потребителей, улучшить систему прогнозирования объемов продаж, проводить более сдержанную политику ценовых скидок и т.д. Разумеется, в рамках второго подхода по-прежнему остается необходимость корректировать объемы и, возможно, цены продаж будущих периодов. Однако в отличие от первого подхода это перепланирование делается на фоне новых управленческих решений.

Стратегический подход к анализу отклонений базируется на убеждении, что оценка результатов деятельности организации, в частности, выполнения бюджета, должна осуществляться с учетом стратегии, которой следует организация. Данный подход не предлагает какую-либо вычислительную технологию контроля. Он устанавливает отправную точку процедуры контроля бюджета. Другими словами, проанализировав стратегию организации, финансовый менеджер выбирает соответствующую этой стратегии вычислительную процедуру контроля.

Стратегия организации может рассматриваться  в двух измерениях:

  • ориентиры стратегической направленности (расширение, поддержание достигнутого уровня и использование достижений),
  • стратегическое позиционирование поддержания конкурентных преимуществ (низкие затраты и дифференциация товара).

Система контроля выполнения бюджета  является критическим по важности элементом для организации, который ориентируется на стратегию использования достижений (частично, поддержания достигнутого уровня) при стратегическом позиционировании конкурентных преимуществ в направлении лидерства по издержкам. В такой ситуации организация вынуждена “считать каждый рубль” своих издержек и поступлений, детально выясняя причину отклонения от ранее спланированных сценариев. Отражением этого стремления является метод контроля бюджета, сфокусированный на управленческие решения (второй подход в рамках используемой классификации).

С другой стороны, организации, ориентированной  на расширение и, следовательно, диверсификацию товара, нет необходимости строить  детализированную систему контроля затрат, использующую факторный анализ. Здесь более полезным будет построение бюджета в рамках базовой технологии, но с агрегированными показателями, и проведение контроля выполнения бюджета по простейшей схеме анализа отклонений. Следует подчеркнуть перспективность использования в данном случае третьего подхода, который базируется на представлении параметров бизнеса с помощью интервалов неопределенности. Интервальный метод контроля бюджета достаточно прост, поскольку работает в рамках следующей схемы: если результирующий параметр попал в интервал, то это “хорошо”, если нет – бюджет считается не выполненным. При этом не следует бояться сложностей, связанных с имитационным моделированием бюджета.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Сметное планирование и анализ исполнения смет