Сметное планирование и анализ исполнения смет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

Содержание

Глава 1. Бюджетирование как система планирования деятельности организации
1.1 Цели и задачи бюджетирования
1.2 Процесс бюджетирования
1.3 Состав операционных бюджетов
1.4 Состав финансовых бюджетов
Глава 2. Технология составления и контроля бюджетов организации
2.1 Исходные данные для составления бюджетов
2.2 Составление операционных бюджетов организации
2.3 Составление финансовых бюджетов
2.4 Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений

Работа содержит 1 файл

нализ.docx

— 133.86 Кб (Скачать)
  • прогнозный отчет о прибылях и убытках;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс.

Составив описанные выше предварительные  бюджеты, можно приступать к формированию основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках организации.

Прогнозный отчет о  прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль при расчете оттока денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованных товаров и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Наиболее ответственным этапом здесь является оценка себестоимости. Для того, чтобы сделать процесс  оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен. Вся совокупность потребляемых организацией ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения организацией новых видов товаров. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент cik, который определяет потребление i-го ресурса k-ым продуктом. Помимо этого оценивается стоимость каждого i-го ресурса - pi. Модель оценки себестоимости наглядно можно представить в таблицах 3.2 и 3.3.

 

Таблица 3.2

Модель оценки себестоимости в  виде расходных коэффициентов

 

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

. . .

Продукт N

Ресурс 1

C11

C12

C13

 

C1N

Ресурс 2

C21

C22

C23

 

C2N

. . .

         

Ресурс M

CM1

CM2

CM3

 

CMN


 

Таблица 3.3

Модель оценки себестоимости в  виде цен ресурсов

 

Ресурс 1

Ресурс 2

Ресурс 3

. . .

Ресурс М

Цена ресурса

p1

p2

p3

 

pN


 

С помощью представленных данных расчет себестоимости производится следующим образом:

 

. (3.2)

 

Плановый отчет о прибылях и  убытках содержит в сжатой форме  прогноз всех прибыльных операций организации и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние отдельных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль слишком мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходим дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом, одним из самых  важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами организации).

Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

В бюджете денежных средств отражаются данные по бюджету продаж, различным  бюджетам производственных и текущих  расходов, а также по бюджету капитальных  затрат. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии организации на конец прогнозируемого периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть  отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности организации). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Он служит средством контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период, и если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств организации и его собственного капитала.

 

Глава 2. Технология составления и контроля бюджетов организации

2.1 Исходные данные для составления бюджетов

 

Технология составления бюджета  организации демонстрируется ниже на основе примера, который описывает  соотношения между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.

В качестве упрощающих факторов принята  следующая система допущений:

  • бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы,
  • организация производит и продает один вид продукта,
  • организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость,
  • все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями),
  • налог на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогам работы организации за год, а затем равномерно делится на четыре части.

Отметим, что такие упрощения  не носят принципиальный характер, а служат исключительно целям  обеспечения простоты и наглядности  технологии бюджетирования.

Итак, пусть в условной организации  начата подготовка краткосрочного финансового  плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах продаж. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером организации.

В качестве первого  блока исходных данных используется прогноз объемов продаж и цен (Таблица 3.4).

 

Таблица 3.4

Прогнозные данные для расчета  краткосрочного финансового плана

Прогноз сбыта и цен

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

1. Ожидаемый объем продаж, шт.

10 000

30 000

40 000

20 000

2. Ожидаемая цена единицы товара, руб.

20,00

20,00

20,00

20,00


 

Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема продаж, оставшиеся 30% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый остаток запасов готового товара на конец планового периода (квартала) составляет 20% от объема продаж будущего периода. Запасы готового товара на конец года планируются в объеме 3 000 единиц товара.

Требуемое количество материала на единицу товара составляет 5 кг, причем цена одного килограммы сырья оценивается на уровне 60 коп. Остаток сырья на конец каждого квартала планируется в объеме 10% от потребности будущего периода. Оценка необходимого запаса материала на конец года составляет 7 500 кг. Оплата поставщику за сырье производится на следующих условиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном квартале, составляет 50% от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырья поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем квартале. Оплата прямого труда производится на следующих условиях: затраты труда основного персонала на единицу товара составляют 0,8 часа. Стоимость одного часа вместе с начислениями составляет 7,5 руб.

Накладные затраты представлены переменной и постоянной частями в отдельности. Планирование переменных затрат производится исходя из норматива 2 руб. на 1 час работы основного персонала. Постоянные накладные затраты оценены на уровне 60 600 руб. за квартал, причем из них на амортизацию приходится 15 000 руб.

Величина затрат на реализацию и  управление также планируется в  виде двух частей – переменной и  постоянной. Норматив переменной части  составляет 1,80 руб. на единицу проданного товара. Планируемые объемы постоянных административных и управленческих затрат приведены ниже (Таблица 3.5).

 

Таблица 3.5

Планируемые объемы постоянных затрат, руб.

Показатель

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

1. Расходы на рекламу

40 000

40 000

40 000

40 000

2. Заработная плата управляющих

35 000

35 000

35 000

35 000

3. Страховка

-

1 900

37 750

-

4. Налог на недвижимость

-

-

-

18 150


 

Организация планирует закупку  оборудования на сумму 30 000 руб. в первом квартале и 20 000 руб. – во втором квартале.

Планируемая к выплате сумма  дивидендов составляет 40 000 в год, равномерно распределенные по кварталам. Организация имеет возможность брать банковскую ссуду под 10% годовых. Причем выплата процентов производится одновременно с частичным погашением основной суммы долга при начислении процента только на погашаемую часть ссуды.

Дополнительно примем, что ставка налога на прибыль составляет 24%.

Состояние активов и пассивов организации  на начало планового периода представлено в виде таблицы 3.6.

На основании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов организации, которая включает:

  1. Бюджет продаж.
  2. План производства товаров (организация производит единственный продукт).
  3. Бюджет затрат на основные материалы.
  4. Бюджет затрат на оплату труда основного персонала.
  5. Бюджет накладных затрат.
  6. Бюджет себестоимости
  7. Бюджет административных и маркетинговых затрат.
  8. Плановый отчет о прибыли.
  9. Бюджет денежных средств.
  10. Плановый баланс.

В общем виде баланс организации (состояние  активов и пассивов) приведен в  таблице 3.6.

Информация о работе Сметное планирование и анализ исполнения смет