Сметное планирование и анализ исполнения смет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

Содержание

Глава 1. Бюджетирование как система планирования деятельности организации
1.1 Цели и задачи бюджетирования
1.2 Процесс бюджетирования
1.3 Состав операционных бюджетов
1.4 Состав финансовых бюджетов
Глава 2. Технология составления и контроля бюджетов организации
2.1 Исходные данные для составления бюджетов
2.2 Составление операционных бюджетов организации
2.3 Составление финансовых бюджетов
2.4 Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений

Работа содержит 1 файл

нализ.docx

— 133.86 Кб (Скачать)

 

Для упрощения расчета, величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыре равные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Кроме того, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в таблице 3.15 одной строкой затрат на покупку оборудования. Как видно из анализа данных таблицы, полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию.

Технологически, в таблицу бюджета  вводится дополнительный блок – “финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. В таблице 3.16 приведен бюджет денежных средств, предусматривающий дополнительное финансирование. Работа финансового менеджера по обоснованию суммы кредитования предусматривает подбор данных в блоке “финансирование” так, чтобы реализовать принцип разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 30 000 руб.

Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли, поскольку сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств. Такой подбор “вручную” сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством. В таблицах 3.16 и 3.17 приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.

 

Таблица 3.16

Плановый отчет  о прибыли - окончательный вариант, руб.

Показатель

Сумма, руб.

Выручка от реализации товаров

2 000 000

Себестоимость реализованных товаров

1 300 000

Валовая прибыль

700 000

Общие и маркетинговые затраты

537 800

Прибыль до процентов и налога на прибыль

162 200

Проценты за кредит

12 250

Прибыль до выплаты налогов

149 950

Налог на прибыль

35 988

Чистая прибыль

113 962


 

Таблица 3.17

Окончательный вариант  бюджета денежных средств, руб.

Показатель

Квартал 1

Квартал 2

Квартал

3

Квартал 4

За год

1. Денежные средства на начало  периода

42 500

38 268

36 536

45 304

42 500

2. Поступление денежных средств 

2.1. от потребителей

230 000

480 000

740 000

520 000

1 970000

2.2. денежные средства в распоряжении

272 500

518 268

776 536

565 304

2 012500

3. Расходование денежных средств

3.1. на основные материалы

49 500

72 300

100 050

79 350

301 200

3.2. на оплату труда основного  персонала

84 000

192 000

216 000

114 000

606 000

3.3. производственные накладные затраты

68 000

96 800

103 200

76 000

344 000

3.4. затраты на сбыт и управление

93 000

130 900

184 750

129 150

537 800

3.5. налог на прибыль

9 732

9 732

9 732

9 732

38 928

3.6. покупка оборудования

30 000

20 000

0

0

50 000

3.7. дивиденды

10 000

10 000

10 000

10 000

40 000

4. Всего денежных выплат

344 232

531 732

623 732

418 232

1 917928

5. Избыток (дефицит) денег

(71 732)

(13 464)

152 804

147 072

94 572

6. Финансирование: 

6.1. получение ссуды

110 000

50 000

   

160 000

6.2. погашение ссуды

   

(100 000)

(60 000)

(160 000)

6.3. выплата процентов

   

(7 500)

(4 750)

(12 250)

7. Итого денежный поток

110 000

50 000

(107 500)

(64 750)

(12 250)

8. Денежные средства на конец  периода

38 268

36 536

45 304

82 322

82 322


 

Завершает систему бюджетов плановый баланс организации. Он представляет собой описание состояния активов и пассивов организации на конец планового периода (Таблица 3.18).

 

Таблица 3.18

Баланс организации  на начало и конец планового периода, руб.

Активы:

1 января 

31 декабря 

Оборотные активы:

Денежные средства

42 500

82 322

Счета дебиторов

90 000

120 000

Запасы сырья

4 200

4 500

Запасы готового товара

26 000

39 000

Всего оборотные активы

162 700

245 822

Основные средства

Земля

80 000

80 000

Сооружения и оборудование

700 000

750 000

Накопленная амортизация

(292 000)

(352 000)

Сооружения и оборудования нетто

408 000

478 000

Итого активы

650 700

726 762

Обязательства:

Текущие обязательства

-

-

Счета к оплате

25 800

27 900

Банковский кредит

-

-

Акционерный капитал:

Обыкновенные акции без номинала

175 000

175 000

Нераспределенная прибыль

449 900

523 862

Всего акционерный капитал

624 900

698 862

Итого обязательства и капитал

650 700

726 762

Проверка баланса

OK

OK


 

Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется  в виде итогового значения бюджета  денежных средств. Дебиторская задолженность определяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую организация планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья из таблицы 3.9 в размере 7 500 кг. по цене сырья 0,60 руб., что составляет 4 500 руб. Запасы готовых товаров определяются как произведение остатков готового товара на конец года (Таблица 3.6) на себестоимость готового товара: 3 000 х 13 = 39 000 руб. Статья “Сооружения и оборудование” рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 15 000 руб. в квартал, т.е. 60 000 руб. в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода.

Величина кредиторской задолженности  получается в виде 50% от стоимости закупок четвертого квартала, которая рассчитана в бюджете (Таблица 3.10). Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:

 

Нераспределенная

прибыль на начало года

+

Чистая прибыль

за  год

Выплаченные

дивиденды

 (3.3)


 

449 900 + 113 962 - 40 000 руб.

 

Отметим, что сумма активов и  пассивов баланса совпадает, что  является подтверждением правильности расчета. Отметим также тот факт, что в рассматриваемом случае организация планирует закончить год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Организация может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье “банковский кредит” появится некоторое значение, которое “не разбалансирует” баланс.

2.4 Контроль выполнения  бюджета организации и анализ  отклонений

 

Бюджетирование не эффективно без  обратной связи. Любая система является жизнеспособной, если имеет в своем  составе элементы обратной связи, которые предусматривают анализ того, что сделала система, и текущую корректировку ее поведения по мере поступления сигналов о ее состоянии.

Обратная связь в бюджетировании включается по результатам контроля выполнения бюджета. Система контроля выполнения бюджета в организации является своеобразным мониторингом ее финансового состояния.

Рассмотрим несколько подходов к реализации системы контроля бюджета  организации:

простой анализ отклонений, ориентированный  на корректировку последующих планов;

анализ отклонений, ориентированный  на последующие управленческие решения;

анализ отклонений в условиях неопределенности;

стратегический подход к анализу  отклонений.

Простой анализ отклонений сводится к тому, что система контролирует состояние выполнения бюджета путем сопоставления бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся.

В связи с этим важным представляется вопрос о существенности затрат. При этом в качестве критерия для определения важности затрат следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например, величину суммарного денежного потока. Имея соответствующую компьютерную программу, финансовый менеджер рассчитывает последствия конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину суммарного денежного потока. На основании отклонения фактического суммарного денежного потока от планового значения делается вывод о необходимости производить корректировку плана следующего периода.

Возвратимся к рассмотренному ранее  примеру. Прошли два периода запланированного года. Результаты контроля бюджета  представлены в таблице 3.19.

 

Таблица 3.19

Результаты контроля бюджета в рамках простого анализа  отклонений

Показатель

Квартал 1

Квартал 2

план

факт

план

факт

1. Исходные показатели для анализа

1.1. Объем продаж, шт.

10 000

9 600

30 000

24 560

1.2. Средняя цена единицы товара, руб.

20,00

19,85

20,00

19,25

1.3. Поступление денег от потребителей, руб.

230 000

223 392

480 000

388 114

1.4. Средняя цена 1 кг сырья, руб.

0,60

0,61

0,60

0,63

1.5. Постоянные накладные затраты, руб.

60 600

60 600

60 600

64 460

1.6. Переменные накладные затраты,  руб.

2,00

2,00

2,00

2,08

2. Показатели для принятия решения

2.2. Объем продаж, руб.

200 000

190 560

600 000

472 780

2.3. Итоговый денежный поток, руб.

84 840

84 120

84 840

27 217

Информация о работе Сметное планирование и анализ исполнения смет