Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:20, контрольная работа
Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.
Глава 1. Бюджетирование как система планирования деятельности организации
1.1 Цели и задачи бюджетирования
1.2 Процесс бюджетирования
1.3 Состав операционных бюджетов
1.4 Состав финансовых бюджетов
Глава 2. Технология составления и контроля бюджетов организации
2.1 Исходные данные для составления бюджетов
2.2 Составление операционных бюджетов организации
2.3 Составление финансовых бюджетов
2.4 Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений
Для упрощения расчета, величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыре равные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Кроме того, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в таблице 3.15 одной строкой затрат на покупку оборудования. Как видно из анализа данных таблицы, полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию.
Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – “финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. В таблице 3.16 приведен бюджет денежных средств, предусматривающий дополнительное финансирование. Работа финансового менеджера по обоснованию суммы кредитования предусматривает подбор данных в блоке “финансирование” так, чтобы реализовать принцип разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 30 000 руб.
Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли, поскольку сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств. Такой подбор “вручную” сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством. В таблицах 3.16 и 3.17 приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.
Таблица 3.16
Плановый отчет о прибыли - окончательный вариант, руб.
Показатель |
Сумма, руб. |
Выручка от реализации товаров |
2 000 000 |
Себестоимость реализованных товаров |
1 300 000 |
Валовая прибыль |
700 000 |
Общие и маркетинговые затраты |
537 800 |
Прибыль до процентов и налога на прибыль |
162 200 |
Проценты за кредит |
12 250 |
Прибыль до выплаты налогов |
149 950 |
Налог на прибыль |
35 988 |
Чистая прибыль |
113 962 |
Таблица 3.17
Окончательный вариант бюджета денежных средств, руб.
Показатель |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
За год |
1. Денежные средства на начало периода |
42 500 |
38 268 |
36 536 |
45 304 |
42 500 |
2. Поступление денежных средств | |||||
2.1. от потребителей |
230 000 |
480 000 |
740 000 |
520 000 |
1 970000 |
2.2. денежные средства в |
272 500 |
518 268 |
776 536 |
565 304 |
2 012500 |
3. Расходование денежных средств | |||||
3.1. на основные материалы |
49 500 |
72 300 |
100 050 |
79 350 |
301 200 |
3.2. на оплату труда основного персонала |
84 000 |
192 000 |
216 000 |
114 000 |
606 000 |
3.3. производственные накладные |
68 000 |
96 800 |
103 200 |
76 000 |
344 000 |
3.4. затраты на сбыт и управление |
93 000 |
130 900 |
184 750 |
129 150 |
537 800 |
3.5. налог на прибыль |
9 732 |
9 732 |
9 732 |
9 732 |
38 928 |
3.6. покупка оборудования |
30 000 |
20 000 |
0 |
0 |
50 000 |
3.7. дивиденды |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
40 000 |
4. Всего денежных выплат |
344 232 |
531 732 |
623 732 |
418 232 |
1 917928 |
5. Избыток (дефицит) денег |
(71 732) |
(13 464) |
152 804 |
147 072 |
94 572 |
6. Финансирование: | |||||
6.1. получение ссуды |
110 000 |
50 000 |
160 000 | ||
6.2. погашение ссуды |
(100 000) |
(60 000) |
(160 000) | ||
6.3. выплата процентов |
(7 500) |
(4 750) |
(12 250) | ||
7. Итого денежный поток |
110 000 |
50 000 |
(107 500) |
(64 750) |
(12 250) |
8. Денежные средства на конец периода |
38 268 |
36 536 |
45 304 |
82 322 |
82 322 |
Завершает систему бюджетов плановый баланс организации. Он представляет собой описание состояния активов и пассивов организации на конец планового периода (Таблица 3.18).
Таблица 3.18
Баланс организации на начало и конец планового периода, руб.
Активы: |
1 января |
31 декабря |
Оборотные активы: | ||
Денежные средства |
42 500 |
82 322 |
Счета дебиторов |
90 000 |
120 000 |
Запасы сырья |
4 200 |
4 500 |
Запасы готового товара |
26 000 |
39 000 |
Всего оборотные активы |
162 700 |
245 822 |
Основные средства | ||
Земля |
80 000 |
80 000 |
Сооружения и оборудование |
700 000 |
750 000 |
Накопленная амортизация |
(292 000) |
(352 000) |
Сооружения и оборудования нетто |
408 000 |
478 000 |
Итого активы |
650 700 |
726 762 |
Обязательства: | ||
Текущие обязательства |
- |
- |
Счета к оплате |
25 800 |
27 900 |
Банковский кредит |
- |
- |
Акционерный капитал: | ||
Обыкновенные акции без |
175 000 |
175 000 |
Нераспределенная прибыль |
449 900 |
523 862 |
Всего акционерный капитал |
624 900 |
698 862 |
Итого обязательства и капитал |
650 700 |
726 762 |
Проверка баланса |
OK |
OK |
Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового значения бюджета денежных средств. Дебиторская задолженность определяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую организация планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья из таблицы 3.9 в размере 7 500 кг. по цене сырья 0,60 руб., что составляет 4 500 руб. Запасы готовых товаров определяются как произведение остатков готового товара на конец года (Таблица 3.6) на себестоимость готового товара: 3 000 х 13 = 39 000 руб. Статья “Сооружения и оборудование” рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 15 000 руб. в квартал, т.е. 60 000 руб. в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода.
Величина кредиторской задолженности получается в виде 50% от стоимости закупок четвертого квартала, которая рассчитана в бюджете (Таблица 3.10). Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:
Нераспределенная прибыль на начало года |
+ |
Чистая прибыль за год |
– |
Выплаченные дивиденды |
(3.3) |
449 900 + 113 962 - 40 000 руб.
Отметим, что сумма активов и пассивов баланса совпадает, что является подтверждением правильности расчета. Отметим также тот факт, что в рассматриваемом случае организация планирует закончить год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Организация может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье “банковский кредит” появится некоторое значение, которое “не разбалансирует” баланс.
Бюджетирование не эффективно без обратной связи. Любая система является жизнеспособной, если имеет в своем составе элементы обратной связи, которые предусматривают анализ того, что сделала система, и текущую корректировку ее поведения по мере поступления сигналов о ее состоянии.
Обратная связь в
Рассмотрим несколько подходов к реализации системы контроля бюджета организации:
простой анализ отклонений, ориентированный на корректировку последующих планов;
анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения;
анализ отклонений в условиях неопределенности;
стратегический подход к анализу отклонений.
Простой анализ отклонений сводится к тому, что система контролирует состояние выполнения бюджета путем сопоставления бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся.
В связи с этим важным представляется вопрос о существенности затрат. При этом в качестве критерия для определения важности затрат следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например, величину суммарного денежного потока. Имея соответствующую компьютерную программу, финансовый менеджер рассчитывает последствия конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину суммарного денежного потока. На основании отклонения фактического суммарного денежного потока от планового значения делается вывод о необходимости производить корректировку плана следующего периода.
Возвратимся к рассмотренному ранее примеру. Прошли два периода запланированного года. Результаты контроля бюджета представлены в таблице 3.19.
Таблица 3.19
Результаты контроля бюджета в рамках простого анализа отклонений
Показатель |
Квартал 1 |
Квартал 2 | ||
план |
факт |
план |
факт | |
1. Исходные показатели для | ||||
1.1. Объем продаж, шт. |
10 000 |
9 600 |
30 000 |
24 560 |
1.2. Средняя цена единицы товара, руб. |
20,00 |
19,85 |
20,00 |
19,25 |
1.3. Поступление денег от |
230 000 |
223 392 |
480 000 |
388 114 |
1.4. Средняя цена 1 кг сырья, руб. |
0,60 |
0,61 |
0,60 |
0,63 |
1.5. Постоянные накладные затраты, руб. |
60 600 |
60 600 |
60 600 |
64 460 |
1.6. Переменные накладные затраты, руб. |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,08 |
2. Показатели для принятия | ||||
2.2. Объем продаж, руб. |
200 000 |
190 560 |
600 000 |
472 780 |
2.3. Итоговый денежный поток, руб. |
84 840 |
84 120 |
84 840 |
27 217 |
Информация о работе Сметное планирование и анализ исполнения смет