Смешанная экономика в Казахстане 2005

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ смешанной экономики в Казахстане. Необходимо сделать выводы о формировании смешанной экономики в Республике Казахстан.



Задачи, поставленные в курсовой работе:
Экономико-правововое содержание смешанной экономики в условиях рынка.
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан.
Проблемы обеспечения экономического роста
Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана
Экономический рост как основа экономической стратегии Казахстана

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. . . 2

Глава 1.Экономико-правовое содержание смешанной экономики в условиях рынка………………………….. ………………………………………….. . . ……………….. . 3

1.1 Сущность смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . ………………….. . . 3

1.2 Типы смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . …… . . . . . . . . . . . . . . . . ………..……… . . 5

Глава 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан …………...…….10

2.1 Экономическая политика Казахстана……………………………………………………..10

2.2 Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы «Казахстан – 2030»………………………………………………………………………….….12

2.3 Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана…………………………………………………...………………………………….17

2.4 Экономический рост как основа экономической стратегии Казахстана……………...20

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. . . . . . . .24

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….... . . . . . . . . . . 26

Работа содержит 1 файл

Смешанная экономика в Казахстане.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Будет внедрена методика оценки и мониторинга  инвестиционных проектов, финансируемых  за счет бюджетных средств, усилены требования к их подготовке.  

Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной  политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны  с темпами роста экономики.  

В целях  снижения зависимости экономики  от сырьевого сектора и сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального фонда. 

При определении  объемов бюджетных средств на планируемый период будут учитываться  степень достижения установленных индикаторов и эффективность исполнения бюджетных программ. 

Внимание  будет уделено также совершенствованию  межбюджетных отношений.  

Основными положениями проекта новой системы  межбюджетных отношений в среднесрочном  периоде станет определение показателей, позволяющих рассчитать объективные потребности регионов в финансировании с учетом предоставления равнозначного объема и качества услуг по всей стране. 

Фискальной  политикой предусмотрено эффективное  применение налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности экономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задач социально-экономического развития. 

Правительство продолжит работу по совершенствованию  налогового администрирования. 

Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.  

Поэтапно  будет решаться задача перераспределения  налогового бремени с доходов  юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения  всеобщего декларирования доходов  и расходов населения.  

Проводимая  в целом взвешенная фискальная политика направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления  государственной политики.  

В сфере  государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств.  

В области  денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора.  

Денежно-кредитная  политика сориентирована на решение  таких задач, как повышение эффективности  мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого  уровня инфляции, обеспечение валютного  регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом. 

Продолжится работа по дальнейшему усилению влияния  принимаемых мер на состояние  денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При этом основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.  

В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.  

С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

  • В 2006 году сохранились достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. ВВП в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 9,4%,  а кумулятивный экономический рост, произошедший после финансового кризиса 1998 года, составил 63,9%.
  • В 2006 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах экономики. Рост объемов промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 7%. 
  • Существенный вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2006 год объем строительных работ увеличился по сравнению с 2005  годом в 1,2 раза. Услуги транспорта возросли на 5%, услуги связи – на 20,4%.
  • Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2006 году относительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.
  • Уровень инфляции в среднем за 2006 год сложился на уровне 8,6%, что на 1,0% превысло среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) – верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9-8,5%  в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007- 2009 годы.
  • Кредитный рынок в 2006 году оставался одним из самых динамично  развивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге. Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Они выросли более чем в 2 раза до 3448,9 млрд. тенге, удельный вес долгосрочных  кредитов повысился с 66,5% до 72,8%. Активы Национального фонда на конец 2006 года составили более 14,1 млрд. долл. США, увеличились с начала 2006 года на 74,5%.
  • Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным снижением уровня безработицы за счет роста числа трудоустроенных граждан на вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения, обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек, что на 2% больше, чем в 2005 году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в 2005 году- 8,1%). Реальные денежные доходы населения в 2006 году  по сравнению к 2005 году выросли на 10,8%, реальная заработная плата – на 10,6%.
  • Улучшение субиндекса Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом по макроэкономическим параметрам в системе показателей по глобальному индексу  конкурентоспособности, а именно перемещение с 26 на 10 место. (см. Таблица 2, 3,4,5)
 
 

       Казахстанский рынок должен опираться с одной  стороны, на смешанную экономику  с ее сильной государственной  распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны – на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты подходящих нам экономических моделей.    Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором. Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической. Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

   
  1. Данные  Агентства РК по статистике, http://www.kazstat.asdc.kz/
  2. Аубакиров Я.Н. Экономические проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.
  3. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА - М, 2005.
  4. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2003.
  5. Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. – 2002.
  6. Жанкина Д.К. Иностранные инвестиции в РК: плюсы и минусы.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.
  7. Мамыров Н. К. , Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Учеб. Пособие. - Алматы: Экономика, 1998. - с. 248.
  8. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
  9. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. доп.- М.: Издательство "БЕК", 1997
  10. Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. И доп. / Под общ. Ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 672 с.
  11. Смешанное общество: мировой опыт и Казахстан. Алматы:Институт экономики МН-АН РК, 1998
  12. Национальная экономика: Учебник/ под общ. ред. А.В. Сидоровича, А.А. Абишева. Алматы: Экономика,2009. – 536 с.
  13. Аубакиров Я.Н. Экономические проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.
 
   
  1. Гамарник  Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. - 2002.
 
   
  1. Казахстан 1991-2006 годы. Информационно-аналитический  сборник под ред. А.А. Смаилова, Астана, 2007 г.
 
   
  1. Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. - Алматы.-2001.
 
   
  1. Камаев  В. Д. Учебник по основам экономической  теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС», 2001. -384с.
 
   
  1. Камшибаев Р.А. Экономическая безопасность Казахстана: стратегия, система факторов.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.- Алматы.-2001.- с.102.
 
   
  1. Кулекеев  Ж.А.Республика Казахстан: этапы реформ на пути долгосрочного роста.- //Казахстан  на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. - Алматы.-2001.- с.3.
 
   
  1. Мамыров Н.К., Саханова А.Н. и др. Государство, предпринимательство и общество. Кн.1.2.3.: Учебник.- Алматы.- 2002.
 
   
  1. Мауленова С-Ж с. Условия и факторы экономического развития Казахстана. - //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. - Алматы.-2001.-с.180.
 
   
  1. Медуханова  Л.А. Глобализация экономики: сущность и основные черты. //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.46.
 
   
  1. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда, 11 октября, 1997.
 
   
  1. Нугманова А.Ш. Развитие ипотечного кредитования в РК. //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. / Материалы международной научно-практической конференции/ Ч.7-Алматы.-2005.- с.89.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Таблица 1. Макроэкономические параметры развития Казахстана, 2002-2006 гг. Агентство Республики Казахстан  по статистике

   
  2002  2003  2004  2005 2006 
 ВВП,  млрд долларов США  22,152  24,637  30,832 40,754  56,088
Индекс  физического объема, в процентах  к предыдущему году   113,5  109,8  109,2  109,4  109,4 
ВВП на душу населения, в долларах США   1491,3  1658,5  2045,4  2703,6  3703,0 
Инфляция  8,4  5,9  6,4  6,9  7,9
Биржевой  обменный курс KZT/USD  153,49  149,45  135,92  125,54  122,88 
 
 

Диаграмма 1. Динамика ВВП в Казахстане, 1990-2005 гг. Агентство Республики Казахстан  по статистике

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Показатели Казахстана по общим требованиям к конкурентоспособности страны 

  Индекс 2007 г. (по 7-балльной шкале Индекс 2006 г. (по 7-балльной шкале Место в 2007 г. Место в 2006 г.
Общий балл 4,4 4,6 66 51
Институты 3,67 3,6 80 75
Инфраструктура 3,22 3,3 71 68
         
  Индекс 2007 г. (по 7-балльной шкале Индекс 2006 г. (по 7-балльной шкале Место в 2007 г. Место в 2006 г.
Макроэкономическая стабильность 5,63 5,6 25 10
Здравоохранение и общеобразовательная система 5,09 6,1 94 86

Информация о работе Смешанная экономика в Казахстане 2005