Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа
Целью этой работы является анализ смешанной экономики в Казахстане. Необходимо сделать выводы о формировании смешанной экономики в Республике Казахстан.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
Экономико-правововое содержание смешанной экономики в условиях рынка.
Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан.
Проблемы обеспечения экономического роста
Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана
Экономический рост как основа экономической стратегии Казахстана
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. . . 2
Глава 1.Экономико-правовое содержание смешанной экономики в условиях рынка………………………….. ………………………………………….. . . ……………….. . 3
1.1 Сущность смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . ………………….. . . 3
1.2 Типы смешанной экономики. . . . . . . . . . . . . …… . . . . . . . . . . . . . . . . ………..……… . . 5
Глава 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан …………...…….10
2.1 Экономическая политика Казахстана……………………………………………………..10
2.2 Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы «Казахстан – 2030»………………………………………………………………………….….12
2.3 Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана…………………………………………………...………………………………….17
2.4 Экономический рост как основа экономической стратегии Казахстана……………...20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. . . . . . . .24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………….... . . . . . . . . . . 26
Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.
Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем:
Германская модель, характеризуется следующими чертами:
-
индивидуальная свобода как
-
социальное равенство - рыночное
распределение доходов
-
стимулирование
-
проведение структурной
-
защита и поощрение
ГЛАВА 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан
2.1. Экономическая политика в Казахстане
Системные
экономические преобразования в
Казахстане за годы независимости можно
объединить в несколько этапов.
Первый
этап охватывает период с 1992г. по ноябрь
1993г., - начало коренной трансформации
экономических отношений в
Второй
этап рыночных преобразований в стране
начался с введения в ноябре 1993г. национальной
валюты и формирования собственной макроэкономической
политики. Он характеризовался созданием
нормативно-правовой базы, регулировавшей
отношения в области налогообложения,
бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической
деятельности, в том числе привлечения
иностранного капитала и таможенного
дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры.
В результате проведения достаточно жесткой
антиинфляционной политики удалось добиться
первых существенных результатов по финансовой
стабилизации, довести индекс потребительских
цен (к декабрю предыдущего года) до 1258%
в 1994г., 160,3% - в 1995г. и 128,7% - в 1996г., относительно
укрепить валютный курс тенге, уменьшить
дефицит бюджета, стабилизировать и несколько
оживить производство в ряде экспортно-ориентированных
отраслей промышленности.
Главным
результатом второго этапа
Было
осуществлено сокращение форм государственной
регламентации хозяйственной
Изменилась
общая экономическая среда, начали
создаваться условия для
За короткий
срок в экономике республики сформировалась
основа рыночной инфраструктуры, включающая
сеть банков, инвестиционных и страховых
компаний, бирж, аудиторских фирм и
других объектов, призванных обслуживать
хозяйствующие субъекты, помогать им в
сбыте произведенной продукции, повышении
надежности функционирования и уменьшении
коммерческих рисков. Расширялось и совершенствовалось
законодательство, регулирующее отношения
на рынках труда, капитала и товаров. Развитие
торговли, финансово-кредитных и других
институтов рыночной экономики обусловило
соответствующие сдвиги в структуре производства
валового внутреннего продукта (ВВП) страны,
где последовательно рос удельный вес
стоимости услуг.
Трансформация
экономической системы
Успехом
завершились предпринятые государством
меры по достижению финансовой стабилизации,
что нашло отражение в снижении
темпов инфляции и процентных ставок
финансового рынка (в течение 1995г.
ставка рефинансирования Национального
банка снизилась в 3 раза, составив
к концу года 52,5%), динамично увеличивались
золотовалютные резервы государства,
продемонстрировал относительную устойчивость
курс национальной валюты. Положительные
тенденции развития экономики нашли отражение
в показателях сальдо внешнеторгового
оборота и дефицита государственного
бюджета, финансирование которого стало
осуществляться не инфляционными методами.
Наметились тенденции стабилизации производства
в ряде отраслей промышленности.
Второй
этап реформирования экономики, ввиду
осуществленных коренных институциональных
преобразований, заложил основу для стабилизации
и формирования положительных тенденций
в развитии социально-экономических процессов
национальной экономики.
Третий
этап экономических преобразований
(1998-2003гг.) характеризуется относительной
стабильностью положительной динамики
основных макроэкономических показателей
(увеличение ВВП, объемов промышленного
производства, инвестиций). В то же время
мировой и российский финансовый кризис
1998-1999гг. оказал негативное влияние на
поступательное развитие экономики Казахстана.
Вследствие неблагоприятной конъюнктуры
мировых цен на экспортируемые республикой
товары, а также сокращения внешнего спроса
на казахстанскую продукцию в 1999г. было
отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г.
национальная валюта подверглась существенной
девальвации. Со всей очевидностью проявилась
зависимость экономики республики от
колебаний цен на мировых товарно-сырьевых
рынках и экономической ситуации в других
государствах. Актуализировались проблемы
развития обрабатывающей промышленности,
поддержки отечественных товаропроизводителей
и малого бизнеса, углубления структурных
реформ экономики, направленных на преодоление
сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.
Решение
данных проблем нашло свое выражение
в существенном углублении институциональных
преобразований на третьем этапе реформ.
Значительно расширилась нормативно-правовая
база экономических процессов, был принят
ряд программных документов, способствующих
развитию наиболее значимых сфер экономики,
предприняты меры по приближению хозяйственной
среды к стандартам развитого рынка. В
Республике Казахстан, одной из первых
среди республик бывшего СССР, стали осуществляться
структурные преобразования отдельных,
наиболее значимых, прежде всего в социальном
плане, сфер экономики:
- создание
принципиально новой
- переход
на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального
хозяйства с полной оплатой потребителями
стоимости услуг, наряду с совершенствованием
системы государственной поддержки малообеспеченных
граждан;
- внедрение
рыночных механизмов в
совершенствование
процессов приватизации и управления
государственной
- принятие
комплекса мер по поддержке
отечественных
- углубление
реформ в финансовой сфере,
направленное на дальнейшее
- решение
о формировании Национального
фонда Республики Казахстан,
- создание
Банка развития с целью
- принятие
нового Налогового кодекса,