Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Написание курсовой работы на тему: «Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы», является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как в период кризиса увеличился рост безработицы.
Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного. Известно, что была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения. Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты скрытой безработицы в России. 5
1.1.Сущность и особенности скрытой безработицы. 5
1.2.Динамика скрытой безработицы в России 12
1.3.Преспективы безработицы 18
2 Пути государственного регулирования скрытой безработицы в России. 22
Заключение 29
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc.docx

— 58.42 Кб (Скачать)

     Согласно  Положению о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы  в связи с вынужденным временным  прекращением работы организаций, компенсационные  выплаты за счет средств Государственного фонда занятости применяются  как чрезвычайная краткосрочная  мера материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы  и не прервавших трудовых отношений  с работодателями.

     Финансовые  средства на компенсационные выплаты  выделяются организациям органами службы занятости на безвозвратной или  возвратной основе. Размер этих средств, условия (безвозвратная или возвратная основа) и период их предоставления устанавливаются органами службы занятости  исходя из наличия средств по соответствующей  статье расходов Фонда занятости, уровня безработицы в регионе, а также  финансового состояния организации. Эти средства не выделяются предприятиям, объявленным в установленном  порядке несостоятельными (банкротами), или по которым вынесено решение  о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом.

     Компенсации выплачиваются работникам, состоящим  в штате организации и не получающим пенсию по старости, включая и льготные пенсии. Продолжительность периода  выплаты компенсаций каждому  работнику определяется администрацией предприятия в зависимости от суммы выделенных из Фонда занятости  средств, но не должна превышать четырех  месяцев (подряд либо в сумме календарных  месяцев) в течение календарного года.

     Компенсационные выплаты не предоставляются работникам, занятым на сезонных и временных  работах, совместителям, а также  лицам, работающим у граждан по договорам.

     Компенсации выплачиваются в размере минимальной  оплаты труда, размер их может быть увеличен органами служба занятости  до трехкратной величины минимального размера оплаты труда при условии  участия работника в работах, организуемых исполнительными органами государственной власти данной территории или самой организацией.

     В Положении определен порядок  предоставления финансовых средств  для компенсационных выплат и  указано, что на основании принятого  решения соответствующий орган  службы занятости заключает с  администрацией предприятия договор, в котором предусматриваются  обязательства сторон и их права. Финансовые средства, выделенные на возвратной основе, возмещаются организацией службе занятости в соответствии с договором, но не позднее шести календарных  месяцев со дня получения последней  компенсации работниками организации.

     Окончательные взаимные расчеты между администрацией организации и органами службы занятости  производятся ко дню окончания срока  действия договора.

     Контроль  за соблюдением этих обязательств и  ответственность сторон определены в Положении.

     Во  многих странах последние 30 лет действует  система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые государство  применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. В эту систему входят социальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд.

     Первым  элементом такой системы является регулирование занятости. Государство  принимает следующие меры:

    • сокращает установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;
    • рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
    • досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
    • создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронических безработных и молодежи;
    • сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

     Другим  элементом системы социальных амортизаторов  служат биржи труда, созданные еще  в первой половине XIX века. Биржи труда-учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим сменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами труда, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают нанимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работ, предложенной биржей труда, влечет за собой лишение пособия по безработице.

     Также государство гарантирует безработным  бесплатное обучение новой профессии  и повышение квалификации, что  делается по направлению службы занятости.

     Становление рыночных отношений всегда затрагивает  одну из важнейших сфер экономики - занятость трудовых ресурсов. В дореформенный  период обеспечение занятости населения  основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений  по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке  направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись “тунеядцами”). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у  государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь  льготы.

     Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает  решение о том, работать ему или  нет. Государство не вправе заставить  его трудиться, что закреплено в  “Законе о занятости”.

     Стремление  обеспечить практически стопроцентную  занятость трудоспособного населения  в ущерб экономической эффективности  производства привело к тому, что  на многих предприятиях имел место  не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в  условиях командно-административной экономики  при формальном отсутствии безработицы  она фактически существовала в “скрытой”  форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность[6].

     Ограниченность  возможностей органов труда и  занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации  скрытой безработицы. Опрошенные сделали  особый упор на то, что это будет  крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.

     Хотелось  бы отметить, что в рамках Государственной  программы занятости населения  необходимо отработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением  массовой безработицы, постепенным  высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом  скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).

     Количество  официально зарегистрированных безработных  с начала октября прошлого года снизилось на 23,5 процентов и составляет 1,6 млн. человек. Такие данные привёл Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании с полпредами в федеральных округах. По прогнозам Минздравсоцразвития в России в этом году будет чуть более 2 миллиона официально зарегистрированных безработных, а, по мнению экспертов по рынку труда, этот показатель будет выше — до 3 миллионов.

     Что касается так называемых неофициальных  безработных, то есть тех, кто ищет работу различными способами, то их по методологии  Международной организации труда  в настоящее время насчитывается в стране свыше 1,5 млн. человек.

     Таким образом, проблема занятости, как подчеркнул Президент, становится главнейшей и  приоритетной задачей для государства. Как предотвратить в условиях кризиса дальнейший рост армии безработных? Разумеется, 43 млрд. рублей, выделенных государством на борьбу с безработицей, помогут властям в регионах решить многие проблемы, возникающие на рынке труда. Весь вопрос в том, рационально ли будут использованы выделенные из федерального бюджета субсидии? По словам Президента, эти деньги должны идти, прежде всего, на организацию общественных работ, временное трудоустройство граждан, на подготовку обучающих программ и отбор образовательных учреждений для осуществления профессиональной переподготовки тех, кто потерял в последнее время работу, на помощь гражданам в переезде на работу в другие населённые пункты и создание дополнительных рабочих мест[10].

   Это и есть тот комплекс первоочередных мер, которые следует срочно предпринять, чтобы вал безработицы не захлестнул страну.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Путь  выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства  и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения  к проводимым реформам. Между тем  государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

     Для кардинального решения проблем  безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности  федеральный закон. Нельзя сегодня  пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы в начале XXI века фигурировала катастрофически большая  величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости  населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

     Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных  необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

     В безработицу все в большей  мере втягиваются как мужчины, так  и женщины. А это означает, что  все больше становится детей и  подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

     Растет  число убыточных производств. Это  создает предпосылку “залпового”  выброса рабочей силы. К числу  “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.

     Проблема  существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже  принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и  нуждается в активной государственной  поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированы в основном на молодежь. Ведь именно нам, кому в  будущем придется взять на себя все  бразды правления государством, и  нужно будет решать уже на сегодняшний  день ставшие неотложными проблемы.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования  государственной статистики в области  занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования  рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в  организациях, развития на них процессов  подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и  оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости  населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем  безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием  вопросы эффективности использования  рабочей силы на предприятиях и в  организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и так далее. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение  отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Информация о работе Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы