Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Написание курсовой работы на тему: «Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы», является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как в период кризиса увеличился рост безработицы.
Десятки и даже сотни тысяч людей в нашей стране оказались в буквальном смысле выброшенными на улицу. Но только четвертая часть из них согласно официальным данным имеют статус безработного. Известно, что была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения. Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты скрытой безработицы в России. 5
1.1.Сущность и особенности скрытой безработицы. 5
1.2.Динамика скрытой безработицы в России 12
1.3.Преспективы безработицы 18
2 Пути государственного регулирования скрытой безработицы в России. 22
Заключение 29
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc.docx

— 58.42 Кб (Скачать)

   Таблица 4 – Излишки рабочей силы.

Годы Доля предприятий  с излишком рабочей силы, % Средний размер излишков рабочей силы
2008 37,5 6,7
2009 38 28
2010 49 37,2

   По  данным обследования Института проблем  занятости РАН, в марте—апреле 2010 г. на 50% предприятий, обладавших излишней рабочей силой, ее избыток не превышал 10% общей численности занятых, на 42% предприятий он составляя от 10 до 30%, на 6% предприятий — от 30 до 50%.

   Косвенным показателем динамики пятого показателя— численности разочарованных безработных — является сокращение уровня экономической активности населения. В России с октября 2008г. по март 2010г. численность экономически активного населения уменьшилась на 2 млн человек, а доля его за этот же период сократилась на 3,8% и в марте 2010 г. составила 62% (табл. 5).

   Таблица 5 - Динамика уровня экономической активности населения и уровня безработицы России, 2008—2010гг.

Показатели Октябрь 2008г. Март 2009г. Октябрь 2009г Март 2010г
Экономически  активное население, млн человек 70,3 68,1 69,5 70,5
Экономически  неактивное поселение, млн человек 36,4 41,7 40,5 39,8
Уровень экономической активности населений, % 65,9 62,0 63,2 66,1
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % 9,2 8,2 8,1 7,5

    Тенденция к сокращению экономически активного  населения может, по нашему мнению, объясняться именно вынужденным выбытием (выталкиванием) из его состава "разочарованных" безработных.

Из экономически активного населения выбывают и  те, у кого отсутствует достаточная мотивация к регистрации в качестве безработных и низкой вероятности найти работу. Среди них немало людей с ограниченной трудоспособностью, прежде работавших на специально оборудованных (инвалидных) предприятиях или в цехах, находившихся под патронажем государства.

   Прекращение государственной поддержки таких  предприятий привело к ликвидации сотен тысяч рабочих мест. В  результате немало работников выбыли из состава рабочей силы, не являясь ни занятыми, ни безработными. Другая группа населения, "склонная" к выбытию из состава экономически активного населения, — это работники, перешагнувшие 50-летний рубеж, и особенно люди предпенсионного возраста. Нередко, потеряв работу, пожилые граждане вынуждены уходить на досрочную пенсию, даже если желали бы получить оплачиваемую работу.

   Данные  проведенного нами в апреле 2010 г. обследования безработных, обращающихся в центры занятости, показали, что 93% изних не имели работы. Из оставшихся 48% обратились по поводу поиска другой работы, 23% — па поводу подработки (учащиеся и пенсионеры), 19% — за юридической консультацией, 10% — на предмет вторичной занятости. Однако дальнейший анализ показал, что за юридической консультацией в значительной мере обращались граждане, предприятия которых стоят перед угрозой банкротства или длительной остановки (машиностроение и химическая промышленность), а так же те, которым было объявлено о предстоящем сокращении. Причины поиска другой работы распределилисьпо степени убывания следующим образом: угроза закрытия предприятия, предстоящее увольнение, низкая заработная плата, невыплаты заработной платы. В подавляющем большинстве это были работники машиностроения и легкой промышленности.

   Обобщая все сказанное, можно сделать  вывод, что официальные данные о безработице создают ложное впечатление о реальной ситуации. Существующая практика "неупорядоченных трудовых отношений" не только не способствует эффективному использование труда и структурной перестройке, но, напротив, вызывает еще большее обострение ситуации, увеличивая масштабы и формы открытой безработицы.

1.3.Преспективы  безработицы

   Безработица будет в этом году одной из самых  сложных проблем в России, но медленное  восстановление рынка труда не должно служить оправданием для бездействия  в этой сфере, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

     «Проблема безработицы останется  в этом году самой сложной  проблемой, которая существует  в социальной сфере страны», - сказал Медведев на встрече  с главой Федерации независимых  профсоюзов России Михаилом Шмаковым.

   Самое ужасное, что в Россию пришла так  называемая «циклическая» безработица. Этот опасный вид возникает в  условиях экономического кризиса. Но с  ним можно и нужно бороться. «Государство может бороться с ней  различными мерами, направленными на поддержание экономической активности бизнеса, - считает экономист Юрий Одегов, - например, путем увеличения совокупного спроса, в том числе  за счет увеличения государственных  расходов, снижения налогов, эмиссии  денег и др. Или путем предоставления налоговых льгот фирмам, которые  создают новые рабочие места». По словам эксперта, сокращение циклической  безработицы возможно также при  понижении уровня оплаты труда работников в случае падения спроса на выпускаемую  ими продукцию.

   «Мы должны и далее совместно прилагать  усилия, чтобы напряженность, которая  существует на рынке труда, путем  согласованных действий снимать», - подчеркнул Медведев. Глава государства, отметив, что они ранее обсуждали  эту тему, сказал, что хочет вернуться  к ней, поскольку и для государства, и для профсоюзов эта проблема очень важная и болезненная.

   Комментируя слова Шмакова, который заявил, что  после кризиса рынок труда  восстанавливается сложнее всего, Медведев заметил: «Действительно, законы кризиса таковы, что рынок труда  восстанавливается медленнее всех, но это не должно служить оправданием  для бездействия». «Нужно более энергично  создавать рабочие места», - заявил президент России. По его словам, «нынешний кризис так устроен, что  динамика безработицы, к сожалению, носит довольно пролонгированный характер, и количество рабочих мест еще  долго будет нашей проблемой». Президент подчеркнул, что законодателям  необходимо заниматься проблемами безработицы, принимать необходимые решения, когда они будут рассматривать  проблемы занятости.

   По  прогнозам правительства, в 2010 году общая численность безработных  граждан России составит 6,3 миллиона человек (8,6% экономически активного  населения). При этом число зарегистрированных безработных в новом году может  составить 2,3 миллиона человек. Об этом в конце декабря 2009 года заявил вице-премьер  Александр Жуков.

   Кроме того, страна страдает и от скрытой  безработицы. Это феномен отечественной  экономической мысли и экономической  практики, западные исследователи о  ней ничего не говорят, хотя вплотную подходят к ней, обсуждая возможность  снижения заработной платы вместо увольнения. По словам главы государства, мониторинг ситуации ведется уже давно и  включен в список неотложных антикризисных  мер. Он проводится регулярно, практически  ежедневно. «Но это не все граждане, которые потеряли работу, ведь не все  из них идут на биржу труда. Также  растет скрытая безработица, то есть число тех, кто работает по неполному  рабочему дню или ушел в отпуск», – говорит Дмитрий Медведев.

   Скрытая безработица отражает положение  той части занятых, которая стала  излишней в связи со спадом производства. Это достаточно мобильная часть, которая в случае нормализации финансового  или изменения нормативно-правового  состояния предприятий, а также  по собственному желанию, может быть либо высвобождена, либо эффективно занята. При нормальном развитии экономики скрытая безработица в перспективе должна исчезнуть, трансформируясь в открытые формы либо в эффективную занятость.

   Скрытая безработица в ближайшей перспективе  будет иметь тенденцию к снижению за счет неизбежного сокращения численности  работающих, что вызовет значительную напряженность на внутреннем рынке  труда. С начала текущего года численность  рабочей силы, высвободившейся в  связи с сокращением штатов, снизилась  в 0,5 раза. Параллельно на 5% увеличилось  количество вакансий, а за четыре месяца количество претендующих на одну вакансию безработных снизилось с пяти до трех человек. 

   Говоря  об относительно низком уровне официальной  безработицы, президент пояснил, что его "секрет" заключается в принятой методике определения статуса безработного, нежелания значительной части безработных регистрироваться и в сохранении избыточной численности работающих.   

   Наряду  с трансформацией скрытой безработицы  в официально регистрируемую еще  одной основной тенденцией на рынке  труда является усиление региональных различий в безработице. От безработицы теперь все больше страдают моноструктурные регионы, где переживает спад основная отрасль, а также регионы с плохо развитой инфраструктурой, низким образовательным уровнем трудовых ресурсов.Проблема региональных различий усугубляется низкой территориальной мобильностью населения, обусловленной институтом прописки, а также отсутствием доступного жилья, свертыванием общественного транспорта, роста тарифов на пассажирские перевозки. 

   Существующие в России государственные службы занятости не оказывают существенного влияния на внутренний рынок труда вследствие их низкой заинтересованности в конечных результатах деятельности. Положительное влияние на состояние рынка труда могли бы оказать имеющие статус коммерческой организации альтернативные государственным службы занятости.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2 Пути государственного регулирования скрытой безработицы в России.

     Как регулировать занятость? Действенная политика занятости в нынешних условиях должна включать целый комплекс мер государственного регулирования, упреждающих рост безработицы и предотвращающих переход ее в застойную форму. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю — и т.п. Предприятия, сделавшие шаги такого рода, должны поощряться налоговыми льготами. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, уплаченной дополнительно занятым на производстве. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста; этой же цели послужит и как можно более широкое развитие государственных служб переподготовки и повышения профессиональной квалификации. Предоставление временных рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связаны с работами, выполняемыми в интересах общества, — например, санация бывших промышленных территорий, работы в области охраны окружающей среды и т.д. Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Здесь имеется в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство), имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы. К этой же группе мер следует отнести и взимание с работодателей прогрессивного налога за средства, потраченные на заработную плату. Для полного изящества следовало бы законодательно установить, что все собранные таким образом налоги идут исключительно на субсидирование занятости. Кардинальным образом рамки современной экономической политики, направленной на смягчение безработицы, могут быть расширены за счет структурного маневра, связанного с конверсией оборонной промышленности. В условиях массового спада и бюджетного хаоса именно конверсия может стабилизировать занятость и в перспективе даже расширить ее. Этого можно достичь, если переориентировать достаточно невнятно проводимую политику конверсии оборонной промышленности на достижение конкретной цели — создать дополнительные рабочие места. Нельзя сказать, что эта цель оказалась бы совсем уж чуждой в данном контексте: достаточно вспомнить, что значительная часть роста безработицы в 90-х годах объясняется дефицитом спроса, который, в свою очередь, вызван действиями правительства, в своей политике преследовавшего иные цели [2 c.33].

Информация о работе Скрытая безработица в России: сущность, динамика и перспективы