Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:08, курсовая работа
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1: Теоретические основы СНС….…………………….....…… 5
1.1 Формирование СНС………………….…………………………... 8
1.2 Структура СНС………………….…………………….………….. 12
1.3 Значение СНС………………...…………………………………… 16
Глава 2: Современные проблемы формирования российской СНС 18
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Кузбасский
государственный технический
в г. Междуреченске
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
тема «Система национальных счетов: формирование,
структура,
значение»
Выполнил (а):
Лоншаков Роман
Группа
№
зачетной книжки
Проверил (а):
Куракина
Ольга Александровна
2011г.
Содержание
|
|
Введение.
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Для
государственной регуляции
СНС
— современная система
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной связке этих показателей между собой.
В
рамках данной работы я попытаюсь
наиболее полно раскрыть понятие
Системы национальных счетов, историю
её возникновения, причины, обусловившие
переход на применяемую практически
во всём мире современную систему
информации, рекомендованную ООН. Раскрою
суть, цели и задачи Национального счетоводства,
основные концепции построения, роль и
значение для макроэкономического анализа.
Также в ходе работы я раскрою составляющие
основных макроэкономических показателей,
их взаимосвязь, методы измерений.
Трудно переоценить значение анализа
обобщающих экономических показателей
и их взаимосвязи, в динамике он позволяет
оценить правильность проводимой экономической
политики и принять своевременные меры
для корректировки экономической деятельности
и внешнеэкономических связей.
Глава 1: Теоретические основы СНС
Национальное
богатство – это общий итог
развития общественного процесса производства
за всю историю. К национальному
богатству в практике экономического
анализа относится всё то, что так или
иначе опосредовано человеческим трудом
и может быть воспроизведено. Так как экономика
страны изменяется, то меняются производственные
и непроизводственные фонды, материальные
запасы и резервы. Все это требует нового
подхода к оценке национального богатства
СНС — современная система информации,
используемая практически во всех странах
мира для описания и анализа развития
рыночной экономики на макроуровне. Показатели
и классификации этой системы отражают
структуру рыночной экономики, ее институты
и механизмы функционирования. Так как
экономика страны изменяется, то меняются
производственные и непроизводственные
фонды, материальные запасы и резервы.
Все это требует нового подхода к оценке
национального богатства.
Система национальных
счетов – есть адекватный рыночной
экономике национальный учет, завершаемый
на макpоуpовне системой взаимосвязанных
статистических показателей, построенной
в виде определенного набора счетов и
балансовых таблиц, характеризующих
результаты экономической деятельности,
структуру экономики и важнейшие взаимосвязи
в национальном хозяйстве.
Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758). В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению СНС в различных странах мира, а с другой – обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях СНС.
Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA – англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
Определенное
внимание измерению национального
богатства отводилось и в отечественной
экономической литературе. Использование
различных методов анализа
1.1 Формирование СНС
Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.
Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства (БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. На протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.
Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.
СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.
Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.
В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.
Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.
Информация о работе Система национальных счетов: формирование, структура, значение