Система национальных счетов: формирование, структура, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1: Теоретические основы СНС….…………………….....…… 5
1.1 Формирование СНС………………….…………………………... 8
1.2 Структура СНС………………….…………………….………….. 12
1.3 Значение СНС………………...…………………………………… 16
Глава 2: Современные проблемы формирования российской СНС 18
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Суть  СНС сводится к формированию системы  обобщающих показателей развития экономики  на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

     Счет  представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление  их использования. В каждом счете  соблюдается равенство между  объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

     Счет  товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется  величинами тех или иных процессов  за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

       Система национальных счетов завершается построением  балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Структура СНС

       СНС представляет собой систему взаимосвязанных  статистических показателей построенной  в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.

 Кратко  рассмотрим основные сводные счета, применяемые в СНС:

     а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт;

       б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг;

       в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства;

       г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов;

       д)  в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение;

       е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.

       Для правильного понимания  показателей и  особенностей отражения  их взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СНС:

         границы производства, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность;

б) нерыночную деятельность (производство продуктов  в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений).

     В этом понятии не охватывается теневая  экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как  в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в  экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.

       Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая  территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.

       Понятие "экономической  территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.  К экономической территории также относятся и  территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.

       Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.

         Группировки хозяйствующих субъектов  и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционой единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институционными единицами. Единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью; единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют. Институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры – секторы в соответствии с типами экономического поведения:

       Секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).

         Экономические операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.

       Система национального счетоводства  основана на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных  классификаций основных структурных  элементов. Классификации всех процессов  экономики, экономических операций,  хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.  
 
 
 
 

1.3 Значение национальных счетов

      Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного  хозяйства, разработки экономической  политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции, сальдо внешней торговли, сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению. Причем СНС учитывает результаты экономической деятельности не только по производству материальных ценностей или оказанию услуг в сфере материального производства, но и по оказанию других платных и бесплатных услуг.

      Внедрение СНС в практику народнохозяйственного  учета и управления целесообразно  также и в целях обеспечения международной сопоставимости информации как условия интеграции России в мировую экономическую систему, развития международного экономического и технического сотрудничества, установления целевых контактов и так далее. Одним из условий вступления России в международные экономические организации является представление ею информации, исчисленной на основе международных стандартов. Система национальных счетов предполагает использование двух типов классификаций - по отраслям и секторам. Группировка хозяйственных единиц по отраслям определяется как группа единиц с однородным производством (например, промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.). Группируются хозяйственные единицы по отраслям в соответствии с типами их экономического поведения. Выделено 5 секторов: нефинансовые предприятия; финансовые предприятия; органы государственного управления; общественные организации, обслуживающие домашнее хозяйство; домашние хозяйства. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированным в зависимости от функций, выполненных хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важных аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании ВВП. Экономические операции представляются в СНС в виде счетов. Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Современные проблемы формирования российской СНС

       Использование СНС необходимо для проведения эффективной  макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для  международных сопоставлений национального  дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

       Первым  шагом на пути к достижению поставленной цели  (формирование российской СНС в условиях рыночных  методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой   макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные  проблемы формирования СНС в  России могут быть сведены к следующим:

       1. Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.; 
трактовка производственной деятельности и определение ее границ; 
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

       2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

       3. Институциональным (классификация  институциональных единиц по  функциональному принципу);

       4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления  (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

Информация о работе Система национальных счетов: формирование, структура, значение