Система национальных счетов: формирование, структура, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1: Теоретические основы СНС….…………………….....…… 5
1.1 Формирование СНС………………….…………………………... 8
1.2 Структура СНС………………….…………………….………….. 12
1.3 Значение СНС………………...…………………………………… 16
Глава 2: Современные проблемы формирования российской СНС 18
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

       5. Организационно-правовым (утверждение  прав собственности и распределение  границ их видовой структуры;  создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

        6. Статистическим (актуализация единого  государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых   методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

       Все эти  проблемы  взаимосвязаны  между собой,  так как, например,

изменение концепции развития национальной экономики  предполагает  изменение социально-экономической  организации   общества,  механизма  функционирования самой хозяйственной системы и так далее.

       А теперь можно перейти к более  подробному рассмотрению этих проблем.

       Концептуальные  проблемы. Концептуальные проблемы формирования  СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:

       1. Определению границ производственной  деятельности  в условиях рыночной модели хозяйствования;

       2. Разработка основных концептуальных  положений дальнейшего развития  национальной экономики и определению  в соответствии с этим состава  системы основных показателей  социально-экономического развития национальной экономики;

       3. Разработке основных принципов  формирования российской системы  национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институциональных секторов экономики  в целом по экономики в   целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

       4. Разработке основных принципов  функционирования российской  системы национальных балансов;

       5. Определению основных направлений  развития  СНС в соответствии  с учрежденным вариантом развития  национальной экономики в   перспективе;

       6. Разработка основных принципов  формирования сценарных условий  прогноза;

       7.Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики;

       8. Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров;

       9. Соответствию концептуальных положений  форсирования  российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.

       Теоретические проблемы  Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России. Построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом  виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики,  в  которой государственные органы не имеют полного доступа к  экономической  информации частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран ограничивается исследованием экономического  равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта.  В связи с этим в настоящее время главным содержанием национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат  потоки доходов. Другие  аспекты экономического  анализа, например, рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового борота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер. Однако, несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты  анализа и  прогноза, национальное счетоводство развивается  примерно  в  этом направлении. России в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на  концепции К.Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание всегда уделялось производству, движению материального продукта, показателям межотраслевого баланса, а также показателям баланса  воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства. И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено. Исходя из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке  целостной и взаимоувязанной  системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений  государственной  социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и  в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов. Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах  методологических  подходов,  позволяющих связать экономику  и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния. Взаимосвязь и взаимовлияние показателей целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета показателей, опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования  инструментов и параметров различных направлений осуществляемой посредством государственной политики. Отсюда следует, что теоретические проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми проблемами, методологическими и другими.

       Статистические  проблемы. Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам  госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для  построения  СНС  по  полной схеме и органам  прогнозирования для разработки  всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития. России на перспективу. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в  статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным  концепциям  общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики  является  разработка и внедрение  ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и  видов деятельности. Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует  пересмотра прежних форм  отчетности,  внесения изменений  в них, разработки и введения новых, а также проведение обследований. Однако несовершенство новых норм  отчетности  в первичном учете некоторых показателей, а также различна  интерпретация понятий, их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС.

       Анализ  – заключительный этап всякого статистического  исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью  выявления основных взаимосвязей и  пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

       Изменения в системе экономических отношений в стране, связанные, в первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают применение новых методов статистического наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических показателей, разрабатываемых государственной статистикой, имеется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических организаций.

Анализ обобщающих экономических показателей и  их взаимосвязи в динамике позволяет  оценить правильность проводимой экономической  политики России и принять своевременные  меры для корректировки экономической  деятельности и внешнеэкономических связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение.

       СНС является наиболее распространенным балансовым методом статистики развития экономики  и ее результатов, отражает результаты производства товаров и услуг, источники  формирования доходов от всех видов  экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства. Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД

       Хотя  СНС возникла намного позднее  бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы, например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между активами и  пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т. д. Эта  общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях. Переход к СHС, можно сказать прямо, был процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики старая система основных макроэкономических показателей патологически не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов и их результатов. В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.

         В этой работе особое внимание  было уделено значению Национального  счетоводства для государственного регулирования последнее особенно актуально в связи с необходимостью разработки и проведения стратегических структурных преобразований в экономике. На основе практического материала: журнал «Экономист» за 2000г. №6 статья «Анализ темпов экономического роста» (по данным национальных счетов за 1995-1999гг.) можно проследить динамику изменения основных экономических показателей СНС, анализ этой динамики, её влияние на экономику и сделать соответствующие прогнозы. Проводимые вариантные расчеты макропоказателей на прогнозируемый период лежат в основе разработки федерального и консолидированного бюджетов страны, налоговой и денежно-кредитной политики. В литературе о национальном счетоводстве, как правило, особо подчеркивается аналитический, прикладной характер СНС. Это качество явилось в определенной степени следствием самого процесса формирования СНС как результата развития теории макроэкономического анализа применительно к требованиям экономической политики.

       Не  случайно в определениях СНС подчеркиваются ее целостность и комплексность, отмечается, что СНС – это «способ  описания… основных экономических  явлений, которые составляют и характеризуют экономическую и финансовую жизнь нации в течение некоторого периода.

 

Список  используемой литературы: 

    1. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник.
    2. Курс экономической теории. Чепурин М.Н. Киселева Е.А.К 1994   624 с.
    3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под. Ред. В.И.Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.,1997
    4. Гальперин В.М. Макроэкономика: Учебник- С.Пб,1994г.
    5. Экономика: Учебник - Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с.
    6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории.-М.: Новая волна. 1999
    7. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с.
    8. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с.
    9. Интернет.

Информация о работе Система национальных счетов: формирование, структура, значение