Система государственных финансов. Государственный бюджет, проблемы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской, и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Система государственных финансов..................................................................4
1.1. Финансы как экономическая категория.............................................................4
1.2. Сущность финансов, их функции.......................................................................6
1.3. Финансы как элемент финансово-кредитной системы.....................................9
1.4. Государственная финансовая система и её звенья..........................................12
2. Государственный бюджет, проблемы его регулирования..............................15
2.1. Сущность государственного бюджета и его функции....................................15
2.2. Бюджетная классификация................................................................................18
2.3. Расходы бюджета................................................................................................23
2.4. Бюджетный дефицит как причина роста государственного долга страны...27
Заключение.................................................................................................................29
Список литературы....................................................................................................30
Приложения

Работа содержит 1 файл

KURSACh.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

       В настоящее время характерной  особенностью системы социального  страхования для большинства  стран рыночной экономики является долевое участие самих работников, предпринимателей и государства в создании фондов социального страхования, т.е. эти фонды имеют три источника образования. Расходы на социальное страхование включают расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособия многодетным семьям, пособия по безработице и т.д.

       Расходы на управление содержат затраты на содержание органов законодательной  власти, суда, прокуратуры, полиции, министерств, ведомств. В целом в развитых странах  затраты на содержание государственного аппарата управления составляют около 5% бюджета. Расходы на управление страной имеют постоянную тенденцию к возрастанию.

       Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от многих причин. Таких, например, как государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап развития экономики, приоритеты в экономическом развитии, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора экономики и т.д. Кроме того, соотношение между группами расходов в бюджете государства от года к году может меняться.

       Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств – это очень  важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России, до сих пор сохраняется целый  ряд негативных моментов  в области  расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространенная практика не целевого расходования средств бюджета, недостаточное количество средств , выделяемых на решение социальных вопросов, низкая доля инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    1. Бюджетный дефицит как причина роста  государственного долга страны
 

       Несмотря  на постоянное увеличение доходной части  бюджетов наблюдается постоянный бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита в основном используются государственные займы, что в свою очередь ведёт к росту государственного долга и росту расходов по управлению государственным долгом.

       Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным госзаймам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

       Погашение государственного долга производится за счёт ординарных доходов государственного бюджета – налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда приходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются не достаточными, и, как правило, выпускаются новые госзаймы (рефинансирование).

       Обслуживание  государственного внутреннего долга  возложено на Центральный банк РФ, а внешнего – на Внешэкономбанк. Эти банки ведут свою работу на основе специальных соглашений Минфином РФ.

       Краткосрочность Российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно заботиться об удешевлении их, удлинение сроков их выплат. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается погашение долговых обязательств при одновременном осуществлении заимствований в объектах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

       Государственный долг погашается через казначейства и банки путём выкупа облигаций  на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, то есть ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга, в редких случаях из погасительных фондов.

       Можно сказать, что по достижении определённой величины долга система госкредит становится малоэффективной, а государственный долг превращается в генератор собственного увеличения.

       В целях обслуживания государственного долга налоговый пресс не ослабевает, и государственный долг начинает выступать одним из средств, усиливающих перераспределение национального дохода.

       При оценке размеров внешнего долга обычно сопоставляют его величину с объёмом  ВВП, объёмом экспорта, доходами или  расходами бюджета. Снижение размеров внешнего долга до 50% ВВП ставит Россию по международным меркам в разряд стран со средним уровнем задолженности. В то же время по соотношению долга и бюджетных доходов Россия находится в наихудшем положении.

       Уменьшение  общих объёмов государственного долга сопровождается увеличением ежегодных расходов (расходы плюс платежи) по его обслуживанию.

       Обслуживание  долга обходится государству  дороже, чем сам долг. Чтобы полностью  погасить внешний долг центрального правительства, в течение ближайших  тридцати лет Россия должна согласно графику платежей выплатить сумму в 2,5 раза превышающую размер долга. Выплаты по внешнему долгу регулярно отвлекают значительную и всё возрастающую часть экспортной выручки страны, фактически означают, регулярный перевод за рубеж существенной доли национального дохода. 

       Заключение

       Выплаты по внешнему долгу России в 2009 году составят $141 млрд. При этом сумма  основного долга, которую предстоит  погасить, составляет $117,1 млрд, сумма  процентов — $23,9 млрд, свидетельствует  график предстоящих выплат, опубликованный в пятницу Банком России.

       Согласно  графику в рамках государственного внешнего долга предстоят выплаты  на $3,0 млрд основного долга (и еще $2,0 млрд процентов), банкам — $52,1 млрд ($7,7 млрд процентов), прочим секторам — $62 ($14,3 млрд).

       Общий внешний долг России, по данным на 1 июля 2008 года, составил $527,1 млрд. Государственный внешний долг России составлял $40,4 млрд, по данным на 1 октября 2008 года.

       Сумма государственного внешнего долга России с 1998 года постоянно снижалась. В  то же время, особенно с начала 2000−х годов, сумма задолженности банковского и реального сектора, устремившихся за дешевым иностранным кредитом, постоянно росла. Большой частный долг российского бизнеса стал одной из главных причин его нынешних неприятностей — многие предприятия не могут выполнить свои обязательства. Некоторые, как, например, «ИЖавто», в результате оказываются на грани банкротства.

Вероятно  России в ближайшее время придется вернуться к заимствованиям на внешнем  рынке.

       Вопрос  перехода к заимствованиям на внешних рынках требует внесения изменений в некоторые законы, в том числе в закон о бюджете. Но государство готово идти на этот шаг.  
 
 
 
 
 

Список  литературы 

       
      1. Иохин В.Я. «Экономическая теория: Учебник для  вузов», Экономистъ: 2007 — 861 с.
      2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. «Финансы и кредит», Москва: Юриспруденция, 2003 — 448 с.
      3. Бочаров В.В «Коммерческое бюджетирование».                          Питер: 2003 — 384 с.
      4. Ситарян С.А. «Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России», Москва: «Наука», 2003 — 328 с.
      5. Мысляева И.Н. «Государственные и муниципальные финансы», Москва: ИНФРА — М, 2003 — 272 с.
      6. Поляк Г.Б. «Бюджетная система России», Москва: ЮНИТИ, 2000 — 540 с.
      7. «Финансы и кредит», издательский дом ФК, 2003 — 93 с.
      8. Большой энциклопедиский словарь.
      9. www.cbr.ru .
      10. www.minfin.ru .

Информация о работе Система государственных финансов. Государственный бюджет, проблемы его регулирования