- финансы госпредприятий;
- госстрахование;
2) децентрализованные финансы:
- финансы коммерческих предприятий
и организаций;
- финансы некоммерческих организаций;
- финансы кредитных организаций;
- финансы страховых организаций;
3) финансы домашних хозяйств.
Централизованные финансы представляют
собой финансы государства и используются
для регулирования национальной экономики
в целом. С их помощью денежные средства
хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются
в бюджетных и вне бюджетных фондах государства
в целях удовлетворения общественных
потребностей.
Децентрализованные
финансы это денежные средства (доходы
и накопления) хозяйственных субъектов.
Они используются для производства и реализации
товаров и услуг, а также воспроизводство
капитала и рабочей силы. Именно они составляют
основу финансовой системы. Поскольку
преобладающая часть финансовых ресурсов
сконцентрирована у предприятий, то и
стабильность финансовой системы зависит
от устойчивости их финансового положения.
Финансы предприятий представляют собой
совокупность экономических денежных
отношений связанных с образованием первичных
доходов и накоплений, их распределением
и использованием. Финансы предприятий
выполняют две функции:
- формирование
и использования денежных фондов;
- контрольную.
На организацию децентрализованных
финансов существенное влияние
оказывают отраслевые особенности
и особенности организационно
правовой формы предприятий.
По отраслевой принадлежности
финансы можно разделить на
финансы: промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи, торговли, ЖКХ и т.п.
Исходя из организационно-правовых
форм, децентрализованные финансы
делятся на финансы коммерческих
и не коммерческих предприятий.
Для коммерческих организаций
основной целью является получение прибыли.
Они функционируют как хозяйственные
товарищества, общества, в том числе и
как акционерные. Цель некоммерческих
организаций не в получении прибыли. Они
функционируют в форме финансируемых
собственником учреждений, относящихся
к непроизводственной сфере, потребительских
кооперативов, благотворительных фондов.
В
качестве особого звена децентрализованных
финансов выступает страхование, которое
представляет собой совокупность перераспределительных
отношений, возникающих по поводу защиты
имущественных интересов физических и
юридических лиц при наступлении определённых
событий (страховых случаев) за счёт денежных
средств, страхового фонда, формируемого
из страховых взносов.
Выделение страхования в качестве
самостоятельного звена финансовой системы
обусловлено наличием в условиях рыночной
экономики рисков связанных с возможностью
наступления чрезвычайных обстоятельств,
результатом которых могут быть весьма
существенные материальные потери.
Финансы домохозяйств это денежные
средства граждан, которыми они располагают
в рамках отдельной экономической ячейкой
общества. Это денежные отношения между
гражданами, совместно ведущими общее
хозяйство. Они являются материальной
основой жизни граждан.
- Государственная
финансовая система и её звенья
В Российской Федерации, исходя
из федерального устройства, государственные
финансы включают два уровня:
финансы федеральных органов
власти и финансы органов субъектов
РФ (их 89).
Муниципальные финансы являются
низовым звеном и выделены в самостоятельный
структурный уровень.
Государственная финансовая система
в развитых странах включает
шесть основных элементов:
- государственный
бюджет;
- местные бюджеты;
- государственный
кредит;
- специальные
внебюджетные фонды;
- государственное
страхование;
- финансы государственных
корпорации.
Ведущим звеном любой финансовой
системы выступает государственный
бюджет. По своему материальному содержанию
– это самый главный централизованный
фонд денежных средств государства. Госбюджет
является также главным средством перераспределения
национального фонда (НФ). Через это звено
перераспределяется до 40% НД. Основными
доходами госбюджета выступают налоги,
составляющие 70% - 90% и более общей суммы
его доходов.
Второе звено государственной финансовой
системы – местные
бюджеты.
В унитарных
государствах местные бюджеты не
входят в госбюджет. В Федеральных
государствах местные бюджеты не
входят в бюджеты не входят в бюджеты
членов федерации, а последние не
включаются в федеральный бюджет. За местными
бюджетами закреплены второстепенные
налоги – подоходный налог, поэтому они,
как правило, дефицитны и не могут нормально
функционировать без субсидий и кредитов
из государственного бюджета. Большая
часть расходов местных бюджетов направляется
на социальные цели.
Третье звено государственной
финансовой системы – государственный
кредит, который представляет собой
форму кредитных отношений между государством,
юридическими и физическими лицами, когда
государство выступает как заёмщик, кредитор
и гарант. Чаще всего государство выступает
как заёмщик, используя средства государственного
кредита для погашения дефицита госбюджета.
Поэтому объективная необходимость госкредита
обусловлена в первую очередь, превышением
государственных расходов над его доходами.
Государство постоянно испытывает потребность
в дополнительных финансовых ресурсах.
Реже государство выступает как кредитор,
представляя займы другим государствам
или частным компаниям. Если же государство
берёт на себя ответственность за погашение
частных обязательств, то оно выступает
как гарант.
Четвёртое звено государственной
финансовой системы – внебюджетные
специальные фонды. Эти фонды имеют
постоянный источник, а мобилизация и
использование средств осуществляется
в особых формах и особыми методами. Внебюджетные
фонды не зависят от средств госбюджета,
используются строго по целевому назначению
- для оказания социальных услуг населению,
стимулирования развития отсталых отраслей
инфраструктуры, обеспечения дополнительными
ресурсами приоритетных отраслей экономики.
В странах с развитой рыночной
экономикой наиболее крупными
внебюджетными фондами являются
государственные социальные внебюджетные
фонды, средства которых используются
на выплату пенсий по возрасту,
по инвалидности и т.д.
Пятым элементом государственной
финансовой системы является
государственное страхование. Это форма
страхования, при которой в качестве страховщика
выступает государственная организация.
Более часто в условиях рыночной экономики
страхование осуществляется специальными
частными страховыми компаниями. Однако
и государство берёт на себя страхование
некоторых видов риска, образуя централизованный
страховой (резервный) фонд. Он формируется
не только в денежной, но и в натуральной
форме за счёт общегосударственных ресурсов
и находится в распоряжении правительства.
Создание такого фонда связано
с наличием страховых рисков
природного и технического характера
и возмещением ущерба от стихийных
бедствий, катастроф, экологических катастроф.
Реже государственное страхование связано
с экологическими факторами или экономической
нестабильностью.
Шестым элементом государственной
финансовой системы выступают
финансы госпредприятий. Госпредприятия
в развитых странах получили широкое развитие
лишь после Второй Мировой Войны. В этот
период национализации подлежали в основном
отсталые отрасли национального хозяйства
– железные дороги, воздушный транспорт,
энергетические отрасли. В настоящее время
в государственной собственности находятся
низкорентабельные или убыточные отрасли.
Но эти отрасли очень важны для развития
любого национального хозяйства.
Сегодня государственные предприятия
существуют в форме казённых,
унитарных, и муниципальных предприятий.
Управление государственными финансами
осуществляют высшие органы власти –
Государственная Дума, Совет Федерации,
Президент РФ, правительство РФ.
Принятые Государственной Думой
федеральные законы, касающиеся
федерального бюджета, федеральных
налогов и сборов, финансового, кредитного,
таможенного регулирования, денежной
эмиссии подлежат обязательному рассмотрению
в Совете Федерации и подписанию Президентом
РФ. Только после этого они вступают в
силу.
- Государственный
бюджет, проблемы его регулирования
- Сущность
государственного бюджета и его функции
Государственный бюджет – это
денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими
и физическими лицами по поводу
перераспределения национального
фонда в связи с образованием
и использованием бюджетного фонда,
предназначенного для финансирования
народного хозяйства, социально культурных
мероприятий, нужд обороны и государственного
управления.
Государственный бюджет представляет
собой основной финансовый план
государства на текущий год, он утверждается
законодательными органами власти и имеет
силу закона. Благодаря бюджету государство
имеет возможность сосредоточить финансовые
ресурсы на решающих участках экономического
и социального развития.
Будучи экономической формой распределительных
отношений и являясь частью финансов,
государственный бюджет характеризуется
теми же чертами, которые присущи финансами
в целом. Однако есть и особенности, отличающие
его от других сфер и звеньев финансовых
отношений. К их числу относятся следующие
особенности:
- Государственный
бюджет является особой экономической
формой перераспределительных
отношений, связанной с обособлением части
национального фонда в руках государства
с целью удовлетворения потребностей
всего обществами отдельных государственно-территориальных
образований;
- Пропорции
бюджетного перераспределения в большей
степени, чем у других звеньев финансов,
определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, стоящими
перед обществом;
- Область бюджетного
распределения занимает центральное место
в составе государственных финансов. Ни
одно из других звеньев не осуществляет
такого многовидового (межотраслевое,
межтерриториальное) и многоуровневое
(федеральный, региональный, городской)
перераспределения средств, как бюджет;
- Сфера действия
распределительной функции государственного
бюджета определяется тем, что в отношениях
с бюджетом вступают почти все участники
общественного производства;
- Основным
объектом бюджетного перераспределения
является чистый доход. Но это не исключает
возможности перераспределения через
бюджет стоимости необходимого продукта,
а иногда и национального богатства.
Государственный бюджет выполняет
следующие функции: перераспределение
национального фонда, государственное
регулирование и стимулирование
экономики, финансовое обеспечение
социальной политики, контроль над
образованием и использованием централизованного
фонда денежных средств.
Государственный
бюджет обеспечивает формирование, распределение
и использование централизованного
фонда денежных средств как обязательного
условия функционирования любого государства.
С помощью бюджета осуществляется
межконтрольное и межтерриториальное
перераспределение валового внутреннего
продукта, государственного регулирования
стимулирования экономики, финансирование
социальной политики. Таким образом,
в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения
государства с плательщиками налоговых
и неналоговых средств, в бюджет и получателям
бюджетных средств. Через госбюджет в
развитых странах перераспределяется
до 40% валового внутреннего продукта. В
бюджете аккумулируется часть денежных
доходов предприятий и граждан. Эта аккумуляция
средств, в бюджете, позволяет государству
осуществлять социальные программы, направленные
на развитие здравоохранения, культуры,
образования, на поддержку малоимущих.