Система государственных финансов. Государственный бюджет, проблемы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской, и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Система государственных финансов..................................................................4
1.1. Финансы как экономическая категория.............................................................4
1.2. Сущность финансов, их функции.......................................................................6
1.3. Финансы как элемент финансово-кредитной системы.....................................9
1.4. Государственная финансовая система и её звенья..........................................12
2. Государственный бюджет, проблемы его регулирования..............................15
2.1. Сущность государственного бюджета и его функции....................................15
2.2. Бюджетная классификация................................................................................18
2.3. Расходы бюджета................................................................................................23
2.4. Бюджетный дефицит как причина роста государственного долга страны...27
Заключение.................................................................................................................29
Список литературы....................................................................................................30
Приложения

Работа содержит 1 файл

KURSACh.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Средства  бюджета и внебюджетных государственных фондов используются на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счёт частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, безопасность государства, социальные проблемы, экология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Бюджетная классификация
 

      Функционирование  государственного бюджета осуществляется посредником особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта концентрируемого в руках государства.

Учёт  и систематизацию информации о состоянии  бюджета обеспечивает бюджетная  классификация.

  Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используя для составления,  утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.

          Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней и регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 26 июня 1996 года. Изменения и дополнения в Закон вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и Закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

          Бюджетная классификация Российской  Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. классификацию расходов бюджетов РФ:

              а) функциональная;

              б) экономическая;

              в) ведомственная;

    3) классификацию  источников внутреннего финансирования  дефицитов  бюджетов РФ;

    4) классификацию  источников внешнего финансирования  дефицитов федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ;

    5) классификацию  видов государственных внутренних  фондов РФ и субъектов РФ, муниципального долга;

    6) классификацию  видов государственных внешних  долгов РФ, субъектов РФ, а также  государственных внешних активов  РФ.

          Классификация доходов бюджетов  Российской Федерации представляет  собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по источникам их формирования и способам получения.

          Выделяются следующие типы доходов:

  • налоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления;
  • доходы возможных целевых фондов.

      Функциональная  классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней о бюджетной системы РФ и отражает направления использования бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

       Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она сдержит текущие и капитальные расходы.

          Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые на содержание юридических лиц и покрытия их текущих потребностей.

          Капитальные расходы – представляют собой денежные затраты связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов.

          Ведомственная классификация расходов  бюджета является группировкой  расходов бюджета, которая отражает распределения бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.

     Ведомственная классификация необходима  для адресного выделения средств  и реализации принципа целевого  использования бюджетных средств.

     Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заёмных средств для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Все источники объединены в следующие группы:

  1. финансирование дефицита бюджета за счёт кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
  2. государственные и муниципальные ценные бумаги;
  3. бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
  4. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
  5. прочие источники внутреннего финансирования ( получение кредитов, погашение основной задолженности и др. );
  6. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  7. государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;
  8. кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ.

             

          Классификация источников внешнего  финансирования дефицитов федерального  бюджета и бюджетов субъектов  РФ – это группировка заёмных  средств, для финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов. Данная  классификация включает следующие основы статьи:

  1. кредиты международных финансовых организаций;
  2. кредиты правительств иностранных государств, представленные РФ;
  3. кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, представленные РФ;
  4. изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
  5. прочее внешнее финансирование.

          Федеральные налоги и сборы  вводятся в обязательном порядке  и должны взиматься на всей  территории Российской Федерации.

          Неналоговые доходы федерального  бюджета включают:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности, в том числе:
    • дивиденды по акциям;
    • доходы от сдачи в аренду имущества;
    • доходы от оказания услуг государства;
    • арендная плата за землю;
    • платежи от государственных организаций
  1. доходы от продажи имущества;
  1. прибыль Банка России;
  2. доходы от внешнеэкономической деятельности;
  3. доходы от реализации государственных запасов и резервов;
  4. прочие неналоговые доходы.

          Неналоговые доходы бюджета имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Они могут носить  обязательный и необязательный  характер, взиматься на добровольной  и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

          Как правило, большинство неналоговых  доходов зачисляются в соответствующие  бюджеты в полном объёме и  являются их собственными доходами.

          Доходы целевых бюджетных фондов  до 2001 года были сравнимы с  неналоговыми доходами. Это во  многом было обусловлено большим  количеством целевых фондов, которые  создавались разными ведомствами.

          Начиная, с 2001 года было принято  решение об объединении средств большинства целевых фондов с федеральным бюджетом. Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.

          Сохранение в качестве самостоятельного  целевого бюджетного фонда Министерства  РФ, по атомной энергии, во многом  обусловлено принятием РФ на  себя обязательств по ликвидации  ядерных отходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Расходы бюджета
 

          Расходы бюджета представляют собой затраты возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств по различным направлениям.

          Для национального дохода, перераспределяемого  через государственные бюджеты,  постоянно возрастает. Эта тенденция  является общей для всех стран  в XX веке. Если в начале века через госбюджет перераспределялось 7% - 15% национального дохода, то во второй половине XX века эта доля по отдельным странам доходит до 30% - 60%. В периоды войн расходы увеличиваются в десятки раз, после войны они незначительно снижаются.

          В зависимости от экономичного  содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

          Текущие расходы бюджетов –  это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование  органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание  государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

          Капитальные расходы бюджетов  – часть расходов, обеспечивающая  инновационную и инвестиционную  деятельность, включающая статьи  расходов, предназначенные для инвестиций  или вновь создаваемые предприятия,  организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой.

          Это средства, предоставляемые в  качестве бюджетных кредитов  на инвестиционные цели, расходы  на проведение восстановительного  ремонта и иные расходы, связанные   воспроизводством , расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ. В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Внедрение его – один из тех шагов, который позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мёртвой точки.

          Расходы государственного бюджета  стран с развитой рыночной  экономикой включает следующие  группы:

  • военные расходы;
  • расходы на вмешательство в экономику;
  • расходы на социально – культурные нужды;
  • расходы на содержание государственного аппарата управления.

       На  военные расходы приходится от 20% до 40% общей суммы расходов государственного бюджета. Эти расходы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы  включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооружённых сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристических блоков (НАТО). К косвенным военным расходам относится часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. В связи с изменениями международной обстановки в последние годы наблюдается сокращение военных расходов.

       В настоящее время государственные  расходы оказывают огромное стимулирующее  воздействие на развитие экономики. Финансовая поддержка осуществляется в виде затрат на НИОКР, на экономическую и социальную инфраструктуру, на функционирование и развитие государственных отраслей экономики, поддержку сельского хозяйства. Вложения государства обычно создают почву для проникновения в данные сферы частного капитала, который со временем вытесняет государственный сектор.

       Затраты на социальные цели включают расходы  на здравоохранение, образование, науку, социальное страхование и социальное обеспечение. Во многих странах государство берёт на себя финансирование расходов на образование за наиболее нуждающиеся группы населения. И в настоящее время большую роль здесь играют попечительные и различные общественные фонды, которые предоставляют льготы в налогообложении для источников финансирования. Расходы на здравоохранение аналогичны расходам на образование.

Информация о работе Система государственных финансов. Государственный бюджет, проблемы его регулирования