Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Эластичность спроса по доходу – показатель чувствительности спроса к изменению дохода потребителя, отражающий меру изменения величины спроса в зависимости от изменения дохода потребителя.
Эластичность предложения – показатель степени чувствительности предложения к изменению цены, который отражает меру изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены.
Типы эластичности предложения:
Перекрестная
эластичность – показывает степень
изменения спроса на благо Y в зависимости от изменения
цены блага X.
Потребитель
– это хозяйствующий субъект,
обособленно принимающий
Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени. Различают общую полезность или полезность, полученную от определенного количества благ, и предельную полезность или полезность, полученную от дополнительной единицы блага.
Закон убывающей предельной полезности говорит о том, что при фиксированном потребительском наборе с увеличением потребления одного из входящих в такой набор благ предельная полезность каждой следующей потребляемой единицы этого блага убывает, а общая полезность при этом возрастает убывающими темпами.
Экономическая
теория исходит их того, что рациональный
потребитель знает, чего хочет, может
сравнивать доступные ему наборы
товаров и выбирает наилучший, т.е.
стремится максимизировать
Функция полезности — функция, выражающая величину полученной потребителем общей полезности в зависимости от количества потребленных им в данный период времени благ.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на том, что потребитель в состоянии упорядочить все возможные товарные наборы в соответствии с «предпочтительностью» с его субъективной точки зрения.
Потребительский выбор — это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и кол! честно купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.
Кривая безразличия — это линия, показывающая альтернативные потребительские наборы, которые приносят одинаковую полезность потребителю и потому рассматриваются им в качестве равноценных.
Свойства кривой безразличия:
Бюджетная линия — это линия, определяющая границы потребительского выбора и показывающая все наборы благ, которые может купить потребитель, истратив весь свой доход.
Издержки – это затраты на ресурсы, выраженные в стоимостной форме с учетом альтернативных возможностей их использования.
Бухгалтерские издержки – это произведенные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением производства, реализации продукции и приобретение чужих ресурсов.
Экономические
(вмененные) издержки – это альтернативная
стоимость отвлекаемых для
Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К ним относятся затраты на строительство производственных зданий, приобретение оборудования, плата за аренду и оплата управленческого персонала.
Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. Сюда входят затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработная плата производственного персонала.
Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.
TC = FC+VC.
Средние издержки – это издержки в расчете на единицу продукции.
Средние постоянные издержки (AFC) – величина постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции:
AFC=FC/Q.
Средние переменные издержки (AVC) – величина переменных издержек, приходящихся на единицу продукции:
AVC=VC/Q.
Средние общие издержки (ATC) – представляют собой величину общих издержек, приходящихся на единицу продукции:
ATC=TC/Q = (FC+VC)/Q=AFC+AVC.
Предельные издержки – это прирост общих издержек, вызванный увеличением объема выпуска на единицу продукции.
MC=∆TC/∆Q.
Конкуренция – это экономическая состязательность хозяйствующих субъектов (борьба за прибыль, за потребителя, за рынок).
Условия существования:
Функции конкуренции:
Совершенно конкурентная фирма — фирма, которая не проводит собственной ценовой политики, а лишь приспосабливается к рыночным ценам.
Черты, характеризующие совершенную конкуренцию:
Достоинства совершенной конкуренции:
Недостатки совершенной конкуренции:
1) Удовлетворяя потребности покупателей, она исходит из платежеспособности. Это создает равенство возможностей, однако не гарантирует равенство результатов.
2) Учитывает лишь те издержки, которые окупаются.
3) Не предусматривает производство общественных благ.
4) Не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП.
5) Не
учитывает в полной мере широкий диапазон
потребительского выбора.
Монополия – это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.
Естественная монополия возникает в том случае, когда в силу ограниченности объема рынка или значительного положительного эффекта масштаба наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении всего рыночного спроса единственным производителем. Наиболее типичные примеры этого типа монополии — энергетические сети, железные дороги, трубопроводный транспорт, коммунальные службы.
Монопсония – это ситуация, когда на рынке доминирует один покупатель.
Двусторонняя монополия – когда одному продавцу противостоит один покупатель.
Черты, характеризующие совершенную монополию:
Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину, обратнопропорциональную эластичности спроса.
Индекс
Лернера:
, где
IL – индекс монопольной власти Ларнера,
PM – монопольная власть,
MC – предельные издержки,
E – эластичность спроса на продукцию.
Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть.
Индекс
Херфиндаля-Хиршмана:
, где
IHH – индекс Херфиндаля-Хиршмана,
S1 – удельный вес самой крупной фирмы,
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы,
SN – удельный вес наименьшей фирмы.
Экономические последствия монополии:
Ценовая дискриминация — способ реализации монопольной власти, заключающийся в продаже одного и того же блага разным покупателям по разным ценам.
Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) представляет собой такую дифференциацию цены, при которой для каждого покупателя устанавливается индивидуальная цена в зависимости от уровня его дохода.
Дискриминация второй степени имеет место в том случае, когда цена дифференцируется в зависимости от объема покупки и устанавливается на разном уровне для различных групп покупателей.