Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

ответы по микро.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

    Дискриминация третьей степени (сегментная дискриминации; способ реализации монопольной власти, при котором дифференциация цены продукта осуществляется на основе сегментации рынка.  

    Монополистическая конкуренция — тип рынка, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объем продаж.

    Черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

    1. Дифференциация продукта – элемент рыночного поведения продавцов, отражающий способы выделения продукта в глазах потребителя с целью укрепления своей рыночной власти.
    2. Наличие большого количества продавцов, каждый из которых предлагает продукт-заменитель.
    3. Отсутствие барьеров для входа в отрасль.

    В условиях монополистической конкуренции  фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными  издержками.

    Избыточные производственные мощности – это не просто неиспользованные производственные мощности, а часть производственной эффективности, которой общество вынуждено пожертвовать ради разнообразия продуктового ассортимента.

    Реклама – способ закрепления рыночной власти фирмы посредством снижения эластичности спроса и повышения барьеров проникновения на рынок. 

    Олигополия  – тип рынка, где осознающие свою взаимозависимость фирмы тесно  взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов.

    Причины возникновения:

    1. Эффект масштаба, т.е. эффективным или выгодным может быть только достаточно крупное производство.
    2. Собственность на редкие виды ресурсов.
    3. Необходимость значительных расходов на рекламу.
    4. Наличие известной торговой марки, фирменного знака.
    5. Поддержка государством слияний предприятий в целях повышения их конкурентоспособности.

    Черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию:

  1. Немногочисленность фирм в отрасли.
  2. Высокие барьеры для вступления в отрасль.
  3. Всеобщая зависимость.

    Варианты поведения фирмы – олигополиста:

  1. Игнорирование возможных реакций других фирм.
  2. Сговор тайный или явный.
  3. Учет возможной реакции других фирм.

    Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен  с целью вытеснения конкурентов  с олигополистического рынка.

    Отличительная особенность модели Курно состоит  в том, что в качестве стратегической переменной, на основе которой строится поведение фирм, выступает объем  выпуска.

    Теория  игр – наука, исследующая математическими  методами поведение участников в  вероятностных ситуациях.

    Картель – это объединение фирм, согласующих  свои решения по поводу цен и объемов  продукции так, как если бы они  слились в чистую монополию.

      Ценообразование по принципу "издержки плюс":

 

P=AVC(1+k)=AVC+k*AVC=AVC+AFC+π, где

k – принятый процент надбавки.

    Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами  опасной для общества монопольной  власти.

    Доводы  «за» монополию:

  1. Развитие НТП эффективно только в крупных фирмах.
  2. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать НИОКР.
  3. Снижает себестоимость и повышает качество продукции.

Доводы  «против» монополии:

  1. Неэффективность в распределении ресурсов.
  2. Усиливает дифференциацию доходов.
  3. Чревата социально-политическими конфликтами.
 
 
 
    1. Рынок земли. Цена земли. Земельная  рента.

    Земля – это вещественный невоспроизводимый  ресурс.

    Особенность предложения земли заключается  в ее ограниченности и неподвижности, в отличие от капитала. Главными факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение земли.

      Спрос на землю включает два  основных элемента – сельскохозяйственный  и  несельскохозяйственный.

    Рыночное  равновесие на рынке земли является результатом изменений в спросе на землю при фиксированном ее предложении и достигается при уровне ставки земельной ренты, равной предельному доходу от использования земли.

    Экономическая рента – это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено.

    Земельная рента – это плата за использование  земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено. Земельная рента – это пример Читой экономической ренты.

    Дифференциальная  рента I – связана с различным плодородием и местоположением земли.

    Дифференциальная  рента II – связана с различной производительностью дополнительных вложений капитала.

    Цена  земли: 

     , где 

    P – цена земли,

    R – годовая рента,

    i – рыночная ставка ссудного процента.

    Арендная  плата включает в себя ренту, амортизацию  на постройки и сооружения (которые  находятся на земле), а также процент  на вложенный капитал. 

    1. Рынок капитала и ссудный  процент.

    Капитал – это любой ресурс, создаваемый  с целью производства большего количества экономических благ.

    Классификация капитала:

    1. В зависимости от характера функционирования в процессе производства и перенесения своей стоимости на создаваемый продукт, капитал делится на основной и оборотный.
    1. Основной капитал – это часть капитала, которая функционирует в течение нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость по частям. В его состав включается: земля, здания и сооружения, машины и оборудования, транспортные средства.
    1. Оборотный капитал – это часть капитала, используемая в течение одного производственного цикла и полностью переносящая свою стоимость на продукт в течение этого периода. В него включается: сырье и материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, незавершенное производство, заработная плата.
    1. В зависимости от характера участия в процессе создания стоимости товара.
    1. Постоянный – это часть капитала, которая в процессе использования не меняет величины своей стоимости. Затрачивается на приобретение средств производства. 
    1. Переменный – это та часть капитала, которая затрачивается на приобретение рабочей силы и в процессе производства меняет величину своей стоимости. 

    Физический  износ капитала – это потеря элементами основного капитала своей потребительской стоимости вследствие изнашивания оборудования.

    Моральный износ – это части стоимости  капитала в результате производительности труда и технического прогресса.

    Спрос на капитал осуществляется со стороны  фирм и проявляется в виде заимствования финансовых ресурсов, используемых фирмой для инвестиций, цель которых – увеличение прибыли.

    Предложение капитала осуществляется домашними  хозяйствами и является производным  от текущего дохода.

    Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени.

    Инвестиции  – вложения денежных средств, необходимых  для создания и увеличения капитала.

    Инвестирование  – процесс создания или пополнения запаса капитала.

    Валовые инвестиции – это общее увеличение запаса капитала.

    Возмещение  – это процесс замены изношенного  основного капитала.

    Чистые  инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

    Дисконтированная  стоимость – это текущая, т.е. приведенная на настоящий момент времени, ценность будущих доходов от использования капитала.

    Чистая  приведенная стоимость – это  разность между приведенной стоимостью будущих поступлений и приведенной  стоимостью текущих затрат. 

     .

    Номинальная ставка ссудного процента показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита.

    Реальная  ставка ссудного процента – это  ставка процента, скорректированная  на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. 

    1. Рынок труда и заработная плата.

    Труд  – это целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу, приспосабливает  ее для удовлетворения своих потребностей.

    Рынок труда – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара: рабочей силы.

    Особенности рынка труда:

    1. Помимо микроэкономических и макроэкономических факторов на нем действуют социально-экономические и социально-психологические факторы.
    2. Производительность труда наемного работника может значительно изменяться в зависимости от организации труда и личной заинтересованности работника.
    3. Работа, как правило, производится коллективом работников.
    4. На рынке труда встречаются собственник средств производства и собственник рабочей силы, между которыми идет торг относительно купли не самого владельца рабочей силы, а конкретного вида труда.
    5. Постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом.
    6. Происходит конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места.

      Под заработной платой в современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

    Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная наемным работником.

    Реальная  заработная плата – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

    Функции заработной платы:

  1. Обеспечивает воспроизводство рабочей силы.
  2. Материальное стимулирование.
  3. Регулирует рынок труда.
  4. Регулирует прибыльность фирмы.

    Средний уровень заработной платы – это условный показатель, показывающий меру оплаты труда в национальной экономике.

    Для монопсониста, являющегося единственным покупателем труда, предельные затраты  по труду изначально представляются как изменение в общих затратах, вызванные увеличением спроса на труд. Поэтому кривая предельных затрат монопсониста будет лежать выше кривой его средних затрат по ресурсу.

    Человеческий  капитал – это накопленный  работником образовательный и квалификационный потенциал, который является условием производительной деятельности.

    Профсоюз  – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров  с предпринимателем от имени и  по поручению своих членов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"