Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа содержит 1 файл

ekonomika.docx

— 116.66 Кб (Скачать)

31 Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Неценовые факторы совокупного  предложения

К ним относятся цены на ресурсы, рост или падение производительности труда, изменения в правовых нормах. Прежде чем приступить к характеристике каждого из факторов, изобразим процесс  их взаимодействия графически. Действие неценовых факторов приводит к смешению кривой совокупного предложения AS1. Если совокупное предложение растет, то она сдвигается вправо в положение AS2, если сокращается, то смещается влево, к AS3:

Важным неценовым фактором выступают  цены на ресурсы (в отличие от цен  на готовую продукцию). При повышении  цен на ресурсы увеличиваются  издержки на единицу продукции, а  это сокращает совокупное предложение. Если цены на ресурсы падают, происходит обратный процесс. Важнейшими видами внутренних ресурсов выступают земля, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские  способности. Кроме этих внутренних ресурсов действуют также цены на импортные ресурсы. К ресурсному потенциалу может быть отнесено и  господство на рынке.

Следующим неценовым фактором является производительность труда. В зарубежной экономической науке она рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству используемых ресурсов. Можно сказать иначе: производительность — это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу  затрат. Если производительность возрастает, значит, на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции  и, следовательно, совокупное предложение  возрастает, а кривая на графике  сдвигается вправо.

На совокупное предложение воздействует также изменение правовых норм. Оно  может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточения налоговой  системы увеличиваются издержки и совокупное предложение сокращается, если же налоги снижаются, то издержки сокращаются и совокупное предложение  возрастает Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения.

На величину издержек оказывает  воздействие государственное регулирование. Оно, как правило, увеличивает их и поэтому выступает фактором, противодействующим активизации совокупного предложения.

 

32 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)

Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD-АS сформулируем понятия совокупного  спроса и совокупного предложения  с учетом факторов, их определяющих.

Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (рис. 27.1).

Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.

Следует отличать изменения совокупного  спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями  в неценовых факторах совокупного  спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта.

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.

 

 

 

Рис. 27.1. Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)

Кривая совокупного предложения  может претерпевать сдвиги в сторону  увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен  на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования).

Объем реального национального  продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом  и предложением, обычно называют «состоянием  общего макроэкономического равновесия»  экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Последствия увеличения совокупного  спроса зависят от того, на каком  отрезке кривой совокупного предложения  оно происходит. Увеличение совокупного  спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального  продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся  мощности (рис.27.2,а). Увеличение совокупного  спроса на промежуточном отрезке  приводит к увеличению, как реального  объема ВНП, так и уровня цен (рис.27.2,б), т.к. экономика приближается к состоянию  полной занятости (QFE). На классическом отрезке увеличение совокупного  спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может  выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны (рис.27.2,в).

 

Рис. 27.2. Виды макроэкономического  равновесия:

а – на промежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS;

 в – на классическом отрезке AS

Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса (Robert Higgs). Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.

Экономический смысл эффекта состоит  в том, что изменения цен в  сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в  сторону понижения. Причинами возникновения  эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования  цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой - действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной  заработной платы.

 

33 Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).

Мультипликатор  инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления  и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):   (49.1)

 

 где K– мультипликатор инвестиций.

Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться  в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет  продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.

 

Мультипликатор инвестиций можно  изобразить графически (рис. 49.1).

Рис. 49.1. Эффект мультипликатора инвестиций в экономике 

S – сбережения; I – исходный  уровень инвестиций; I, I', I" – изменение  инвестиций; E, – равновесие на  рынке; УE – исходный объем национального производства; УE1, УE2 – изменения объема национального производства.

Мультипликатор умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, т. е. работает в обе стороны. Чтобы  убедиться в этом, достаточно на графике 49.1 ниже линии I построить линию I". Тогда УE – УE2 покажет воздействие мультипликатора на снижение ВНП.

Акселератор инвестиций

Эффект мультипликатора инвестиций дополняется эффектом акселератора.

Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение между приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем.   (49.2)

 

 Экономическое развитие страны  является не только следствием  вложения в нее инвестиций, но  служит исходной базой для  увеличения их в будущем. В  связи с этим целесообразно  все инвестиции разделить на  автономные и производные (индуцированные). Величина первых не зависит  от сложившегося уровня ВНП  и может рассматриваться в  качестве первоначального толчка  к активным действиям предпринимателей  на рынке. Именно эти инвестиции  и создают эффект мультипликатора.  Величина вторых является следствием  предыдущего развития: предприниматели,  видя, что объем национального  производства растет и конъюнктура рынка улучшается, стремятся использовать благоприятные условия и расширяют инвестиции. В результате, на автономные инвестиции накладываются производные, что ведет к ускорению развития, т. е. эффекту акселератора

 

34 Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д. Изучение экономического роста проходит в рамках теорий экономического роста

Показатели экономического роста.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом  самого пристального внимания экономистов  и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные  изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни  страны и ее перспективах. Показателями экономического роста являются темпы роста или прироста ВВП (ВНП) или национального дохода (НД) за определенны промежуток времени, или те же показатели, но соответственные с численностью населения. Абсолютные и удельные показатели позволяют оценить экономический рост с различной позиции.

1) Абсолютные показатели в большей  степени подходит для оценки: наращивания экономической мощи  государства, его военно-стратегического  потенциала, политического влияния  на международные отношения, его  места и роли в геополитической  расстановки сил.

2) Удельные показатели позволяют  более точно определить социально-экономическое  благополучие нации, уровень жизни  населения определенных стран,  региональных и иных их группировок.

Данные показатели ориентируются  в основном на развитие потребительского общества. Это - общество, которое формулирует  культ материального достатка.

Мерой экономического роста служат темпы прироста реального ВВП (ВНП) или НД (в процентах): ВВП/ =(ВВПt -ВВПt-1)/ ВВПt-1*100% или

НД/ = =(НДt -НДt-1)/ НДt-1*100%;

где ВВП/ и НД/ - темпы прироста соответственно валового внутреннего продукта и  национального дохода; ВВПt-1 и НДt-1 - величины соответственно валового внутреннего  продукта национального дохода в  году, предшествовавшем исследуемому.

ВВП, приходящийся на душу населения  исчисляется по следующей формуле:

ВВПД.Н. = ВВП/Ч,

где ВВПД.Н. - ВВП на душу населения  страны; Ч - численность населения  страны.

Свое выражение экономический  рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального  продукта (ВНП, ВВП, НД), в возрастании  экономической мощи нации, страны, региона.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"