Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Распоряжение - принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником.
Формы собственности можно классифицировать по различным критериям:
Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основных методов перехода к реальному многообразию форм собственности, как основы формирования рыночного хозяйства.
Разгосударствление - совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Это означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление может осуществляться по следующим направлениям:
Т.о. разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Этот центральная проблема перехода к рыночной экономике.
Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам.
Объектами приватизации могут быть:
После приватизации субъектами собственности становятся:
Приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности.
Разгосударствление - понятие, охватывающее весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства.
Целями приватизации в России были:
В конце 80-х гг. в были приняты основополагающие законы для развития рыночных отношений в нашей стране:
Государство, начиная с 92-го года, проводит масштабную компанию по разгосударствлению собственности, государство отказывается от собственности и 2 этап - ее приватизация.
Процессы приватизации и разгосударствления
за последние годы резко изменили структуру
собственности в России. Налицо становление
новой тенденции в развитии собственности.
На смену монопольному господству одной
ее формы приходит реальный полиморфизм
собственности, многообразие ее форм и
основанных на них видов хозяйствования.
Однако на развертывании этих процессов
сказывается целый ряд факторов, к ним
относятся отсутствие законов или существенные
проблемы в законодательстве, обусловленные
десятилетним невниманием к правовой
стороне собственности.
Билет 12. Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике
Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.
Рыночный механизм - механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.
Известно, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи, стоящие перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
а) включенность (или проблема безбилетника - free rider). Free rider - этот тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Например, национальная оборона. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования (не решаемую рынком) обществу надо найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государство и призвано принимать такие решения.
б) нулевые предельные издержки. При увеличении количества людей, потребляющих благо, роста издержке не происходит.
в) неделимость, что тесно связано с включенностью. Благо столь велико, что не может быть продано индивидуальным покупателям.
г) высокий уровень положительных эффектов, т.е. полезность для всего общества в целом. При этом производство таких благ рынком невозможно в силу действия принципов неделимости и включенности.
Т.о. рыночная система способствует перепроизводству и перепотреблению товаров и услуг, вредных обществу, и, напротив, недопроизводятся и недопотребляются товары и услуги, полезные обществу.
Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.
Функции выполняемые государством по предоставлению общественных благ, регулированию внешних эффектов, регулированию монополий и антимонопольному законодательству, пресечению асимметричной информации и эффективной организации денежного обращения, образуют минимально необходимые границы регулирования государством реального рынка.
1. Общественные блага связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государство, поэтому государство призвано решить сложнейшую задачу согласования доходов и расходов в госбюджете. Государство должно проводить определенную экономическую политику:
2. Регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Оно может вводить
2.1. Корректирующий налог - налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
2.2. Корректирующие субсидии - субсидии производителя или потребителя экономических благ с положительным внешним эффектом, которые позволяет приблизить частные общественные выгоды к предельным общественным.
2.3. Установление норм или стандартов по вредным выбросам
2.4 Введение платы за выбросы
2.5. Продажа временных прав на выбросы
3. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг; распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т.д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей; в связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием занимается государство.