Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
4. Товарное хозяйство и его основные критерии
- благо и товар.
Товарное хозяйство - возникло как противоположность натуральному, в начале в форме обмена между общинами, этот обмен носил случайный характер.
Товарное
производство - когда продукты создаются
отдельными частными, обособленными производителями,
каждый из которых специализируется на
выработке одного какого-либо продукта,
поэтому для удовлетворения общественных
потребностей нужна купля-продажа продуктов
на рынке.
Ни один человек, ни одно существо не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства и вещи для удовлетворения потребностей - блага.
Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
1. Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства).
Нематериальные блага - не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д. ).
Различают две группы нематериальных благ:
Внутренние - даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).
Внешние
- это то, что дает внешний мир для удовлетворения
потребностей (репутация, деловые связи
и т.д.).
2. Экономические блага - к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить .
Неэкономические
блага - предоставляются природой без
приложения усилий человека. Эти блага
существуют в природу «свободно», в достаточном
количестве для полного и постоянного
удовлетворения определенных потребностей
человека.
Товар - это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
Товар обладает двумя свойствами:
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:
Последнее - это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Товар
обладает не только свойством удовлетворять
человеческие потребности, но и свойством
вступать в отношения с другими товарами,
обмениваться на другие товары. Способность
товара к обмену в определенных количественных
пропорциях есть меновая стоимость.
5. Происхождение и сущность денег. Основные
теории денег. Особенности современных
денег.
Деньги
- это товар, но товар особого рода,
ибо обладает особой потребительной стоимостью,
способностью обмениваться на любой товар
или являющийся всеобщим эквивалентом,
это форма стоимости всех товаров и услуг.
Деньги
- абсолютно ликвидное средство обмена
Сущность денег проявляется в их функциях:
Деньги появились естественным образом из обмена и для обмена - существует много теорий. Первые деньги - это натуральные вещи.
Затем
стали использоваться деньги в виде слитков
золота и серебра. Это затрудняло товарное
обращение - необходимо было взвешивать
денежный метал, дробить его на мелкие
части, устанавливать пробы и т.д.
Эволюция денег:
1. Натуральные деньги;
2. Деньга в виде слитков золота и серебра;
3. Монетарная форма;
4. Бумажная форма (банкноты - балеты гос банка и гос казначейские билеты);
5. Безналичные деньги (существуют на банковских счетах);
6. Денежные чеки;
7. Электронные деньги.
Основные теории денег.
Металлическая теория денег.
Данная
теория возникла в Англии в период
первоначального накопления капитала
в XVI - XVII вв. Представителями раннего металлизма
были английские меркантилисты: Вильям
Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский
меркантилист Галлиани (VXIII в.) Для металлической
теории денег было характерно отожествлять
богатства общества с драгоценными металлами,
которыми приписывалось монопольное выполнение
всех функций денег.
Номиналистическая
теория денег. Первыми представителями
этой теории были англичане Дж. Беркли
(1685 - 1753) и Дж. Стюард (1712 - 1780). В основе их
теории лежали два следующих положения.
Во-первых, деньги создаются государством,
и, во-вторых, стоимость денег определяется
их номиналом. Ошибкой представителей
номинализма является положение о том,
что стоимость денег определяется государством.
Количественная
теория денег.
Основоположником количественной теории
денег был французский экономист Ж. Боден
(1530 - 1596). Дальнейшее развитие эта теория
получила в трудах англичан Д. Юма (1711 -
1776) и Дж. Милля (1773 - 1836), а также француза
Ш. Монтескье (1689 - 1755) и Д. Рикардо. Цены
товаров и стоимость денег определяется
количеством денег, находящимся в обращении.
Природа
и сущность современных денег.
Отрицается товарная природа современных денег: одни экономисты определяют природу денег как ликвидность, а др. рассматривают сущность денег как декретные деньги (имеют хождение по воле государства).
Современную бумажно-кредитную денежную систему называют «фидуциарной» (с лат - «сделка, основанная на доверии»).
Устойчивость современных денег определяется не золотым запасом, а количеством бумажных денег, необходимых для обращения.
Эволюция денег нашла изменение в их функциях. Так, функция средство обращения перестала выполнять роль стихийного регулятора денежной массы в обращении. Это можно объяснить тем, что при обращении неразменных денежных знаков золото не может автоматически перейти из сокровища в обращение и обратно, что было возможно при золотом стандарте. Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в ограниченном масштабе. Золото выступает в качестве сокровищ, как своеобразный страховой фонд гос-ва и частных лиц.
Кредитные и бумажные деньги не могут выполнять функцию стоимости. Но они обладают представительной стоимостью и выступают в роли функции средства обращения.
Постепенно
экономический мир от золота и бумажных
денег перешёл на более современные деньги
- электронные. Электронные деньги выполняют
функцию денег как средства платежа. Считается,
что очень скоро электронные деньги вытеснят
наличные, поскольку использование электронных
денег позволяет увеличить скорость денежного
обращения.
6. Рынок:
понятие, функции. Структура и инфраструктура
рынка.
Рынок - есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
2.Регулирующая - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
3.Стимулирующая - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, стимулирование НТП.
4. Ценообразование - установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.
5. Контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует тот или иной товар.
6. Посредническая - организует встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
7. Информационная функция - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
8. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с з/п.
9.
Функция реализации интересов рыночных
субъектов обеспечивает взаимосвязь
этих интересов по принципу, сформулированному
Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты
получишь то, что тебе нужно».
Структура рынка - это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.
Признаки любой структуры: тесная связь между элементами; устойчивость этой связи; целостность, совокупность данных элементов.
1.Потребительский рынок - рынок товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение потребностей индивидов.
2.Денежный рынок - или валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений.
3.Рынок информации - это особый рынок, предметом купли-продажи которого яв-ся газеты, книги, картины, реклама и т.д. этот рынок способен предоставлять людям необходимую и своевременную информацию. Разновидностью рынка информации яв-ся рынок лицензий.
4.Рынок инноваций - рынок на котором продаются и покупаются подлинные новинки, способные двигать НТП.
5.Рынок недвижимости - у нас представлен рынком жилья.
6.Рынок ценных бумаг - представляет реально существующий капитал в титулах собственности - акциях, облигациях, векселях. Реальный капитал - это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и т.д.).
7.Рынок факторов производства
8.Рынок труда - рынок на котором осуществляется купля-продажа услуг всех работающих независимо от квалификации. Важнейшим регулятором рынка труда яв-ся биржа труда.
Помимо этого рынки делятся на рынки: