Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Малое количество фирм, которые, однако, в состоянии снабжать весь рынок.
Модели поведения олигополиста.
Модель ломаной кривой спроса описывает реакцию субъектов рынка на изменение цены одного из них. Работа на рынке олигополий предполагает, что любое изменение цены ведёт к потерям дохода, поэтому цены здесь являются относительно негибкими, консервативными. Ценовая конкуренция становится невыгодной и олигополиста прибегают к неценовой конкуренции, улучшая качество продукции, используя научно-технические достижения, эффективный менеджмент, рекламу. Модель ломаной кривой спроса получила такое название благодаря графику, отображающему ситуацию, когда олигополисты не отвечают на повышение цены, а при её снижении поддерживают её начинание.
P
Q
Qº
Модель стратегии наименьших потерь основана на использовании теории игр. Фирма определяет стратегию исходя из возможного ответного поведения конкурента. Если бы с конкурентом можно было бы договориться, то была бы выбрана стратегия, позволяющая каждому получить прибыль, размеры которой примирили бы их интересы. Однако в условиях автономного поведения конкурента стратегия фирмы строится с учётом того, что конкурент никогда не выберет для себя вариант с наибольшими потерями. Поэтому из просчёта ответных доходов конкурента такой вариант исключается.
Модель Курно показывает, каким образом на рынке дуополии (2 продавца) устанавливаются цена и выпуск одного и того же вида продукции. Модель строится на предложении, что каждый из участников определяет для себя объём производства исходя из объёма предложения конкурента. При этом отыскивается рыночное равновесие объёмов производства, которое устраивает каждого и не стимулирует их к изменению своих позиций на рынке. Обе фирмы борются за свою долю на рынке, сбивая цены и уменьшая тем самым предельный доход конкурента. Такое противоборство выгодно до тех пор, пока увеличение производства компенсирует потери от снижения цены. При достижении подобных параметров фирма попадает в состояние экономического равновесия.
P
Q
Модель картеля показывает типичное поведение
олигополистов, вступивших в тайный сговор.
Тайный сговор, соглашение, корпоративное
поведение являются средством, с помощью
которого фирмы пытаются избежать потери
от конкуренции, которые могут быть значительными,
поскольку в борьбу вступают фирмы, представляющие
крупный бизнес. Склонность ко всякого
рода тайным соглашениям обусловлена
малым количеством конкурентов, что облегчает
возможность договорённости между ними.
Наиболее часто договорённость принимает
форму картеля. Картель - это формальное
(в письменном виде) или устное соглашение
по поводу цен и объёмов производства
или о разделе рынков сбыта.
Модель лидерства в ценах фиксирует результаты координации действий фирм, не вступающих в прямой тайный сговор. Рынок олигополий в подобном случае возглавляет наиболее крупная или эффективная фирма, диктующая цену рынку, а остальные принимают эти условия.
Типичное поведение ценового лидера характеризуется:
- цена на рынке меняется достаточно редко, ибо фирма опасается, что конкуренты на последуют за её новым уровнем. Поэтому ценовой лидер обычно на реагирует на незначительные конъюнктурные изменения издержек и спроса. Ценовой лидер будет повышать цену, если произойдёт достаточное повышение налогов, удорожание какого-либо ресурса.
- о предстоящем пересмотре цен лидер обычно оповещает участников рынка заблаговременно.
- принимая ценовое решение, лидер не обязательно обеспечивает в краткосрочном периоде максимальную прибыль. Желая отсечь новых конкурентов, олигополист выбирает уровень цен, при котором норма прибыли не максимальна, но выше средней.
Модель «издержки плюс» описывает ценообразование, строящееся по принципу: затраты плюс добавки к ним. В качестве базы фирма выбирает средние переменные издержки, которые зависят от объёма производства, а затем прибавляет к ним % надбавку, необходимую для покрытия накладных расходов (средние постоянные затраты) и обеспечения необходимого уровня прибыли. Обычно такая надбавка составляет 10-15% от средних переменных издержек. Формула монопольной цены
P = AVC + m (AVC),
Где AVC - средние переменные издержки;
m - используемый процент надбавки.
Величина процентной надбавки зависит
от эластичности спроса на товар. При эластичности
спроса массу прибыли можно увеличить
даже при снижающихся ценах. Поэтому чем
эластичнее спрос на товар, тем ниже процент
надбавки, максимизирующей прибыль.
22. Особенности формирования цены на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Труд является важнейшим фактором производства и основным источником доходов экономически активной части населения. Рынок всегда состоит из покупателей и продавцов, образующих соответственно спрос и предложение на тот или иной продукт либо услугу.
Согласно стандартному определению, рынок труда - это сфера контактов между продавцами и покупателями трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Рынок труда включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок большинство работающего населения получает доходы и, и получив работу, приводит там основную часть своего активного времени.
На рынке труда покупается и продаётся рабочая сила, а в качестве цены выступает заработная плата. Спрос на рынке труда определяют предприниматели (работодатели). Он зависит от потребностей производства в дополнительной рабочей силе, наличия свободного капитала для её покупки и уровня цены (заработной платы). Предложение на рынке труда определяется количеством людей, ищущих работу (безработных). При этом равновесие рынка устанавливается исходя из равенства между спросом и предложением.
Фирма нанимает дополнительного работника
тогда, когда его предельная доходность
равна ставке его заработной платы: MRP
(L) = W. Т.о. кривая спроса на труд строится
в координатах «заработная плата» (W) -
«число занятых» (L) и имеет нисходящий
вид.
W
L
0
La Lb
В основе предложения труда лежит проблема выбора каждым человеком соотношения между трудом и отдыхом. Номинальная заработная плата (Wn) представляет собой то количество денег, которое работник может получить за свой труд. Реальная зарплата (Wr) - это то количество товаров и услуг, которое можно на эти деньги приобрести. Связь межу этими величинами будет определяться уровнем цен на товары и услуги: Wr = Wn : P.
Теоретически рынок труда может быть совершенно конкурентным и несовершенно конкурентным. В обоих случаях спрос на труд со стороны отдельной фирмы, отрасли и экономики в целом будет определяться предельной доходностью труда. Различия в ценообразовании на разных рынках будут касаться, прежде всего, предложения труда.
Совершенно конкурентный рынок труда характеризуется тем, что:
- большое число работников одинаковой квалификации прелагают свои услуги в данной сфере деятельности;
- множество небольших фирм конкурируют друг с другом при найме работников данной специальности;
- ни рабочие, ни фирмы не в состоянии влиять на цену труда, т.е. на величину зарплаты.
При совершенной конкуренции предельные издержки труда будут равны зарплате (MRC(F) = W). Это объясняется тем, что предложение труда для отдельной фирмы не будет зависеть от величины зарплаты, поскольку работники не в состоянии её изменить. В то же время, отдельная фирма нанимает не всех, а лишь незначительную часть общего рыночного предложения рабочей силы. Поэтому при данной ставки зарплаты предложение труда может быть сколько угодно большим. Тогда любая фирма, пользуясь ситуацией, будет увеличивать занятость на производстве до тех пор, пока дополнительный работник не обеспечит прирост дохода, равный величине его зарплаты: MRP (L) = W.
W
L
0 Le
Если рассматривать рынок труда не для одной, а для всех фирм, использующих труд работников данной профессии, то предложение в данном случае будет ограниченным. Поэтому для того, чтобы расширить производство, необходимо привлечь работников из других сфер деятельности, а для этого следует увеличить зарплату.
Следовательно, кривая предложения рабочей силы для отдельной отрасли имеет восходящий вид.
Равновесие на рынке труда может быть нарушено. Одним из факторов нарушения равновесия на рынке труда является государственной регулирование. В частности, государство устанавливает минимальный уровень зарплаты, чтобы повысить оплату труда неквалифицированных работников до такого уровня, который оградил бы их от нищеты. На изменение равновесия на рынке труда могут оказывать влияние различные факторы: производительность труда, его фондовооружённость, уровень квалификации и др.
W D S
L
0 Ld Le Ls
Наиболее распространённым типом несовершенной конкуренции является монопсония. Подобная ситуация нередко встречается в небольших городах, где экономика города практически зависит от деятельности одной крупной фирмы. Именно эта фирма предоставляет работу основной массе населения и выступает основным покупателем на местном рынке труда. Поэтому у неё есть все возможности влиять на уровень зарплаты.
Такая фирма будет вынуждена увеличивать заработную плату для привлечения дополнительных работников, занятых в производстве. Поэтому предельные затраты на ресурсы будут выше ставки заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки всех уже нанятых рабочих до нового уровня зарплаты.
Величина предельных затрат на труд для монополиста будет выше величины средней зарплаты. На графике это положение отражает кривая MRC(L) которая располагается выше кривой предложения труда S(L). Конкретное количество работников, нанятых фирмой, будет определяться условием максимизации прибыли, которое в свою очередь исходит из необходимости соблюдения равенства предельной доходности и предельных издержек труда: MRP(L) = MRC(L). На графике - это точка E, где пересекаются соответствующие кривые. Количество нанятых на работу, соответствующих данному условию, - Le , а величина зарплаты - We.
W MRP(L) MRC(L) S(L)
L
0 Le Lc
Противодействовать тенденции снижения зарплаты и численности занятых призваны профсоюзы. Профсоюз - это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.
23. Особенности формирования цены на землю. Земельная рента. Арендная плата и цена земли.
Состояние рынка земли определено действиями двух основных его субъектов: собственников земельных ресурсов (землевладельцев) и сельскохозяйственных предпринимателей (земледельцев). Первые, предоставляли землю в аренду, формируют предложение услуг земли. Вторые, арендуя то или иное количество земли, предъявляют спрос. Если землевладелец сам обрабатывает землю и арендатор приобретает земельный участок в собственность, то функции собственника и предпринимателя совмещаются в одном лице.
Количество как предлагаемой, так испрашиваемой земли измеряется в физических показателях: квадратных метрах, гектарах, сотках. Оно определяет величину земельной услуги. Услуга земли состоит в её способности удовлетворять спрос на продукцию, производимую с помощью данного фактора. Это главным образом с/х продукция.
Спрос на услуги земли - это то количество земли, которое хотят взять в аренду земледельцы при каждом данном уровне цен. Спрос на услугу земли является производным. Это значит, что его величина (то количество земли, услугами которой захотят воспользоваться) зависит не только от определённого количества произведённой на земле продукции, но и от дохода, который можно получить от реализации этого количества.